Демонология
Демоны формируются из всех возможных источников. Черт - из мифологии Месопатамии. Связан с прир. стихиями. Каролингско-антоновский тип. Изображение антропоморфного демона с некими отклонениями от нормы. Животные черты - с 11в (ибо Крестовые походы). + В середине 11 века происходит крупный раскол. 1054 г. Вопрос о филиокве (божественном свете: лмшь от отца, или от сына тоже?). Повод для размежевания христианства на два направления: западное и восточное. à Образ чужого, человека, неправильно понимающего религию. Появление антропоморфных демонов. + Конец 11 века начала крестовых походов. Черты экзотических животных. С 12 столетия дьявол начинает получать признаки животных (уши, хвосты, рога, шерсть и т.д.) европейского региона. Связано с ересью (катары, вольденцы, адамиты и т.д.), демонизация облика еретиков. + 12 в. Рассвет безнравственности, в т.ч. в церкви: сексуальная неразборчивость, индульгенции, стяжательство. à Демоническая образность захватывает саму церковь: памфлеты, басни. Священнослужители в виде местных животных: волк - злоба, свинья - обжоство, пьянство, заяц - трусость, секс. невоздерженность. Образ чудища становится более гротесковым. Обезьяна – демонический образ. Обезьяньи кривляния уживались с демоническим. «Дьявол – обезьяна Бога», обратная сторона серьёзного. Смех от дьявола. По легенде за папой Александром Шестым, явился демон-обезьяна. Особым нападкам подвергались бесхвостые обезьяны. Бесхвостость = незавершённость. Дьявол так же незавершён. + Животные в геральдике. Герб перерисовывался, (лишался чего-то), если хозяи совершал недостойное. Идея незавершенности:Калеки - изгои, + рыжие, т.к. редкие. Предаваться унынию и тоске - тоже демон. черта. Считалось, что дьявол в полнолуние придаётся унынию. + Нечего грустить об умерших (ибо есть рай). Плохое отношение к: пьяницам, скоморохам, тоскующим. Самоубийца – баран дьявола (недожитый срок служит ему). К Ренессансу: Дьявол становится насекомообразным с элементами пресмыкающегося. Крылья летучей мыши, бабочки, комара, жало. Развиваются представления о Дьяволе, как существе антропоморфном. Дьявола изображают щёголем, совратителем, в модных одеждах, но уродливый внешне (Кранах. Искушение св. Антония) + Ренессанс боится колдовства. Дьявол изображается, как безобразная женская фигура. Аллегория продажной церкви. + Экзорцизм: используется византийский далон. Фигурка с крылышками, вылетающего изо рта одержимого. НО: Дьявол не изображается в момент сотворения, при распятии, т.к. эти моменты слишком священны. (+ там Триумф дьявола при РЕАЛ. поражении) Сюжеты 1. Нисхождение в Ад. Тип заместителя воскресения. Христос выводит из ада невинные души. Дьявол - связан по рукам и ногам, лежит у ног Иисуса. Сатана пытается удержать уходящего от него Адама. Типы: 1) Восток (Византия) - Сатана смирившийся; 2) Запад - лицо в гневе (зубы, выпуклые глаза). 2. Битва с арх. Михаилом или Христом (Святой Георгий с драконом). Дьявол – распластавшийся дракон (змей). Может огрызаться и перекусывать копьё. 3. Ад и Страшный Суд. В аду нужно было изобразить чертей и наказывающих, и наказанных. Дьявол, сидя на троне, глотает грешников. Дьявол трёхголовый. Но он прикован цепями к железной решётке или трону. Потом этот аспект уходит. На коленях у дьявола - сидящая душа младенца – антихриста. А так же любимые грешники. 4. Искушение Христа. Дьявол может быть представлен в одном из трёх обликов: 1) прекрасный юноша, на бедрах шерсть, - обе христ. традиции 2) нищий - запад, книж. миниатюры. С крыльями. 3) монах - Реформация. Из под рясы - копыта и хвост. + 4) очень редко: старец с бородой и крыльями лет. мыши. 5. Падший Люцифер. Цель: показать контраст между ослепительной красотой Люцифера-ангела и чудовищным безобразием Люцифера-демона. Вниз головой, лицо потемневшее. Яблоко (или держава) и скипетр выпадают из его рук. Но: Если яблоко или яблокоподобный плод в руках Христа или рядом с Христом – искупление греха. 6. Искушение св. Антония. Черти во всех вариациях.
Место Дьявола на периферии. Дьявола изображали в книжных маргиналиях (поле обреза страницы). + архитектура готики: водостоки в виде дьявольских морд, гаргульи и химеры на крышах соборов, интерьеры, в подпорных элементах: лапы скамеек, спинки скамеек, прочие подпорные вещи. Напоминание о том, что дьявол подстерегает человека везде. Крещение человека – победа над дьяволом. Тутивилл - очень занятый демон, записывающий за людьми грехи. Обитает в храмах, на храмах, за колоннами. А вообще: демоны повсюду, мол, размножились, но они слабее ангелов.На человека несколько демонов. Демоны – ангелы возмездия.
|