Студопедия — Многозначность феномена прекрасного
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Многозначность феномена прекрасного






Признавая право каждой из названных концепций прекрасного на существование, тем не менее, заметим, что в красоте есть некая неуловимая тайна, которая не позволяет одномерно и сугубо аналитически относиться к ее постижению. Например, В.П. Бранский пытается осуществить анализ эмпириче­ского критерия красоты. Для этого он избирает противополож­ные категории: с одной стороны, это порядок и симметрия («в этом нас убеждают кристаллы, снежинки, радуга, морские звезды, раковины»[60]), с другой стороны, это хаос и ассиметрия (красота «звездного неба, северного сияния, поля цветов, шкуры леопарда, павлиньего пера, кораллов, жемчужины не­правильной формы»[61]).

В качестве другой пары категорий исследователь изби­рает движение и покой. Красота движения — это разбушевав­шиеся морские волны, полет метеора, водопад, фонтан, полет орла. Красота покоя — это «водяное зеркало во время штиля, лес сталактитовых и сталагмитовых колонн в пещере, куда не ступала нога живого существа, ансамбль цветных скал причуд­ливой формы, безмолвный лунный пейзаж…»[62]. Далее исследова­тель полагает, что красота есть и простота, и слож­ность; видимое и невидимое, земное и небесное: «в отличие от обычной земной красоты хорошенького девичьего личика, от­ражающегося в зеркале, следуя своим взором туда, куда уст­ремлен взгляд Магдалины, мы воспринимаем в ночном полу­мраке комнаты присутствие чего-то неземного — почти «ося­заем» таинственный «потусторонний» мир, дыхание которого рождается в темных глубинах пустого пространства…»[63].

Вывод из всех этих примеров напрашивается только один: объективного критерия красоты, который бы имел чисто эмпирическое происхождение, вообще не существует. Таким образом, красота, действительно, подобна мифическому Про­тею или реальному хамелеону: как только ее пытаются «ухва­тить» с одного конца, — она тут же меняет свой облик, превра­щаясь в нечто другое, причем нередко противоположное ис­ходному.

Это дало повод Н. Гартману сформулировать сле­дующим образом суждение о сложившейся за многие века си­туации. Спрашивая, «почему одно вызывает впечатление не­красивого, а другое — красивого», «мы желаем невозможного: с помощью разума…, т.е. с помощью понятий… постигнуть то, что постигается только эстетическим созерцанием»[64]. Харак­терно, однако, что это «бессилие» разума раскрыть сущность красоты объясняется, по Гартману, нашей неспособностью «проникнуть в тайну нахождения художественной формы»[65], т.е. создания и выбора выразительной умозрительной модели художественного образа.

Следовательно, подлинное произве­дение искусства способно открывать новые аналоги красоты, и в полотне К. Моне мы обнаруживаем столько же цельности, со­звучия, сияния (критерий красоты по Фоме Аквинскому) — хотя и в совершенно ином проявлении, — как и в китайском рисунке или музыке Бетховена.

Соединяясь в гениальном творении человека, трансцен­дентальная и эстетическая красота влечет к источни­кам бытия. Вспомним страницу, на которой Ш. Бодлер, кому со­временное искусство обязано сознанием богословского досто­инства и всевластной духовности красоты, дает свое собствен­ное изложение отрывка из «The Poetic Principle» Эдгара По: «Именно этот чудесный, этот бессмертный инстинкт Красоты заставляет нас смотреть на Землю с ее зрелищами как на некое смутное изображение, некое соответствие Неба… Именно че­рез поэзию и в поэзии, через музыку и в музыке душа прозре­вает великолепие, ожидающее ее по ту сторону могилы; и ко­гда какие-нибудь чарующие стихи вызывают на глазах слезы, то слезы свидетельствуют не об избытке наслаждения, а скорее о некой нетерпеливой скорби, …об изгнанной в мир несовер­шенства природе, которая желала бы немедленно, на этой са­мой земле, обрести открывшийся для нее рай»[66]. Бодлер верно ухватывает саму суть художественного творчества: с его помощью человек резонирует с Абсолютом, утверждая себя в духовной реальности.

Для человека с развитым эстетическим миро­восприятием способны происходить удивительные метамор­фозы: любое, самое обычное, заурядное явление (с точки зре­ния обыденного сознания) превращается в нечто значимое, со­кровенное, заповедное.

Выводы:

Исследование основных концепций красоты показывает, что эстетическое сознание как одно из самых сложных, интегративных духовных явлений невозможно вывести из одного источника. Феномен прекрасного — это проблема не только функционирования личностного сознания, но и особенностей строения Космоса, конкретных природных объектов, законов общественного развития. В целом, несмотря на острую полемику, представителей различных подходов объединяло понимание прекрасного, как меры, симметрии, пропорциональности, целесообразности, ритмичности, гармонии.

Тема 11 Возвышенное







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 216. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия