Политические учения Древней Греции.
Древняя Греция сыграла огромную роль в формировании политических учений. Именно античная мысль легла в основу о западной цивилизации. В отличие от государств Древнего Востока, организованных как империи, основной политической формой становится полис, в котором делами государственного управления занимались граждане полиса. Это обусловило высокий уровень политической культуры Древних греков. Наиболее известными представителями Античной политической мысли были Платон и Аристотель. Платон (427-347 гг. до н.э.). Платон являлся учеником Сократа, перенял от него идею о том, что главной особенностью человека является разум, и в этой связи Платону принадлежит первая попытка разработать учение о государстве на строго рациональной основе. Основной труд Платона – «Государство», «Законы», «Политика», «Тимей и Критий». В своей работе «Государство» Платон сформировал модель идеального государственного устройства. Он считал, что в государстве должно быть три основные социальные категории людей: философы – правители; воины – охранники, стражники; производители, крестьяне – те кто кормит остальных. Главным условием существования государства является то, что каждое сословие должно заниматься своим делом, не вмешиваясь в дела других сословий. Каждое сословие не может существовать отдельно, они нуждаются друг в друге и жизнеспособны только в рамках государства. Поэтому государство это органическое целое, и интересы государства выше чем интересы отдельных личностей. Первые два сословия: философы и воины должны быть лишены собственности и семьи. Платон предполагал ввести общность жён и детей. Всё это делалось для того, чтобы философы и воины всё своё время, энергию, силы отдавали государственной службе. Дети должны были воспитываться в специальных государственных учреждениях, и воспитанием их должны были заниматься гос. чиновники, которые воспитывали этих детей в соответствии с нуждами государств. Эти ограничения не распространялись на третье сословие. Крестьяне-ремесленники могли приобретать собственность, богатеть, но они были лишены политических прав. Большое внимание Платон уделял обеспечению единомыслия общества. Он считал, что в государстве не должно существовать идей, отличающихся от официальной государственной точки зрения. Под строгим контролем должны находиться наука, искусство. Платон предлагал запрещать те произведения искусства, которые заставляют усомниться в правильности действия властей. Таким образом, в современной политической науке, концепция Платона расценивается как один из первых примеров тоталитарного коммунистического общества. Аристотель (384-323 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона, однако затем разошёлся во взглядах со своим учителем. Аристотель был учителем Александра Македонского, а по возвращении в Афины открыл собственную школу ликей. Главным произведением Аристотеля о государственном устройстве был его диалог «Политика», благодаря которому Аристотель считается родоначальником политической науки. В этой работе Аристотель выдвигает несколько принципиальных идей: 1. Человек – существо общественное, коллективное. Он не может существовать без общения с другими людьми. Аристотель выделяет несколько уровней общения: малая семья, большая семья, селение (+соседи), полис. 2. Семья и частная собственность присущи человеку от природы. Поскольку именно они дают человеку стимул к труду, созиданию, к созданию достатка. Отсутствие частной собственности приводит к лени и безответственности. При этом, чем богаче граждане государства, тем богаче и сильнее само государство. 3. Аристотель впервые сформулировал понятие гражданин – человек, принимающий активное участие в политической жизни своего государства. 4. Аристотель впервые дал чёткую классификацию различных форм государственного правления. Он выделяет три правильных и три неправильных соответствующих им неправильных форм правления. Главным критерием является легитимность и забота власти об общественном благе. Правильные: Монархия, Аристократия (власть лучших), Полития (республика средних собственников; Аристотель считал, что собственность это универсальный критерий, который позволяет определить человека как трудолюбивого, энергичного, законопослушного, рационально-мыслящего, более того, собственник заинтересован в том, чтобы сохранить и преумножить свою собственность, а для этого ему нужна политическая и экономическая стабильность и предсказуемость; крупная собственность ведёт к олигархии, а небольшая собственность грозит маргинализацией) Неправильные: Тирания (если монарх не легитимен), Олигархия (власть немногих), Демократия (толпа, избирающая того, кто красивей всех говорит – не есть хорошо). 5. Аристотель сформулировал условия устойчивого развития государства: размеры государства должны быть не слишком большими (чтобы оно легко управлялось), и не слишком маленькими (чтобы могло себя защитить); благоприятные климатические условия; граждане государств, участвующие в управлении не должны заниматься физическим трудом (для этого существуют рабы) – таким образом, у них будет появляться свободное время для политической деятельности.
|