Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема трагедии в отечественной культуре





Тема трагедии и стремление воплотить трагическое находит свое талантливое претворение и в отечественной культуре. Так, у Ф.М. Достоевского звучит протест против растворения страдания в целом (сравнение с Шиллером, Шеллингом, Гегелем), мысли о неискупимости и непоправимости.

В отечественной культуре феномен трагического раскрывается не только в связи с непосредственными социальными антагонизмами, в нем зафиксированы эстетические аспекты и личной человеческой жизни, ее столкновение со смертью. Это блестяще раскрыто А.П. Чеховым в рассказе «Враги». У доктора Кириллова только что умер единственный сын, шестилетний Андрей. И вот А.П. Чехов как художник проникает в природу этого события: «Тот отталкивающий ужас, о котором думают, когда говорят о смерти, отсутствовал в спальне. Во всеобщем столбняке, в позе матери, в равнодушии докторского лица лежало что-то притягивающее, трогающее сердце, именно та тонкая, еле уловимая красота человеческого горя, которую не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка. Красота чувствовалась и в угрюмой тишине, Кириллов и его жена молчали, не плакали, как будто кроме тяжести потери сознавали также и весь лиризм своего положения. Как когда-то, в свое время прошла их молодость, так теперь, вместе с этим мальчиком, уходило навсегда в вечность и их право иметь детей!»[92].

Трагическое А.П. Чехова, как ни парадоксально на первый взгляд звучит это словосочетание, есть красота сострадания, красота высочайшего, совершенного гуманизма[93].

Личность человека, сохранение ее достоинства — главное противопоставление страху смерти. По мнению писателя, Единое, Целое, куда возвращается человек после смерти, растворение его в природе, «жизнь в траве, камне, жабе» присущи тому, у кого больше страха перед смертью, чем достоинства» («Палата № 6»). Если человек не бессмертен, если ему суждено превратиться в глину, зачем же извлекать из небытия высокий божественный ум человека, — тоскует герой палаты № 6. «Скоро меня возьмет смерть, — думает старый профессор («Скучная история»). Эта мысль вызывает у него «безотчетный животный ужас». Ученый, проповедующий торжество науки, испытывает «страстное», «истерическое желание протянуть вперед руки и кричать о нелепости того, что его, знаменитого человека, судьба приговорила к смертной казни». «Мне хочется, чтобы все мои слушатели ужаснулись, вскочили с мест и в паническом страхе с отчаянным криком бросились к выходу». Николай Степанович в отличие от умирающего Ивана Ильича, героя повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», нашедшего душевное успокоение в любви и самоотречении, не понимает смерти. Претендующая на утешение самая тонкая казуистика беспомощна. «Жить хочется!» — заключает Ярцев свои философские размышления о смерти (Повесть «Три года»). Чехову казалось слишком простым признать Бога разрешителем всех проблем и избавителем от страха смерти. Обращение Толстого к Евангелию Чехову кажется неискренностью человека, «который боится смерти, не хочет сознаваться в этом и цепляется за тексты священного писания». И далее: «…Почему текст из Евангелия, а не из Корана? Надо сначала уверовать в Евангелие, в то, что именно оно истина, а … потом уже решать все текстом»[94].

В «Исповеди» Л.Н. Толстой признавался, что исходным пунктом и мотивом его мировоззрения был страх смерти. Все ничтожно и призрачно перед лицом смерти, означающей отрешение от жизни. Страдания, по мнению Толстого, уничтожающие обольщение общественным престижем, богатством, чувственными наслаждениями, возвращают человека к духовному существованию. Именно этот путь и был обозначен писателем в «Войне и мире», «Трех смертях», «Анне Карениной», «Смерти Ивана Ильича» и других произведениях. Бессмертие для Толстого обретается человеком посредством любви — нравственной силы, осуществляющей единение человека с миром: «Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему вечному источнику». Подобное слияние — соединение с Единым, Целым, Божественным, выражающееся в утрате индивидуальности, уничтожает страх смерти.

