Студопедия — Предмет эстетики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предмет эстетики






 

Фундаментальные понятия, выражающие проблему эстетических оснований культуры, — это «эстетическое» и «художественное», имеются в виду два вида отношения человека к действительности, об­разующие две взаимосвязанные сферы духовной культуры. В XVII–XVIII веках в пе­риод возникновения эстетики сложилось представление о тождестве эстетического и художественного, то есть что эстетика есть теория искусства и только. В конце XIX века стали разрабатывать физиоло­гическую эстетику и говорили, что эстетика и искусство — разные ве­щи, никак между собой не связанные Сторонники третьей точки зре­ния полагают, что художественное шире эстетического, и это отчасти справедливо. Если рассматривать функции искусства, то окажется, что эстетическая функция — одна из многих, но к этому искусство не сво­дится. Однако если учесть, что эстетически можно отнестись не толь­ко к произведениям искусства, но и к любым предметам окружающего мира, то понятно, что сфера эстетического шире и включает в себя искусство в качестве его части. М.С. Каган предложил рассматривать эстетическое и художественное как частично соприкасающиеся сфе­ры. Если условно разделить их на два уровня, теоретический и эмпи­рический, то можно уточнить, что в теоретической части эстетическое и художественное практически совпадают, а в эмпирической — совме­щение минимально.

Определяя место эстетического сознания в культуре, М.С. Каган указывает на то, что оно: 1) возвышает каждую форму деятельности до уровня одухотворенности; 2) определяет отношение человека к природе; 3) регулирует отношение человека к человеку, выдвигая эстетические критерии гармонии взаимоотношений; 4) формирует требования человека к окружающему миру, к вещам и предметам среды; 5) совершенствует познавательную активность человека; 6) участвует в художественной жизни, определяя отноше­ние людей к художественным ценностям.

Необходимо отметить исторический разрыв между возникновением термина “эстетика”, понятием о ее предмете (Г. Баумгартен, сер. XVIII века, Германия) и возникновением и развитием эстетических идей в древности, в средние века, эпоху Возрождения, эпоху классицизма и барокко.

Термин (от греческого слова "aisthetikos" — относящийся к чувственному восприятию) был введен немец­ким философом Александром Баумгартеном. Причем Баумгартен не только дал имя области знания, имеющей свой самостоятельный пред­мет, но и высказал ряд оригинальных идей, попытавшись, в частно­сти, определить место этой науки в системе философии. Для него эсте­тика — низшая ступень гносеологии, наука о чувственном познании, совершенной формой которого является красота.

Баумгартен открыл своей «Эстетикой» ряд классических работ, сре­ди которых в первую очередь достойны упоминания «Лаокоон» и «Гам­бургская драматургия» Лессинга, «Критика способности суждения» Канта, «Письма об эстетическом воспитании» Шиллера, «Эстетичес­кие опыты» В. Гумбольдта, «Философия искусства» Шеллинга, «Лек­ции по эстетике» Гегеля, «Эстетика» Ф.Т. Фишера. Это — золотой фонд науки о красоте.

У И. Канта предметом эстетики становится прекрасное в искусстве, и эстетика выступает как критика эстетической способности суждения; затем ее предмет сужается до «обширного царства прекрас­ного», строже говоря, до «искусства, и притом не всякого, а именно изящного», и эстетика свое назначение видит в определении места искусства в общей системе мирового духа (Г.В.Ф. Гегель).

В конце XIX происходит кризис эстетики после столетия (сер. XVIII — сер. XIX) академических и художественно — критических успехов. Эстетическое чувство и восприятие становятся предметом научного наблюдения и эксперимента. Особая роль отводится психологической эстетике, сохраняющей свой относительно самостоятельный статус по сегодняшний день. Эстетика заботится о теорети­ческом обосновании направлений искусства: романтизма (Л. Тик, Новалис), критического реализма (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов), экзистенциализма (А. Камю, Ж. П. Сартр).

В XX веке происходит расширение предмета искусства в эстетике — освоение художественной культуры латиноамериканской, африканской, малоазиатских и среднеазиатских народов и т.п. Наблюдается процесс освобождения эстетики от европоцентризма. Появляются новые виды: кинематограф, художественная фотография, телевидение как искусство, магнитофонная и видеозапись, компьютерное искусство, кинетическая пластика как феномен культуры, неумолимо расширяющие и видоизменяющие предмет эстетики и искусствознания, в XX в.

В эстетике неминуемо происходит сближение со специальными науками: лингвистикой, семиотикой, теорией информации, “искусствометрией”. Вспомогательными и смежными с другими областями знания научными дисциплинами, с которыми контактирует эстетика и науки об искусстве сегодня становятся: музыкальная акустика, статистическое стиховедение, визуально — оптические, рентгеноскопические, компьютерно-математические исследования, создание “частотных” словарей и т.п.

В XX веке сближаются эстетика и философские течения, в результате чего формируются виды эстетики: феноменологическая, экзистенциалистская, неотомическая, структуралистская, персонализм, интуитивизм, постструктуралистическая.

Итак, эстетика — раздел философии о совершенном чувственном восприятии (Баумгартен), критика способности суждения (Кант), философия искусства, художественного творчества (Гегель, Шеллинг), критика, как “движущаяся эстетика” (Белинский), наука о художественном творчестве и восприятии, философия бытия как эстетического (русская религиозная эстетика), наука о выразительных формах (Б. Кроче, А. Лосев), наука об эстетических нормах, функциях и ценностях (Я. Мукаржовский).







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 228. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия