Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ





Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"

Отличие кражи от присвоения или растраты: как присвоение либо растрата вверенного имущества должно квалифицироваться незаконное безвозмездное обращение в свою собственность или в собственность другого лица имущества, находящегося в правомерном владении виновного, который в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения организации осуществлял в отношении этого имущества правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению (кладовщик, экспедитор, агент по снабжению, продавец, кассир и другие лица). Изъятие имущества, вверенного виновному, путем замены его на менее ценное, совершенное с целью присвоения или обращения в собственность других лиц, должно квалифицироваться как хищение в размере стоимости изъятого имущества. Хищение государственного или общественного имущества, совершенное лицом, не обладающим указанными выше правомочиями, но имеющим к нему допуск в связи с порученной работой либо выполнением служебных обязанностей, подлежит квалификации как кража.

Если вверенное имущество использовано незаконно, но без намерения обратить его в свою собственность либо в собственность третьих лиц, действия не должны рассматриваться как хищение. Действия виновного при наличии соответствующих признаков могут быть квалифицированы как самоуправство по ст. 330 УК РФ или по ст. 285 УК РФ (для должностного лица).

Психология личности

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, — основная в исследовании характеристики психических свойств и отношений личности (общая психология), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), развития личности в онтогенезе (возрастная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъектов общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии), а также представление и анализ основных зарубежных и отечественных концепций личности (история психологии). Очевиден вопрос о разграничении психологии личности и других отраслей психологических знаний.

Обратимся к классикам. К. Н. Корнилов пишет: «Для того чтобы уточнить понятие личности, мы должны провести резкое отличие задач, стоящих перед психологией личности, от задач общей психологии, хотя последняя также изучает личность человека... Общая психология изучает общие психологические закономерности, присущие всем людям, независимо от расовых, политических и идеологических воззрений, в то время как психология личности имеет дело с закономерностями частного порядка, присущими данному индивиду, и ставит своей задачей изучение индивидуально-типических особенностей личности...». Далее ученый высказывает свою точку зрения о том, что «личность в целом» невозможно изучать в рамках психологической науки, поскольку понятие личности очень сложное по своей структуре, а на долю психологии, по его мнению, приходится изучение только психологии сознания.

Очевидна тесная связь предмета исследования психологии личности и дифференциальной психологии. Так, А. Г. Ковалев пишет: «Когда говорят о психологии личности, то некоторые психологи имеют в виду только исследования индивидуально-психологических особенностей человека. Такое суждение предмета психологии личности неправильно. Психология личности имеет своим предметом духовный мир живой человеческой личности, в котором проявляются единство общего, особенного и единичного».1 Б. М. Теплов также отмечает, что проблема психологии личности не сводится к проблеме индивидуально-типических различий. Проблемы психологии личности являются прежде всего проблемами общей психологии, а затем и индивидуальной, и дифференциальной психологии.

Б. Ф. Ломов считал, что проблема личности выступает в психологии как самостоятельная, личность как целое сама является предметом психологического исследования. В разных планах она изучается в общей, дифференциальной, социальной, педагогической и других областях психологической науки. Но в принципе все они подчинены общей идее психологии личности.

Поднимая вопрос о предмете психологии личности, Д. Н. Узнадзе полагал, что личность нужно исследовать как единое целое, а не как отдельные акты психической деятельности. Изучение же деятельности покажет, что психическая деятельность человека представляет собой спецификацию определения этого личностного целого.

С. Л. Рубинштейн осознавал невозможность понимания личности как совокупности внутренних условий, через которые действует социальная детерминация, без достаточного учета комплекса ее природных свойств. Личность же, по мнению ученого, обязательно включает в себя комплекс природных свойств конкретного («единичного») человека.

Б. Г. Ананьев считал, что при изучении личности важным является выделение некоторых основных характеристик или параметров. Во-первых, личность — современник конкретной эпохи, что определяет множество ее социально-психологических свойств. Во-вторых, личность принадлежит к определенному классу. В:третьих, личность относится к определенному поколению и занимает определенное же положение в семейной структуре. Весьма существенной характеристикой личности является также национальная принадлежность.

На основании проделанного нами анализа попробуем сделать по крайней мере два важных вывода.

Во-первых, возможно, психология личности и является той областью, которая призвана объединить большинство психологических разделов и понятий, о чем в принципе и писал когда-то С. Л. Рубинштейн, а впоследствии Б. Ф. Ломов и ряд других ученых.

Во-вторых, одна из причин того, что мы до сих пор не можем с уверенностью дать конкретный ответ на вопрос, что является предметом изучения психологии личности, — разносторонность взглядов на структуру личности, а также различие во взглядах многих психологов в понимании таких понятий, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

В исследованиях по психологии личности по-разному переплетаются различные похожие и не похожие проявления человека. К ним относятся: мотивы деятельности, социальные роли, психофизиологические характеристики, биохимические свойства, типы высшей нервной деятельности, идеалы, физическая внешность, способности, мировоззрение, самосознание, характер, потребности, продукты творческой деятельности, ценностные ориентации, интеллект, переживания, особенности психических познавательных процессов... Список этот можно продолжать, он будет очень длинным и разнообразным.

Исторически личность описывалась с помощью разных характеристик, иногда тесно связанных между собой, а иногда прямо противоположных. Рассмотрим одну из классификаций проявлений личности, предложенную А. Г. Асмоловым.

Внешние характеристики. Большинство людей отличаются друг от друга по своей внешности, росту, цвету кожи, телосложению, весу и другим особенностям. В повседневной жизни накоплено немало наблюдений о связи физической внешности с особенностями человека.

В античные времена с опорой на факты, говорящие о связи внешнего облика с характером человека, возникло целое учение — физиогномика. Сегодня в некоторых формах физиогномика продолжает служить многим любителям разобраться в поведенческих проявлениях своей или чужой личности: «Факты остаются фактами; при первом взгляде на одного человека иногда хочется с ним заговорить, а при встрече с другим — перейти на противоположную сторону улицы; мужчины атлетического телосложения чаще воспринимаются как уверенные в себе...».1 Вместе с тем теории Кречмера, Шелдона и других являются примером научно обоснованной взаимосвязи внешних характеристик и личностных особенностей.

Прошлый опыт. Знания, убеждения, привычки, умения, стереотипы, разнообразные проявления памяти являются существенной характеристикой личности человека — с этим трудно не согласиться. Человек, лишившийся прошлого опыта, полностью утрачивает ориентацию во времени и пространстве. Вспомним один из современных фильмов «Пробуждение», главную роль в котором блистательно исполнил Роберт де Ниро. Находясь в психиатрической клинике в течение 20 лет, практически в коматозном состоянии, будучи полностью оторванным от внешнего мира, герой неожиданно благодаря новому лекарству излечивается и оказывается за пределами больницы. Без близких людей в новом для него мире он полностью беспомощен, и потребуется время, чтобы понять и принять окружающую его действительность.

Мотивация. По мнению многих отечественных и зарубежных психологов, влечения, потребности, стремления, установки и, наконец, направленность личности — основные составляющие мотивации. Потребности и установки определяют избирательность внимания, памяти, мышления человека. Роль мотивационной сферы в данном случае трудно оставить в стороне.

Цели и ценности. Личность невозможна без целей, к которым она стремится, без ценностей, ради которых живет человек (пусть даже не всегда осознавая их).

Язык и речь. Речь и язык человека во многом определяют его видение мира. Неслучайно одной из важнейших характеристик зрелости ребенка в определенном возрасте являются те или иные особенности речи. Прекрасным примером в данной связи будет всем известное произведение Киплинга «Маугли».

Черты характера. Если попросить кого-либо описать личность — свою или знакомого человека, то, вероятнее всего, на первом месте будут определенные черты характера. Список обозначений черт личности в языке огромен. Со словесного портрета часто начинается первое знакомство. Безусловно, черты характера — особенная категория, без которой в данном случае трудно получить полное описание личности человека.

Социальные роли. Где бы мы ни находились, чем бы мы ни были заняты, нам постоянно приходится выполнять ту или иную роль, а иногда сразу несколько ролей. Получается, что, описывая наши роли, специфику выполнения каждым конкретным человеком своей роли, мы также получим некоторое описание личности. Вспомним тест «Кто я?». Каковы первые ответы людей? Я — человек, мать, брат, ученик, пенсионер, учитель и т. д. За социальными ролями стоит вполне ощутимая реальность. И с этим также трудно не согласиться.

Поведение. Очевидная истина заключается в том, что в жизни о человеке прежде всего судят по его делам. Путь к личности через изучение разных проявлений поведения человека, его поступков в тех или иных ситуациях нравственного выбора представляется столь естественным, что его избирают не только умудренные житейским опытом практики человеческого общения, писатели, художники, но и психологи самых различных течений и направлений.

Сознание и самосознание. Сознание, а тем более самосознание человека — существеннейшие проявления личности. Многие специалисты даже в определение личности включают понятие сознания: так, К. К. Платонов называет личностью конкретного человека как носителя сознания. Все остальные определения понятия личности являются, по его мнению, производными от этого.

Талант и творчество. Очень часто в обыденной жизни мы называем человека личностью, если тот проявляет себя неординарно, творчески, талантливо.

Все вышеперечисленные проявления отражают, с одной стороны, то, в чем мы не похожи между собой, а с другой — то, что нас объединяет, присутствует в той или иной мере у всех. Значит, в данном случае рассматривалась как индивидуальность человека, так и индивидная характеристика, но при этом нельзя свести данные проявления ни к индивидуальности, ни к «индивидности» человека. Что же есть личность и где заканчивается индивидуальность, «индивидность» и начинается личность? В связи с этим представляется необходимым остановиться на одной из центральных проблем современной психологической науки — соотношении биологического и социального в детерминантах развития и понимания личности. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; степень «животности» и «человечности» в личности; роль ситуации и диспозиции (черт личности, задатков, прошлого опыта) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития; соотношение общественного и индивидуального в поступках личности и ее восприятии мира.

Традиционно выделяют три уровня организации человека: уровень биологической организации человека, социальный уровень и уровень психической организации человека (одним из первых попытался их выделить В. М. Бехтерев). Из психологической сущности понятия «личность» формируется подход к исследованию взаимоотношения между перечисленными выше уровнями.

Появляясь на свет, человек несет в себе прежде всего родовую принадлежность, которая выражается понятием «индивид». Таким образом, это понятие характеризует носителя определенных биологических свойств.

Индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens.

Затем человек, включаясь в систему общественных отношений, приобретает особое социальное качество, становится личностью. Личность — это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Субъект деятельности — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Вступая в игровую деятельность, человек становится субъектом игровой деятельности, вступая в учебную, — учебной и т. д. В свою очередь, эти уровни человеческой организации характеризуют индивидуальность. Индивидуальность — это совокупность психических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Представленное выше мнение обосновано Б. Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации: индивид, субъект деятельности, индивидуальность и личность. Следует заметить, что личность в данной концепции характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

Согласно А. Г. Маклакову, в отечественной психологии имеется расхождение во взглядах на иерархию организации человека. Представители московской школы психологов, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Б. Г. Ананьев, являясь ярким представителем петербургской школы психологов, рассматривает в системе «человек» четыре основных понятия, выделяя уровень «субъекта деятельности». В. С. Мерлин также отмечает, что основное отличие человека от остальных живых существ заключается в том, что человек является субъектом общественно-трудовой деятельности.

А. Г. Асмолов следующим образом характеризует взаимосвязь этих основных понятий в психологии: «Связь между индивидом, несущим видовой опыт человечества, личностью, приобщающейся к различным картинам мира и типовым формам поведения в социогенезе как истории человечества, и индивидуальностью, строящей себя и мир в персоногенезе как жизненном пути человека, передается формулой: “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают”».

Взаимосвязь понятий «личность» и «индивидуальность» в отечественной психологии также вызывает ряд противоречивых мнений.

Как пишет В. С. Мерлин, «распространен взгляд, что личность — это то же самое, что индивидуальность». По мнению ученого, это не так, более того, именно в том, что понятие индивидуальности отличается от понятия личности, заключается сущность отличия психики животного от психики человека: «Животные обладают индивидуальностью, но не личностью. Личностью является только человек».