Трудно назвать иного писателя, на мировоззрение которого Толстой имел бы столь решающее влияние, как это проявилось в личности И.А. Бунина. Именно в природе писатель ищет истину, добро, красоту, — все то, что не находит в людях. Рождавшая ощущение счастья и радости природа вызывала в душе Бунина недоумение: «Почему же так убога жизнь человека?» В рассказе «На край света» читателя поражает несовместимость великолепия бессмертной природы и ничтожности человеческой жизни с ее скорым физическим и духовным умиранием. «Как же это так? — думает Капитон Иванович, — будет все по-прежнему, будет садится солнце, будут мужики с перевернутыми сохами ехать с поля…, будут зори в рабочую пору, а я ничего этого не увижу, да не только не увижу — меня совсем не будет! И хоть тысяча лет пройдет — я никогда не появлюсь на свете, никогда не приду и не сяду на этом бугре! Где же я буду? (Рассказ «На хуторе»). Подобные размышления молодого писателя продолжены в романе «Жизнь Арсеньева», в повести «Освобождение Толстого». Однако решить эти проблемы, признается Бунин, невозможно: «И от попыток моих разгадать жизнь остается один след: царапина на стекле, намазанном ртутью». («У истока дней»)[95].

И подлинное искусство, как квинтэссенция эстетического света Вселенной, сглаживает ущербность, предельность эмпирического бытия людей, открывая перспективу Вселенского существования, уникальность мгновения, сокровенную глубину бытия, стремительность земного порыва и жажду вечности. Так реализуется идея бессмертия — основная идея трагического.

Трагические катаклизмы XX в. нашли художественное выраже­ние не в трагедии как жанре (в отличие от античности, европейского Возрождения, классицизма, трагедийного творчества Гёте, Шиллера, Пушкина), а в романе, повести, рассказе, новелле. То есть в XX в. средоточием высших форм трагизма стало художественное повество­вание, нарративный текст. Для современной трагедии, по мнению О. Мандельштама, нет синтетического народного сознания — непререкаемого и абсолютного, когда народ имеет твердые ценностные понятия и трагедия говорит об их осквернении и защите. Создается мно­жественная система перекрещивающихся позиций, открывающих пред­мет с различных сторон: на свете, полагал В. Шаламов, тысяча правд, их надо видеть, знать, учитывать, хотя определяющей правдой все-таки является для писателя правда таланта.

Ксения Мяло, разбирая роман В. Астафьева «Прокляты и убиты», пишет, что автор показывает войну как Голгофу без Воскресения, что его убитые воскресения недостойны, а потому неумолимо прокляты. После Куликовской битвы на Руси была установлена Дмитровская суббота, явилось сказание о Богоматери, кадящей поле воинских страстей, и предание — до сих пор живое — о световых столбах, восходящих над ним в канун Дмитровской субботы: «...чистое свечение духа, субстанция жертвенности воинского усилия, горний образ народа, лишаясь которого он расчеловечивается, низводится к чисто физическому бытию.

И вот над теми трупами и над той кровью, о которых так настойчиво говорит Астафьев как о единственном орудии Победы, он сам с внушающей страх настойчивостью гасит столбы, оставляя лишь мучительно страдающую и жаждущую жить телесность».

Здесь нет необходимости разбирать сильные и слабые стороны книги «Прокляты и убиты». Оценка романа В. Астафьева Ксенией Мяло может показаться слишком суровой. Но нам, однако, важно ее понимание метафизики Великой войны, которая принесла нашему народу неисчислимые страдания, но и безусловное духовное просветление, не померкнувшее и полвека спустя, когда наши правители безответственно и преступно разрушили плоды достигнутой победы.

Вывод:

Произведение искусства, созданное рукой Гения, Мастера, подлинного художника, даже раскрывая трагизм человеческого мироощущения, — противостоит всему преходящему, противостоит смерти. Искусство знает только один вид вечного: вечность и бесконечность творчества человека. Звезды, планеты, вся Вселенная в ее реальной бесконечности существуют в искусстве только через освоение и восприятие их человеком. Только великое искусство гармонизирует мир, порождает катарсис, побуждает человека к познанию, обеспечивает ему бессмертие. Поразительные взлеты человеческой личности, мысль философа, полотно художника — все это уже предчувствие и переживание бессмертия «здесь и теперь». Это как бы луч света, который освещает и путь отдельной души, и историю всего человечества.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 251. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия