Двуречье в период правления Третьей династии Ура.
К 2109 г. до н.э. ополчение города Урука во главе со своим царём нанесло поражение гутиям и изгнало их из страны. Победив гутиев, претендовал на царствование над всем Шу-мером, однако вскоре владычество над южной Месопотамией перешло к городу Уру, где царская власть уже давно приняла деспотический характер. Царь был верховным судьёй, главой всего государственного аппарата, он же решал вопросы войны и мира. Было создано сильное центральное управление. В царских и храмовых хозяйствах многочисленный штат писцов и чиновников регистрировал вплоть до мелочей все аспекты хозяйственной жизни. В стране действовал налаженный транспорт, гонцы рассылались с документами во все уголки государства. Изгнание гутиев, переход господства в Междуречье к царям Ура и объединение ими всей Месопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хозяйства. Центральное правительство особенно заботилось о содержании в порядке и расширении ирригационной сети. Особенного расцвета достигает крупное госу-дарственное хозяйство, которое к этому времени почти полностью поглотило храмовое хо-зяйство. Разложение старых сельских общин привело к выделению из их среды, с одной сто-роны, зажиточных средних слоев, с другой стороны – разорившихся бедняков, которые либо совсем утеряли свои земельные наделы, либо сохранили лишь карликовые поля. Государство строго централизуется и находится под властью единого обоготворявше-гося царя. Ранее самостоятельные правители маленьких, почти независимых государств (па-тэси), превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных воле верховного властителя. Надписи говорят о том, что патэси были слабо связаны со своим городом и что царь их часто переводил из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, судебные финансово-податные функции и в своей деятельности был тесно связан с храмами, имея возможность пользоваться их хозяйственными ресурсами. Об усилении центральной власти говорит и появление древнейшего судебного кодекса, который устанавил нормы семейного права, наследования и усыновления, обеспечил регулирование многих вопросов, например, аренды, охраны фруктовых садов, ответственности пастуха за вверенный ему скот, а также наказания за укрывательство беглых рабов. Используя крупные хозяйственные ресурсы всей объединённой Месопотамии, цари Ура проводят энергичную завоевательную политику, целью которой является установление гегемонии могущественного Шумеро-Аккадского царства во всей Передней Азии. Своего наивысшего расцвета эта политика достигла при царе Шульги (2100-2042 гг. до н.э.), кото-рый совершает 9 походов против восточных горцев, завоёвывает страну Субарту и области, расположенные по верхнему течению Тигра, завоёвывает Сирию. Так образуется большое и могущественное Шумеро-Аккадское царство, возродившее прежнюю мощь Аккада. Внеш-ним выражением силы царей Ура являлся культ царя, ставший официальной религией. Шульги, добившись своего обожествления, издал законы, свидетельствующие о раз-работанной судебной системе. В них, в частности, устанавливалось вознаграждение за при-вод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также наказание за различные виды чле-новредительства. При этом в отличие от более поздних Законов Хаммурапи, Шульги не ру-ководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», а установил принцип денежного возме-щения пострадавшему. Законы Шульги являются древнейшими из пока известных правовых актов. Господство Ура было недолговечным. В борьбе с нашествиями амореев, двигавшихся с запада, а также эламитов, наступавших с востока, постепенно царство Ура всё больше ос-лабевало. Наконец, войска последнего царя Ура по имени Иби-син были разбиты войсками объединившихся против Ура государств Мари и Элама. После чего на развалинах Аккада образовались небольшие царства Исина и Ларсы. Однако господство Ура не прошло бесследно для народов Передней Азии. Высокая и древняя шумерская культура оказала сильное влияние на культурное развитие этих народов. Шумерский эпос о Гильгамеше был переведён на хеттский и хурритский языки. Шумеро-аккадским богам поклонялись в странах, населённых хурритами и хеттами. Памятники шу-мерского искусства получили распространение в Ассирии. Шумерское право оказало силь-ное влияние на развитие права в Вавилоне, в Ассирии, Малой Азии и Палестине. Таким об-разом, культурное наследство древних шумеров, благодаря распространению его аккацами, было в значительной степени воспринято народами Передней Азии.
|