Слово «индивидуальность» произошло от лат. «individuum» — неделимое; таким образом, первоначально индивидуальность понималась как понятие, тождественное личности.

Индивидуальность представляет собой системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации.

Наиболее полно понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева (мы склонны придерживаться именно этой позиции. — С. Т.). Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупности отношений общественных, экономических, политических, правовых и т. д.)

и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности). В каждой из этих подструктур имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости.

В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности. Так, например, индивидуальность понимается как единичность, неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям общих личностных черт. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии.

Другая традиция — понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, такими, которые обнаруживаются только у отдельного человека и генетически связаны с конкретными незакономерными обстоятельствами его развития. Индивидуальность в этом смысле есть некоторое дополнение к личности как носителю существенных черт. Она определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.

Еще одна традиция — понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности.

Любопытно, что разные авторы предлагают разные характеристики-обозначения индивидуальности, в которых «читаются» оттенки понимания данной категории. С. Л. Рубинштейн, В. М. Русалов используют термин целостная индивидуальность, Б. Г. Ананьев — комплексная, В. С. Мерлин — интегральная, А. В. Брушлинский — субъектно-деятельностная, Э. А. Голубева — структурно-функциональная.

Можно выделить два основных подхода к соотнесению понятий «индивидуальность» и «личность». С одной точки зрения, индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей. Тогда это понятие становится более широким, чем личность. Такого мнения придерживается большинство психологов петербургской школы. С другой точки зрения, в большей мере характерной для московской школы психологов, индивидуальность в структурной организации человека объединяет лишь незначительную группу качеств. Отсюда — структура личности человека шире структуры его индивидуальности.1 Как пишет Е. П. Ильин, некоторые авторы (например, В. П. Тугаринов) считают, что индивидуальность является признаком личности, что не лишено оснований; другие (Б. Г. Ананьев) полагают индивидуальность признаком человека как биологического и социального существа, т. е. индивидуальность признается новым психофизиологическим образованием.

Сегодня общепринятым можно признать следующее определение: индивидуальность — это особая форма бытия отдельного человека в обществе, в рамках которого он живет, действует как автономная, уникальная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений.

 

 

Этимология понятия «личность»

Этимологически слово «личность» — personality — происходит от латинского personа, что переводится как «маска». Изначально речь действительно шла о масках, которые надевали актеры в древнем театре, а затем и о самих актерах, участвующих в представлении. По сути, термин указывает на внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда выполняет определенные роли, — это некое общественное лицо, обращенное к окружающим. В данном смысле личность означает общественное Я, которое может совпадать, а может и не совпадать с внутренним Я. Однако что означала эта маска для древнего римлянина? Интересно, что этимология слова personа (per — «через», sonus — «звук», что дословно можно перевести как «то, через что проходит звук») еще отчетливее указывает на двойственную природу слова «личность». Как пишет Г. Олпорт, слово означало и актера за маской, т. е. подлинное сочетание его внутренних и «масочных» качеств.

Принято считать, что одним из первых определение персоны дал в VI в. Боэций, который обозначил ее как индивидуальную субстанцию рациональной природы. Здесь обнаруживается весьма четкая связь не с внешней, а скорее с внутренней стороной феномена. Вместе с тем «персона» по-латыни означает и грамматическую категорию лица, и юридическое лицо.

Обращаясь к истокам русского слова «личность», мы столкнемся с тем, что помимо «личины»:маски существует и прилагательное «личный» (принадлежащий какому-то лицу). Употребляется это слово со второй половины XVII в. «Персоной» же или «особой» обозначали официальное положение лица. Еще в XVIII в. слово «личность» часто употребляли как колкий отзыв, оскорбление, подтверждение чему можно встретить у русских писателей. Личность, понимаемая как свободная индивидуальность, как характеристика различия общественного и индивидуального, используется с 20–30 гг. XIX в., т. е. с периода зарождения капитализма.

