Студопедия — Карнавальный смех
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Карнавальный смех






Далеким отголоском дионисийских или вакхических празднеств был средневековый карнавал с его разгулом страстей и с его чрезмерностью во всем, только сакральность и магия этого разгула были сведены почти на нет. Карнавал приобрел практически пол­ностью игровой характер, хотя, конечно, некоторая память об обря­довом языческом смысле его игр и церемоний осталась, об этом говорит хотя бы их регулярное осуждение со стороны христиан­ской церкви. Кроме того, пьянство, обжорство, половая невоздержанность всегда расценивались христианской церковью как устойчивые признаки языческого образа жизни.

Во времена же постхристианские, когда уже была пройдена це­лая эпоха развитой духовности, особенно на закате Ренессанса, телесное начало оскудевает, маскируясь чрезмерностью, гротескностью проявлений, теряет свои прекрасные формы, приобретает низкие и низменные формы с концентрацией на натура­листических деталях.

По Бахтину, гротеск показывает в одном теле два тела, почкование и деление живой клетки жизни. Поскольку гротеск является образной передачей состояния хаоса, то он обычно появляется в начале или в конце исторического периода, когда все еще неясно, смутно, только проглядывают очертания будущего, либо когда наоборот, все теряет свою опреде­ленность и уверенность в себе. Гротеск — знак переходного состоя­ния. Поэтому не мудрено, что позднее средневековье и Ренессанс, переходный период к Новому времени, оказались столь чуткими к гротескным образам, приводящими все, весь установившийся порядок, в хаотическое движение первобытного начала.

Поскольку карнавал был наслед­ником древних обрядов плодородия, в которых в единое целое были сплавлены смех естественный психофи­зиологический, радостный смех переизбытка энергии, смех риту­альный, постольку в карнавальном смехе представлены также бы­ли и то, и другое: и смех радости, и насмешка.

Карнавальный смех — уравнивая всех, руша иерархические, имущественные, сословные, возрастные перегородки, создавал временный мир всечеловеческого братства, свободы и равенства.

Из анализа, данного Бахтиным, в работе «Творчество Франсуа Рабле…» следует: карнавальный смех — это всенародный, праздничный смех; он универсален, т.е. направлен на все и на всех, в том числе и на самих смеющихся: мироздание предстает в своем смеховом ас­пекте, в своей веселой относительности; это смех одновременно веселый, лику­ющий и насмешливый, высмеивающий, он и отрицает и утверждает, казнит и воскрешает, хоронит и возрождает (это свойство карна­вального смеха Бахтин называет «амбивален­тностью»).

Итак, в истории эстетической мысли комическое характеризуется как результат кон­траста, «разлада», противоречия: безобразно­го — прекрасному (Аристотель), ничтожно­го — возвышенному (И. Кант), нелепого — рассудительному (Жан-Поль, А. Шопенгау­эр), бесконечной предопределенности — бесконечному произволу (Ф. Шеллинг), об­раза — идее (Фишер), автоматического — живому (А. Бергсон), неценного — притяза­ющему на ценность (И. Фолькельт), необхо­димого — свободному (Ф. Шютце), нич­тожного — великому (Липпс), ложного, мни­мо основательного — значительному, прочно­му и истинному (Г.В.Ф. Гегель), внутренней пустоты — внешности, притязающей на зна­чительность (Н.Г. Чернышевский).

 

Выводы по разделу:

Эстетическое это метакатегория, все относящееся к суждению о прекрасном и о вкусе, которая отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвы­шенному, низменному, трагическому, комичес­кому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. Анализ эстетических категорий, отражающих объективные состояния, позволяет обнаружить своеобразие про­явления эстетического как совершенного в их сущности, показать многообразие форм проявления, феноменологию этой сущности в категориях прекрасного, возвышенного, трагического и коми­ческого, раскрыть их гносеологическое и социальное значение.

Словарь эстетических категорий [105]:

БЕЗОБРАЗНОЕ — категория эстетики, вы­ражающая негативную эстетическую ценность. В истории эстетики безобразное не имеет глубокой теоретической традиции и осмысливается как антипод прекрасного; как эстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют отрицательное обще­человеческое значение, хотя и не представ­ляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему.

Безобразное — дисгармония частей и целого. Парадокс безобразного в искусстве в том, что предмет может быть изображен прекрасно, поэтому эстетическое переживание безобразного двойствен­но: наслаждение художественным произведением сопровождается чувством отвращения к предмету изображения. Античная эстетика рассматривала безобразное как момент комического. Впервые теоретически категорию безобразного осмыслил Аристотель: произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное и безобразное. Даже отвратительное, изображенное в художест­венном произведении, доставляет эстетичес­кое удовольствие: «...На что смотреть непри­ятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов» (Арис­тотель. Поэтика. IV, 1449а). Средневековое христианство отождествляло безобразное с субстанционально злым, классицизм оценивал как абсолютную противоположность прекрасного и выводил за границы эстетического. Большое внимание этой категории уделяла эстетика романтизма. Шлегель утверждал значимость эксцентрического и уродливого для искусства. В. Гюго понимал гротеск как соединение прекрасного с безобразным.

Как реальное явление безобразное находится за пределами эстетического удовольствия; катарсис при созерцании безобразного не возникает. И, тем не менее, даже существует книга «Эстетика безобразного». Ее автор К. Розенкранц, ученик Гегеля, рассматривает взаимосвязь прекрасного со своей негативной противоположностью. Речь идет у него не о болезненном любовании мерзостями жизни — таковое находится за пределами вкуса и свидетельствует лишь об испорченности нравов. Здоровый, нормальный подход к безобразному — это бескомпромиссное его отрицание: «Не само безобразное доставляет нам наслаждение, а прекрасное, которое преодолевает отпадение от себя самого». Искусство, подчеркивает Розенкранц, «должно нам демонстрировать безобразное во всей остроте его уродства».[106] Таково мнение философа.

Аналогичным образом рассуждает и художник. «Безобразным, по существу, называется все уродливое, нездоровое, вызывающее мысль о болезни, немощи и страдании, все, что противно правильности, т.е. здоровью и силе, — замечал французский скульптор О. Роден. Безобразна душа и поведение безнравственного человека, человека порочного и преступного, человека анормального, который вредит обществу; безобразна душа отцеубийцы, предателя и честолюбца, не разбирающего средств.

БЛАЖЕНСТВО — (фр. Jouissance = наслаждение (термин введен Р. Бартом) — категория, выражающая эстетическое наслаждение, испытываемое читателем от активного творческого воспри­ятия, побуждаемого художественным тек­стом, обладающим высокими художествен­ными качествами. Менее высокие по своим художественным качествам тексты восприни­маются без особого труда, но и без большой рецептивной активности. Они доставляют менее интенсивное эстетическое наслажде­ние — не «jouissance», a «plaisir» (не блажен­ство, а удовольствие).

 

ИРОНИЯ (от греч. eironei'a = притворство, насмешка) {Eiron (= лицемер) — персонаж древнегреческой комедии, притворявшийся глупцом; с помощью иронии, Eiron достигал сво­их целей, не путем прямых высказываний, а скрывая свои реальные возможности} — это отте­нок смеха, намерение в шутку или в насмешку сказать нечто противоположное тому, что человек думает, но сказать так, чтобы выявить истинный смысл ситуации; тонкое юмористическое восприятие некой непосле­довательности, в которой из контекста отчет­ливо прослеживается утверждение или собы­тие, оттеняющее его совершенно иной смысл; манера речи или письма, при которой сооб­щается одно, а подразумевается иное. Отличительный признак иронии — двойной смысл, где истинно не прямо высказанное, а противоположное ему, подразумеваемое; чем больше противоречие меж­ду высказанным и подразумеваемым, тем сильней ирония. Осмеиваться может как сущность предмета, так и отдельные его стороны; характер иронии, объем от­рицания неодинаков; в первом случае ирония имеет значе­ние уничтожающее, во втором — корректирующее, со­вершенствующее (сатирическая и юмористическая ирония).

В эстетике отмечено существование множества ти­пов иронии:

1. Сократическая ирония построена на мни­мом незнании; прием, который Сократ использовал в педагогических целях.

2. В роман­тической иронии — автор отрицает то, что сам сказал. Ирония судьбы — неожиданный, непред­виденный поворот событий.

3. Экзистенциаль­ная ирония разрабатывалась С. Кьеркегором применительно к человеческому существова­нию как неотделимая от экзистенциального предназначения человека данность.

4. Словес­ная ирония возникает из расхождения между тем, что говорится, и тем, что подразумевается (наиболее остро проявляется в сарказме).

5. Структурная ирония строится на использовании наивного или введенного в заблуждение пер­сонажа или ненадежного повествователя, чей взгляд на мир разительно отличается от ис­тинного положения вещей, признаваемого автором и читателями.

6. Драматическая ирония встречается, когда читатель знает о ситуации больше, чем персонаж, и может предвидеть исход (= развязку) событий.

7. Трагическая ирония — драматическая ирония в трагедии.

8. Кос­мическая ирония встречается в ситуациях, в кото­рых Бог или судьба властно вмешиваются в жизнь персонажей, свидетельствуя о ничтожности их усилий соотносительно масштабам Вселенной.

НИЗМЕННОЕ — противоположно возвышенному. Рассматривая эстетические свойства действительности, которым подражает искусство, Аристотель впервые в истории эстетической мысли говорит о низменном. В качестве примера он приводит ха­рактер Менелая (из трагедии Еврипида «Орест»), чья низость не вызвана необходимостью.

Низменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явления или предметы, имеющие отрица­тельную общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для человечества, так как они еще не освоены, не подчинены людям и могут представить для них грозную опасность. Если человечество не владеет собственными общественными отношениями, то это мо­жет стать источником больших бедствий. И все явления, относящие­ся к этой грозной опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, атомная война и т.п.).

 

 

ЮМОР (англ. humour — комизм, причуда, от лат. humor — букв. жидкость) — 1) один из оттенков смеха; юмор видит в своем объекте ка­кие-то стороны, не вступающие в противоре­чие с идеалом; объект юмора, заслуживая крити­ки, все же сохраняет свою привлекательность; юмор, утверждая сущность явления, стремится его совершенствовать, очищать от недостатков, помогая полнее раскрываться всему обществен­но ценному в явлении. 2) тип эстетического чувства; эстетическое от­ношение к действительности, включающее в себя эмоционально-критическую оценку, опирающуюся на эстетический идеал.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 287. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия