Прекрасное
Содержание категории «прекрасное» Прекрасное — наиболее существенная и широкая по объему эстетическая категория. Термин «прекрасное» порой выступает как синоним «эстетического». Не случайно эстетику часто определяют как науку о прекрасном. В русском языке близко к термину прекрасное — слово «красота». Красота характеризует предметы и явления преимущественно с их внешней стороны. Прекрасное относится к понятиям, в которых предмет и явления раскрываются с точки зрения их сущности, закономерностей, связей, их внутренней структуры и свойств. В категории прекрасное, однако, отражаются не только его объективные основы, но и субъективная сторона, выражающаяся в характере восприятия этих объективных основ, в отношении к ним, в их оценке. Эстетики говорят, в этом смысле, о прекрасном как о ценности, ибо оно воспринимается как феномен, вызывающий целую гамму позитивных чувств. А.В. Гулыга в главе «Иерархия эстетических ценностей» в качестве методологической основы анализа категории «прекрасное» предлагает опыт гегелевской «Науки логики» (восхождение категорий от абстрактного к конкретному, взаимопроникновение противоположностей). Не эстетика Гегеля (она у него рассмотрена в «Лекциях по эстетике» как историческое развитие искусства, характера различных его видов), а логика берется Гулыгой за основу анализа[35]. Исходный пункт гегелевской системы логических категорий — предельно абстрактное понятие «бытие». И в этом смысле прекрасное понимается как совершенно простое понятие, которое хотя и не возникло изначально с эстетическим основанием мира, но определяет его развитую структуру. Прекрасное в широком смысле равнозначно эстетическому, в узком смысле — это ценностно-значимая форма, внешняя красота. Эту форму надо наполнить содержанием. Переход от прекрасного к возвышенному, трагическому, комическому представляет собой восхождение к конкретному. Причем, следует помнить, что красоту в природе нельзя оторвать от красоты в искусстве. Признавая различие между тем и другим, теоретик обязан свести их в некое единство, установить общий исходный принцип эстетической оценки. Таковым является: объективно — эстетическая мера, субъективно — ценностная эмоция. Любуясь произведением пейзажиста и природным пейзажем, мы испытываем разные чувства, но есть в них и нечто общее — радостное волнение, катарсис[36]. Концепция прекрасного, изложенная в трудах известного эстетика XX века Е.Г. Яковлева, достойна того, чтобы на ней остановиться подробнее[37]. Во-первых, ученый полагает, что прекрасное — это совершенное гармоническое. Тогда возникает следующий вопрос, а в чем сущность гармонии? Математические соотношения (те объективные закономерности, в которых проявляются уровни его гармонического развития), оказались источником красоты. В современной теории гармонии подчеркивается, что гармония — закономерная форма неискаженного развития без внешних помех, т.е. в теории подчеркивается внешняя непротиворечивость целого, для которого характерно то, что «связь между всеми ее элементами должна быть прочной, устойчивой и существенной». Исходя из этих аргументов, Яковлев делает вывод, что онтологически категория прекрасного содержит качества совершенной гармонии, раскрывая объективные свойства природной, социальной и духовной действительности. Во-вторых, феноменологически прекрасное тождественно мере, выражая единство, гармонию внутреннего и внешнего. Прекрасное как мера присуща всем явлениям объективного мира — и неорганической материи, и социальной и духовной жизни. Прекрасное существует в многообразии проявлений, в которых реализуется его единственная сущность — совершенное гармоническое. В-третьих, по мнению Яковлева, в гносеологическом аспекте прекрасное имеет значение обнаружения «жизненных сил» бытия. Это значение, позволяющее раскрыть и понять качественное своеобразие гармонических систем, наиболее адекватных совершенной человеческой деятельности и жизни. Подлинное произведение искусства прекрасно как совершенно выражение художественного познания, творчества, следовательно, гармонично. 4)Наконец, в социальном смысле прекрасное — это утверждение оптимистического взгляда на мир в целом в его вечности, гармоничности, который реализуется в оптимистической устремленности к лучшему будущему[38]. Эти аспекты, смыслы прекрасного, названные Яковлевым, позволяют построить повествование о прекрасном в логической последовательности и обоснованности.
|