Охрана труда окружающей среды и промышленная эстетика.
Охрана труда. Противопожарная безопасность Охрана труда Под понятием «охрана труда» следует понимать систему законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности. В целях сокращения травматизма на предприятиях трикотажной промышленности проводятся инструктажи: вводный, первичный, периодический и внеплановый. Особое внимание уделяется охране труда женщин и подростков. Для лучшей организации производственного процесса, обеспечения техники безопасности и производственной санитарии всю территорию предприятия делят на зоны. Благодаря делению на зоны, производственные здания и объекты вспомогательных служб размещаются в наиболее подходящих местах. В производственных цехах должны быть созданы условия для безопасной работы технологического оборудования и обеспечения охраны труда. На каждого работающего должно приходится не менее 4,5 м2 производственной площади и не менее 15 м3 объема помещения. Полы помещений должны быть прочными, нескользкими, без ямок и порогов. Оборудование должно быть установлено таким образом, чтобы создавались благоприятные и безопасные условия труда. Противопожарная безопасность Пожарная безопасность – это состояние объекта, при которой с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей. Причинами горения могут быть: воспламенение и самовоспламенение сырья; самовозгорание; взрыв и т. д. Анализ причин возникновения пожаров показывает, что загорание происходит от нарушения технологического режима, неисправности электрооборудования, наличия статического электричества, неосторожного обращения с огнем. При возникновении пожара, основными средствами тушения являются: различные огнетушители, песок.
Промышленная эстетика Огромное значение для улучшения условий работы трудящихся в цехах играет оформление интерьера. Слово «эстетика» в переводе с греческого обозначает «чувственность», «способность воспринимать мир чувствами». Техническая эстетика – наука, занимающаяся исследованием технических и эстетических проблем создания гармоничной предметной среды. Техническая эстетика формулирует рекомендации по созданию «технического пейзажа», пейзажа «второй природы» на предприятиях. Она содержит ряд принципов и методов преобразования предметной среды по законам красоты. Так, усталость работников зависит не только от затраченных ими физических усилий, но и от, казалось бы на первый взгляд, так называемых мелочей: температуры воздуха, цвета стен и оборудования, освещения и шума в цехах. При оформлении интерьеров следует учитывать влияния цвета на человека. Например, зеленый цвет снижает глазное давление, обостряет слух, способствует хорошему наполнению кровеносных сосудов. Красный цвет возбуждает, приводит к быстрому утомлению. При длительном воздействии оранжево-желтого цвета у работников может возникнуть головокружение. Длительное воздействие черного цвета угнетает и подавляет человека, а также при окраске в черный цвет стен, потолка, полов уменьшает уровень освещенности. Поэтому из эстетических и санитарно-гигиенических соображений не следует использовать в отделке интерьера много темных и ярких, навязчивых тонов. Цветовой колорит интерьера необходимо выбирать с учетом закономерностей восприятия человеком различных цветов. Так, с помощью цветаможно эмоционально «согреть» или «охладить» помещение предприятия, т.е. создать впечатление солнечного света, тепла или прохлады. С помощью цвета также можно зрительно соединить в единый ансамбль отдельные части цеха или разграничить его на части, которые могут восприниматься как разнородные. Использование цветовых контрастов позволяет зрительно исправить и нарушения пропорций интерьера. Промышленная эстетика рекомендует в этом случае использовать следующие особенности некоторых цветовых тонов. Так, светлые тона выглядят удаляющимися, а темные, наоборот, кажутся как бы приближающимися. Поэтому при окраске продольных стен в «удаляющиеся» тона, а торцевых в – «приближающиеся» помещение интерьера будет зрительно представляться короче и шире. Если выкрасить потолок в «удаляющийся» цвет, то помещение будет казаться более высоким. К тому же, окрасив тяжелые несущие элементы каркаса здания в темный цвет, а сами стены в светлый, можно сделать так, что массивные конструкции будут выглядеть тоньше и легче. Эта зрительная иллюзия объясняется тем, что светлые тона на темном фоне как бы «расширяются», а темные на светлом «сужаются». Кроме того, производственные помещения можно, к примеру, «удлинить» за счет подвешивания под потолком декоративной зелени. Также большое внимание в создании интерьера производственного помещения следует уделять расстановке оборудования. Современное вязальное оборудование характеризуется не только удобством в эксплуатации, но и эстетической выразительностью Проектируемый цех целесообразнее всего окрасить в пастельные тона. В качестве декорации можно использовать искусственные цветы. Также можно предусмотреть в цеху звучание тихой легкой мелодии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1. Т.С. Гусейнова, Г.В. Жильцова «Товароведение швейных и трикотажных товаров». Изд.: Экономика. Москва 1985 г. 2. А.А. Гусева «Общая технология трикотажного производства». Изд.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание. Москва 1987 г. 3. О.Д. Галанина, Э.Г. Прохоренко «Технология трикотажного производства». Изд.: Легкая индустрия. Москва 1975 г. 4. И.И. Шалов «Проектирование трикотажного производства». Изд.: Легкая индустрия. Москва 1977 г. 5. Л.Н. Флерова, Л.В.Золотцева «Изготовление трикотажных бельевых изделий». Изд.: Легкая промышленность и бытовая индустрия. Москва 1987 г. 6. А.К. Знаменский, А.Г. Кузнецова «Технический контроль в трикотажном производстве». Изд.: Легкая индустрия». Москва 1968 г.
|