Тема 13. Альтернативные модели прекрасного
Вопросы 1. Прекрасное как качество измеримое, пропорциональное, ритмическое, симметричное (от пифагорейцев до Лука Пачоли, от Биркгофа и Фехнера до теории информации). “Золотое сечение”. 2. Отождествление прекрасного, полезного и морального (от Сократа и Цицерона до Шефтсбери и Рескина). 3. Прекрасное как неизмеримое, как идея, как эйдос (Платон, Плотин), как идея в чувственной форме (Гегель), как духовная святость (П. Флоренский). 4. Понятие красоты как целостности (от Аристотеля до Вельфлина), как гармонии (от пифагорейцев до современных физиков и математиков). 5. Прекрасное и интересное.
Литература 1. Бычков В.В. Эстетика: учебник. – М., 2006. – 346 с. 2. Гуревич П.С. Эстетика: учебник. – М., 2006. – 328 с. 3. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М., 2002. – 388 с. 4. Каменская Е.Н. Лекции по этике и эстетике. Изд. 2-е – Ростов н/Д, 2005 – 314 с. 5. Николаева С.Н. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. –М., 2003. – 278 с. 6. Бачинин, В.А. Эстетика: энциклопедический словарь. М., 2005 – 428с.
Тема 14. Феномен смеха в культуре Вопросы 1. Комическое и трагическое, комическое и серьезное, комическое и стыдливое. 2. Комическое как различные типы противоречий: прекрасного - безобразному, возвышенного - ничтожному, рассудительного - нелепому, амбиции - внутренней пустоте и т.п. 3. Роль внезапности, неожиданности в смеховом эффекте: остроумие как особый вид сокращения. Приемы комического осмеяния: ирония, сарказм, пародия, гротеск, буффонада. 4. Бахтин (отличие от Бергсона): смех - зона контакта, общение - понимание, игра жизненных сил. Концепция серьезно - смеховой культуры, связь смеховой сферы с высшими миросозерцательными целями. 5. Катарсис смеха. Смех как разрушитель стереотипов.
Литература 1. Бычков, В.В. Эстетика: учебник. – М., 2006. – 346 с. 2. Гуревич, П.С. Эстетика: учебник. – М., 2006. – 328 с. 3. Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник. – М., 2002. – 388 с. 4. Каменская Е.Н. Лекции по этике и эстетике. Изд. 2-е – Ростов н/Д, 2005 – 314 с. 5. Бачинин, В.А. Эстетика: энциклопедический словарь. М., 2005 – 428с.
Вопросы и задания для самоконтроля
Тема 1. Эстетика и проблемы философской рефлексии об искусстве 1. Чем эстетический подход к изучению искусства отличается от искусствоведческого? 2. Как история художественного сознания соотносится с историей эстетической мысли? 3. Чем отличается художественное мировосприятие от утилитарного подхода к жизни? 4. Приведите примеры эстетического “измерения” бытия. 5. Как вы понимаете известные слова Ф.М. Достоевского о том, что красота спасет мир? 6. Какова роль искусства в процессе гармонизации общества? Тема 2. Художественное сознание Древней Греции. 1. Почему изменился художественный мир античного общества по сравнению с архаическим периодом? 2. Какую роль играла красота природы в жизни древнего грека? 3. О. Шпенглер писал: “Нет ничего более безличного, чем греческое искусство... Никогда еще не было искусства, которое уделяло бы такое исключительное внимание одной только ощупываемой глазом поверхности тел”. Разделяете ли вы эту точку зрения? Аргументируйте ответ. 4. Почему в искусстве огромное внимание отводилось воплощению героического типа красоты? 5. Какие виды искусства наиболее активно развивались в античной культуре? Охарактеризуйте их. 6. Известно, что именно в Греции произошло рождение театра и в деле воспитания граждан особое значение придавалось трагедии. Однако Руссо утверждал: “Пусть не приписывают театру способность изменять чувства и нравы: они в состоянии лишь следовать им... Говорят, будто трагедия ведет через страх к состраданию. Допустим, - но что это за сострадание? Пустое преходящее волнение... бесплодная жалость, довольствующаяся легкой данью в виде нескольких слезинок и ни разу еще не породившая ни одного гуманного поступка”. Какова ваша точка зрения? 7. Пифагорейцы полагали, что красота Космоса открывается не всем. Она доступна лишь тем, кто ведет правильный образ жизни. Как вы понимаете эту мысль? 8. Познакомьтесь с лирикой древних греков. Какие поэты вам кажутся наиболее интересными и почему? 9. В чем заключается непреходящее значение древнегреческой эстетики?
|