Символическая иконография
1. Оранта - молящаяся. Стоит, без Христа, руки подняты в жесте моления. Символ церкви, кот. молится за спасение верных. Роль Б.: служительница перед Богом. Если младенец на щитке ("Оранта со спасом Эммануилом"). 2. Одигитрия - путеводительница. (Связано с конст. монастырем - одигон, там целебный источник (от слепоты), кот. открыла Б. Изобр. чаще: полуфигурна, с младенцем, представлена фронтально (анфас), Христос в левой руке, правой обращается к нему в молении. 3. Семистральная. С 7-ю мечами (3 и 4 по сторонам). 4. Умягчение злых сердец:7 мечей: 3 и 3 по сторонам, 1 снизу. 5. Агиосоритисса - предстоятельница. Полуоборот фигуры, руки в молении на уровне лица. Восходит к капелле в Агиосорос. Всегда в деисусе. 6. Галактотрофусса - млекопитательница. Б. на престоле, кормящая грудью Христа. Символ: док-во чел. природы Христа, + человечность Б., + церковь, кормящая верных. 7. Елеуса (милующаяся), Гликофилусса (сладколюбящая), т.е. одигитрия- умиление. С младенцем щека к щеке. Символ: мист. союз церкви с Христом, + обратная сторона крестной жертвы (любовь Бога к людям). 8. Б. - живоносный источник. Легенда: Лев I, в юности напоил по гласу слепца, тот прозрел, там построили монастырь. Вид: погрудно с младенцем в бассейне (чаше), через отверстья льются потоки воды. Символ: Б. - источник жизни вечной, т.к. родила Спасителя. 9. Киккотисса - взыграние. Б. одигитрия с младенцем играющим (щекой прижата к макушке, Христос отвернулся, рука перекручена, касается щеки матери). Символ: à крестные муки и оплакивание, подтверждение чел. природы. 10. Кириотисса - Госпожа, Властительница. Б. стоит, младенец на уровне груди или живота. Б. едва касается его. Христос часто в ореоле света. Клейка: неопалимая купина, гора Сенай и др. 11. Неопалимая купина. Исток: в В. завете Моисею явился господь Яхве в горящем кустарнике терна. Символ: Б. приняла Христа в лоно неопально (непорочно, не изменив состав тела при соприкосновении с бож. светом (безжалостным огнем Христа). + Причастие (выжигаются страсти, но тело не сжигается при соприкосновении с богом. + М.б. Моисей с иконой, где куст с Б. с младенцем. С 16в. в 2 ромбах: зеленый - купина, надежда, красный - бож. огонь, спасение. 12. Никопея - дарующая победу. Не оранта. С 7в. века. Б, на уровне груди щиток (мандорла) с изобр. маленького Христа. Символ: победа христианства, спасение. Восходит: обетный щит с изобр. императора-защитника. 13. Ангелоктисса - царица ангелов. Одигитрия в рост. Б - царица, ангелы поклоняются. 14. Дексиократусса - праворучная иерусалимская. Праворучная одигитрия. Восходит к нерукотворному образу: ахиропиитос (?) - отмечаток на колонне в Лиде. 15. Диаконисса - храмовая служительница. Самый древний тип. Образ: черный плат на голове. 16. Знамение. "Эпискепсис" - защитница. Оранта в рост или по пояс. Образ Спаса Эммануила в медальоне на груди. Широкая дуга мафория вокруг медальона. Символ: церковь для верных, воплощение Христа в девственном теле. + Оберег церкви, городов. М.б. великая Панагия (всесвятая) - евхарист. смысл, т.е. Христос в щитке - пасхальный агнец, жертва. 17. Нерушимая стена. Оранта. Изобр. в конхе абсиды, ~ космократору. Символ: защищает и созидает гармонию мира. 18. Панахранта (панахрантос) - пречистая. Б. на троне или рядом с ним, где младенец Христос. Символ: восходит к трону премудрости Соломону à тело Б. - храм премудрости христовой. подчеркнута царственная двойственность Б. + отсылка к алтарю, где Христос приносит себя в жертву. 19. Параклисса (параклесис) - заступница, молитвеница. Без Христа, стоящая или полуфигурная. Руки одна над другой. Возник на основании Б., скорбно стоящей у распятия. Параклесис и Агиосоритисса сливаются в деисусе или страшном суде. сначала в руке был свиток, потом исчез. 20. Пелагонитисса. Та же киккотисса (взыграние), но младенец в полный рост, с S-образным телом, с запрокинутой головой. Лики сближены. 21. Периблепта - прекрасная образом. Леворучная одигитрия, Б. и Х. в легком полуобороте друг к другу. Правая рука Б. поднята в молении, Х. протягивает руки к ее руке, ВРОДЕ БЫ смотрит на маму. Символ: перетекающая благодать. 22. Покров Богородицы. 910: явление Б. в Константинополе в храме во время осады арабами, когда она молилась вместе со всеми о спасении. Изобр с 12в на Руси: Типы: 1) суздальский: Б. сама держит покров на разведенный руках; 2) новгородский: над Б. его держат ангелы. М.б. изображен Роман Сладкопевец, создатель окафеста (песнопения) Б. в честь события. + 23. Утоли мои печали. На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток со словами: "Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру / не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите" Левую руку Богоматерь приложила к своей голове, несколько склонённой набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к ней в печалях и скорбях.
Ангелология (+ сведения о демонах) ?ИмперИя - где Бог (не рай). Хоры ангелов по классам: 9 хоров на 9-ти небесах. Предшественники ангелов: 1) Античные даймоны. Эвдемон - за правым плечом. Какодемон - за левым ("черт") 2) Крылатые юноши, опирающиеся на перевернутый факел - "душа, скорбящая о теле". 3) Римская богиня победы Ника. Демоны: 10-й круг. Ангелы, соблазнившиеся чел. женами (т.е. не бесполы), поэтому наказаны и сброшены вниз. 9 хоров рая à 9 кругов ада. В раю: древо жизни и смерти, где бегут 4 реки + древо познания. Распределения ангелов по хорам отличаются, нет единой версии. По Псевдо-Дионисию-Агиопогиту (вроде бы?): Ангельские чины: 1) серафимы - пылающие (подкрылки красные), 6-крылые. служат богу и нуждам людей, воплощают божьи цели на земле. 2) херувимы: 2 или 4 (по разным описаниям) крыла (подкрылки синие или голубые), 2-й после серафимов ангельский чин. 3) Далее всякие вообще непонятные чины: престолы (богоносные), господства, силы, власти, начала 4) Архангелы - начальники ангелов. Михаил - главный - сражался с Люцифером, предводитель небесного войска + куча всякой другой няшности. «Изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом». Также Гавриил («изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой каменное зерцало») и куча всяких других,но это основные для православия. + Они учители небесные, учат людей, как поступать в жизни. 5) Ангелы - наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Крылья золотые, подкрылки серебряные.
|