В греческом языке существует слово «ипостась», которое тоже означает в переводе не что иное, как «личность». «Ипостась» характеризует человека как уникальное существо. Но прежде всего термин «ипостась» использовался греческими отцами церкви для обозначения Лиц (ипостасей) Божественных — Отца, Сына и Святого Духа.

Это не части целого, а его проявления. В. Н. Лосский отмечает, что как раз благодаря введению в употребление на Западе термина «ипостась» слово «персона» обретает более внутреннюю индивидуальную и собственно личностную окраску.1

В контексте философских и психологических традиций представляют интерес термины «personlichkeit» и «personalitаt» в немецком языке. Первый близок по значению к латинскому «personа»; второй характеризует скорее самобытный внутренний мир человека, его самосознание, возможности осуществления свободного выбора и самоопределения. Перевод английского personality (четыре значения, по Вебстеру), показывает, что, с одной стороны, существует лингвистический синтез двух психологически разных понятий: личность (первое значение) и индивидуальность (второе значение), с другой стороны, возможно, показывает одну из причин некой синонимичности этих понятий. Слово же person имеет также не одно значение, среди которых нам интересны следующие: 1) человек, личность; 2) отдельный человек, индивид; 3) телесная форма человека. Продолжая данную цепочку, можно остановиться и на английском individual, что переводится как: 1) личность; 2) человек; 3) индивид, и individuality — индивидуальность, особенность и личность соответственно.

Можно рассуждать очень долго, но ясно одно: четкого разведения понятий не существует, и этимология понятия «личность» является серьезной лингвистической проблемой.

Понятие «личность» укоренилось в медицинской науке, врачи-психиатры давали определения в терминах таких черт, с помощью которых можно описать и здоровую, и больную личность.

Под философским углом зрения личность — это способность выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человечеством форм поведения и деятельности. По мнению Мясищева, философское рассмотрение проблемы необходимо потому, что здесь открывается наиболее плодотворная возможность для изучения ряда малоразработанных философских проблем. «Главной проблемой при этом является единство материального и идеального в человеке как объекте-организме и как субъекте-личности.»

В общественно-исторических науках интересующее нас понятие рассматривается чаще всего в двух аспектах: 1) роль личности в истории; 2) общественный деятель.

В педагогике личность также является одной из основных категорий как предмет воспитания.

В обыденной речи и даже иногда в научной литературе данное слово употребляется часто применительно не к каждому, а лишь к некоторым, заслуживающим особого уважения людям. «Вот это личность!» — говорим мы. Люди склонны отождествлять личность с обаянием, популярностью, общественным призванием. При этом важно отметить, что подобные характеристики связаны с тем, насколько человек умеет производить на окружающих соответствующее впечатление своими поступками и действиями.

Однако нельзя упускать из виду, что психологический подход предполагает прежде всего безоценочное отношение при описании любого понятия, любой теории. «Принцип оценивания— один и тот же и для рынка личностей и для рынка товаров», — пишет Э. Фромм.1 Личность — не оценочная категория, более того, личность присуща каждому человеку, по крайней мере, начиная с определенного возраста. Только в таком русле можно говорить о личности как о предмете научного познания.

Итак, в истории выделяется «доличностный» период развития данного феномена; в сегодняшнем же понимании личность характеризуется как взаимосвязь субъективной организации и внешнего мира.

Как уже отмечалось выше, в психологической науке категория личности относится к числу базовых понятий. Разнообразие теорий личности, структур личности и даже определений этого понятия говорит прежде всего о том, что современная наука пока не в состоянии ответить четко и однозначно, что же такое личность. Это свидетельствует о сложности самого феномена личности. Развитие личности в какой-то степени зависит как от генетических, так и от культурных или социальных факторов.

Она функционирует на сознательном и на бессознательном уровне и изменяется во времени, сохраняя при этом стабильность. Наряду с принципами единства сознания и деятельности, сознания и общения в отечественной психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов). Личностный подход является одним из основных принципов психологии и стремится к тому, чтобы любое психическое явление рассматривалось через понимание личности человека в целом. Но это лишь личностный принцип, мы же остановимся на изучении личности как самостоятельной категории.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 178. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия