Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КЛАССИФИКАЦИЯ И АССОРТИМЕНТ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ





Вопрос классификации ювелирных товаров сложен, поскольку до настоящего времени точно не определено, какие именно виды изделий входят в ювелирную группу.

Так, по классификации, представленной в учебниках по то­вароведению советского периода, главным признаком, на основе которого изделия относились к группе ювелирных товаров, являлся сырьевой. Все изделия, в составе которых присутствовали драго­ценные металлы и ювелирные камни, относились к ювелирным товарам. В эту же группу были включены и часы.

Выделение в первую очередь сырьевого признака может быть объяснено тем, что применение золота как сырья строго регламен­тировалось государством. В настоящее время основные запреты сняты и драгоценные металлы стали широко использовать для декорирования самых разнообразных изделий. Можно прогно­зировать, что данная тенденция будет развиваться и все большее количество изделий, имеющих чисто утилитарное назначение, бу­дет выполняться из драгоценных металлов с применением техники ювелирного дела. В таком случае группа ювелирных товаров будет


Глава 16


Ювелирные товары


 


неоправданно расширяться. Кроме того, по рассматриваемой клас­сификации к ювелирным могут быть отнесены изделия, которые не несут совсем никакой эстетической функции.

Ряд авторов выделяет способ обработки в качестве классифика­ционного признака. На основе этого признака к ювелирным могут быть отнесены все изделия, производимые с применением техники ювелирного дела (ювелирного литья, гравировки, филиграни, чер­нения и т. д.). Данная схема также неоправданно расширяет группу ювелирных товаров. Примером могут служить столовые приборы из мельхиора и нейзильбера, крайне популярные у потребителей в 70-80-х гг., а также металлическая галантерея, в которой не при­сутствуют ни драгоценные металлы, ни ювелирные вставки.

Другая распространенная классификация основывается на древнегреческом делении ювелирных изделий на три большие подгруппы:

- украшения;

- изделия для сервировки стола;

- чеканка монет.

В основу данной классификации положено функциональное назначение изделий и сырьевой признак. Однако в настоящий мо­мент она не очень логична, поскольку изделия для сервировки стола входят в данную классификацию, а подсвечники, люстры, бра, охотничьи ружья и ножи высокохудожественной отделки, очки в золотой оправе и многие другие изделия ювелирного исполне­ния - нет.

В Общероссийском классификаторе продукции (ОКП), пред­назначенном для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в таких сферах деятельности, как стандартизация, систематизация, сертифика­ция продукции, статистический анализ, проведение маркетин­говых исследований, используется своя классификация, удобная для названных целей. В группе 96 "Изделия культурно-бытово­го, хозяйственного, учебного назначения, театрально-зрелищных предприятий, вспомогательные для легкой промышленности" вы­делена подгруппа "Изделия ювелирные, галантерея ювелирная и металлическая, изделия ритуально-обрядовые, награды, монеты".


В соответствии с иерархической системой классификации вся про­дукция разделена по ряду классификационных признаков: сырье­вому составу, материалу вставки, назначению. В эту же подгруппу входят принадлежности к часам, предметы туалета, футляры для украшений, предметов для сервировки стола, винных, чайных, кофейных и десертных наборов.

Для регулирования внешнеторговых операций используется специальная классификация, представленная в товарной номенк­латуре внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД), в осно­ву которой положена так называемая гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС).

Товароведная классификация рассматривает ювелирные из­делия как украшения, выполненные из драгоценных металлов и ювелирных камней с использованием техники ювелирного дела. В соответствии с определением классификация ювелирных изде­лий будет выглядеть следующим образом.

Украшения делят на нательные и украшения для одежды. На­тельные в свою очередь могут подразделяться на украшения для головы (серьги, клипсы, диадемы), шеи и груди (бусы, колье, це­почки, кулоны, медальоны), рук и ног (кольца, браслеты, цепочки). Далее каждая подгруппа может быть разделена с использованием различных классификационных признаков: более узкое назначение, используемый металл или сплав, материал вставки, модельно-конс-труктивные особенности изделия и т. д. (рис. 16.8): В конечном итоге на последнем уровне классификации окажутся конкретные изделия с признаками, которые отличают каждое наименование от всех других изделий (артикул).

Серьги - наиболее распространенное и любимое украшение женщин и девушек. По объему выпуска серьги уступают только кольцам и цепочкам, а по разнообразию материалов изготовления и видам декоративной отделки занимают ведущие позиции. Ассор­тимент серег представлен как изделиями простых традиционных (обручи, калачи, шарики и т. п.) и классических форм (конструк­тивно некрупных), так и разнообразных фантазийных.

Традиционно в практике ювелирного дела этот вид украшения изготавливается из драгоценных металлов, которые не окисляются


Глава 16


Ювелирные товары



при ношении, но возможно применение и недрагоценных цветных металлов и их сплавов с последующим нанесением золотого или серебряного покрытия.

В серьгах выделяются основная (лицевая) часть и замок. Ли­цевая часть состоит из основания (верхушка серьги), каста, ранта под оправу, накладок или вставок, а иногда и подвесок. Подвески крепятся к верхушке серьги соединительными кольцами для обес­печения подвижности.

Замки серег для проколотых и непроколотых ушей различны по своей конструкции.


Рис. 16.9. Ювелирная и галантерейная швензы: 1 - клюв; 2 - хвостовик; 3 - паз

Для проколотых ушей используют свободные навесные крюч­ки, крючки с петелькой и пружинные; штекерное крепление (в быту его часто называют "гвоздики"): штифт с канавкой и пуссетой и штифт с резьбой и гайкой. Самыми надежными в использовании являются пружинные замки, но вместе с тем они наиболее сложны в изготовлении. Эти замки состоят из двух основных частей - пру­жинного крючка и швензы. Швензы делятся на два основных типа: ювелирные и галантерейные (рис. 16.9). Самой сложной деталью при изготовлении серег считается ювелирная швенза, которая со­стоит из двух смежных деталей: клюва и хвостовика. Клюв явля­ется опорной основой для всей швензы и поэтому он несколько утолщен, хвостовик же, напротив, все более утоньшается ближе к крючку. Такая конструкция швензы препятствует полному рас­крытию замка серьги, практически сводя на нет возможность само­произвольного соскальзывания изделия с мочки уха. Ювелирные




Глава 76


Ювелирные товары


 


швензы используются для украшений из драгоценных металлов с дорогими вставками (например, бриллиантами).

Галантерейные швензы также используются ювелирами, но они гораздо проще по своей конструкции и не обеспечивают такую сте­пень надежности, как ювелирные. Состоят из хвостовика и паза.

Серьги для непроколотых ушей крепятся либо при помощи зажимного винта, либо при помощи специального замка - клипсы, который имеет вид защелки,

Серьги могут составлять элемент набора украшений в соче­тании с кольцом, браслетом, ожерельем, кулоном, диадемой. Ста-. ринное название набора украшений - "парюр" (фр.). Он состоит из браслета, серег, перстня, выполненных в едином стиле. Набор украшений, называемый гарнитуром, может состоять из броши и кольца, браслета и кольца, браслета, кулона, кольца и серег.

Диадема (гр.) - головная повязка, носимая в Древней Греции женщинами - в качестве украшения, юношами и мужчинами - как символ победы, жрецами - как знак духовного сана.

В современном понимании диадема считается исключительно женским украшением в форме открытой короны с плоским осно­ванием, ободка или полуободка.

Данные изделия изготавливают, как правило, из высокопробных сплавов золота (в т. ч. "белого золота"), платины и серебра, укра­шают россыпью или симметрично расположенными ювелирными драгоценными и полудрагоценными камнями. Очень популярно использование бриллиантов различной величины или же сочетание россыпи бриллиантов с рубинами или сапфирами.

Цепочки - ювелирные изделия, состоящие из переплетенных звеньев. Цепочки - традиционные шейные украшения, одинаково популярные и у женщин, и у мужчин. Они могут использоваться как самостоятельное украшение или быть вспомогательным из­делием, предназначенным для крепления подвесок и медальонов. В настоящее время в России по объему производства цепочки зани­мают первое место среди других видов ювелирных украшений.

Цепочки, как правило, изготавливают механизированным спо­собом на цепевязальных автоматах и полуавтоматах из сплавов драгоценных и недрагоценных цветных металлов. Изделия из


недрагоценных металлов и сплавов могут проходить операцию золочения или серебрения.

Неразъемные цепочки (надеваются через голову) состоят из вза­имно переплетающихся звеньев, разъемные - из звеньев и замка.

По назначению различают цепочки:

- шейные;

- бортовые (для прикрепления карманных часов к одежде);

- поясные;

- браслетные (для украшения запястья рук).

Длина цепочек в зависимости от их назначения может коле­баться от 15 до 90 см. Наибольшим спросом в настоящее время пользуются цепочки длиной от 40 до 65 см. Масса цепочек зависит от используемого сплава, применяемого способа плетения и конст­руктивных особенностей отдельных звеньев и может колебаться в широких пределах.

Форма звена в цепочке может быть простой: круглой, овальной, прямоугольной, лежащей в одной плоскости или же сложной, т. е. представлять собой некую сложную и изогнутую в нескольких плоскостях фигуру. Петля необязательно симметрична относи­тельно продольной оси. Звенья в цепочке могут быть одного раз­мера и формы или разных размеров и форм, чередующихся в оп­ределенном порядке. Звенья крупных цепочек иногда выполняют пустотелыми.

По форме звена и характеру переплетения цепочки делятся на базовые, производные и фантазийные. Каждая базовая цепочка имеет свое название: якорная, панцирная, кордовая, "веревочка". Наибольший удельный вес занимают цепочки якорного и панцир­ного переплетения и их производные.

Базовые цепочки могут образовывать множество производных, которые можно разделить на четыре группы:

- производные цепочки с чередующимися звеньями различного
размера (типа "Фигаро");

- производные цепочки с измененной формой звена ("Венеци­
анская", "Бостон", "Улитка");

- производные двойные и тройные ("Ленточка", "Элика");


Глава 16


Ювелирные товары


 


- производные с использованием дополнительных технологиче­ских операций. Например, прессованные, сколоченные (сколо­тые), с алмазной огранкой или обработкой. Разъемные цепочки имеют замки различной конструкции: за­стежка на костыль, Крючковым замок, замок-карабин, шпрингель-ный замок и др.

Бусы - женское шейное украшение, состоящее из бусин, про­межуточных звеньев, замка с предохранителем и нити. Бусины бывают разнообразных размеров и форм (круглые, овальные, фи­гурные), с различными видами отделки. Их изготовляют из драго­ценных металлов и сплавов, драгоценных, полудрагоценных и по­делочных камней, кости, стекла, пластмассы, фарфора, дерева.

Материал, из которого изготовлены бусы, обычно определяет их название. Жемчужные бусы составляют из жемчуга определен­ной формы и одинакового или разного размера. Для изготовления янтарных бус используют необработанный или полированный янтарь шаровой, овальной или многогранной формы. Для изго­товления коралловых бус - бусины круглой или овальной формы, а также в виде палочек различной длины. Практически любые по форме бусины костяных и деревянных бус вытачивают на станках и украшают резьбой. Также на станках вытачиваются бусины для бус из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, при­давая камню самые разнообразные формы. Изготавливают бусы из драгоценных металлов (сплавов) и сочетания металл - камень, металл - кость. Бусины металлических бус могут быть пустоте­лыми, ажурными, различных форм и размеров с декоративной отделкой.

Бусины могут иметь сквозные отверстия для нанизывания их на нить или же не иметь отверстий - тогда бусины соединяются между собой специальными проволочными петлями. Соединение с помощью различных металлических петель чаще всего исполь­зуют для бусин из хрупких материалов, когда сделать в бусине отверстие технологически сложно.

Бусы так же, как и цепочки, могут быть неразъемными и разъ­емными. Последние имеют замок. Наиболее распространенные


виды замков: замок-костыль, замок-крючок, винтовой замок, шпрингельный, коробчатый (или шнапоровый).

Колье - шейное женское украшение (лат. соНит - шея). По конструкции напоминает бусы, однако отличается более сложной композицией рисунка центральной части и шарнирным соедине­нием отдельных элементов. В центре колье всегда расположены более крупные звенья, которые к краям постепенно уменьшаются. Иногда звенья заканчиваются тонкой цепочкой.

Изготавливают колье из сплавов золота, серебра, платины с са­мыми разнообразными вставками. В центральной части, как прави­ло, располагается крупный самоцвет, окруженный более мелкими вставками. Камни в одном колье имеют не только разный размер, но зачастую и разную форму в соответствии с индивидуальным фасоном изделия. Центральная часть может иметь художественно оформленные подвески в виде кулонов. Ближе к замку колье за­вершается бусинами или звеньями цепочки, которые в некоторых случаях могут быть многорядными.

Обычно колье имеют длину 40-50 см. Колье застегивается замком, который одновременно выполняет роль декоративного элемента. Наиболее распространены для колье коробчатые замки и коробчатые замки с фиксаторами в виде штифта, петли, пластины или крючка.

Кулон представляет собой шейное украшение в виде подвески, предназначенной для ношения на цепочке, при этом цепочка имеет специальное переходное кольцо (звено), на которое и крепится под­веска. Кулон долгое время считался женским украшением, однако в последнее время все чаще стал употребляться как украшение и для мужчин.

Подвески для кулонов изготавливают с оправой из золота, серебра, платины и сплавов цветных металлов со вставками из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, кости, рога, керамики и др. Они могут быть разнообразной формы: круглой, овальной, квадратной, каплевидной, в виде знака зодиака или сим­вола веры (например, православный нательный крест). Кулоны могут иметь дополнительную декоративную отделку: полирование,


Глава 16


Ювелирные товары


 


гравировку, алмазную обработку, чеканку, эмалирование, чернение и т. д.

Выпускают кулоны, у которых, помимо ушка для цепочки, на обратной стороне к металлической оправе припаяна булавка с шарниром и замком. Такой кулон может одновременно являться и брошью.

Медальон - это особой формы подвеска, корпус которой вы­полнен из двух крышек и представляет собой плоский футляр­чик чаще всего овальной формы, однако встречаются и круглые, квадратные, каплевидные, в форме сердечка и др. Полый корпус служит для вставки в него фотоминиатюр или каких-либо суве­ниров (например, локон возлюбленной, фотография, знак зодиака и т. п.).

Различают медальоны открывающиеся и неоткрывающиеся. Открывающиеся выполняют на шарнирах или без них. В бесшар­нирных медальонах половинки соединяются плотно подогнанными ободками. Иногда крышки медальона спаяны между собой. Напри­мер, когда в корпусе медальона хранится какая-то тайна - любов­ная, ритуальная, завещание, заговор и т. п.

Изготавливают медальоны из сплавов золота, серебра или пла­тины. Изделия из серебряных сплавов могут покрываться позоло­той. Поверхность лицевой крышки украшают гравированным или штампованным рисунком, вставками из разнообразных материа­лов, художественной эмалью.

Кольцо - это украшение, предназначенное для ношения на пальце руки. Оно может быть оформлено в виде декоративного ободка, со вставками или без них.

В настоящее время кольца чаще всего изготавливают из спла­вов золота 375-й, 585-й, 750-й и 958-й проб и серебра 875-й и 925-й проб. Для колец с бриллиантовой вставкой традиционно используют платиновые сплавы или же сплав "белое золото" на основе палладия. Встречаются изделия, изготовленные из двух и более различных сплавов.

По конструкции различают кольца гладкие (в частности, обру­чальные) и со вставками. Кольцо со вставкой состоит из следующих


 

деталей (рис. 16.10): ободка (шинки), каста, ранта под оправу, накладки и вставки.

Шинка кольца в сечении может быть различной формы: круглая, полукруглая, выпуклая, полуовальная, прямоугольная, треугольная, трапециевидная, фасонная. Так, в XIII в. в Европе модным было глад­кое трехгранное кольцо, а в XIV в. - по­луовальное.

Рис. 16.10. Элементы конструкции кольца: 1 — ободок (шинка); 2 - крапан; 3 - вставка; 4 - рант, 5 - накладка

С наружной стороны кольца шинка может быть как гладкой, так и с гравиро­ванным или чеканным рисунком, надпи­сью, отделкой финифтью, филигранью или гризантом.

С внутренней стороны шинка чаще все­го бывает гладкой, однако в некоторых слу­чаях, например на обручальных кольцах,

может быть выгравирован какой-либо рисунок (два соединенных сердца, голубки, ангелочки) или надпись ("Верность", "Любовь", "Желаю счастья", имя бога любви Амура и т. п.).

Края шинки могут украшать филигранной проволокой, орна­ментом в виде цветов и листьев или, например, сплетенных рук.

Шинки любой формы сечения могут быть широкими и узкими.

Накладки могут быть гладкими, чеканными, гравированными, филигранными, с элементами чернения. Вставки выполняются из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, кости, рога, перламутра, стекла, пластмасс, дерева и фарфора. Форма и количество вставок ограничиваются только фантазией дизайнера и мастерством ювелира: от классического золотого перстня с цен­тральным цветным камнем в обрамлении мелких бриллиантов до самых нетрадиционных сочетаний ювелирных камней с разнооб­разными фантазийными способами огранки.

Кольцо вместо вставки может иметь прямоугольную, квадрат­ную, реже овальную металлическую площадку, с выгравирован­ным на ней рисунком или монограммой, напоминающую печать (в быту такой вид колец называют печаткой).


 




Глава 16


Ювелирные товары


 


Браслеты используются для украшения запястья и предплечья рук, а также для закрепления на руке часов. Изготавливают из золота, серебра и платины, разнообразных камней, кости, рога, дерева и др. Могут быть позолоченными и посеребренными. Ху­дожественная отделка разнообразна.

Браслеты делят на жесткие и мягкие, замкнутые и незамкнутые.

Жесткие браслеты могут быть замкнутыми, пружинящими и шарнирными. Замкнутый браслет выполняется в виде обруча, он должен иметь определенные размеры, позволяющие проходить через запястье руки. Незамкнутый обруч из упругого материала или пружинящий виток из металлической проволоки ("змейка") называется пружинящим браслетом. Шарнирные браслеты могут состоять из двух жестких половинок, соединенных шарниром или из нескольких отдельных элементов - звеньев. Звено браслета бы­вает различной формы и размера, с разнообразными вставками, отделанное чеканкой, гравировкой, филигранью или с эмалевым покрытием.

Мягкие браслеты подразделяют на глидерные, цепные и плете­ные. Глидерные браслеты состоят из отдельных звеньев (глидеров), соединенных между собой особым образом, чаще всего с помощью шарниров.

Цепные браслеты состоят из колец разнообразной формы, пе­реплетенных между собой способами, применяемыми для цепочек. В зависимости от формы звена и характера переплетения цепные браслеты так же, как и цепочки, имеют свои особые названия. Наиболее часто встречаются панцирные цепные браслеты.

Плетеные браслеты могут различаться по материалу и форме отдельных звеньев, а также по способу их соединения.

Замки для браслетов используют самые разнообразные. На­пример, так же, как и для цепочек, применяют шпрингельный, штыковой и коробчатый (шнапоровый). Кроме того, существуют замки, характерные исключительно для браслетов. Это штифтовой и бугельный замки.

Броши - женское украшение, которое прикалывают к платью, блузке, жакету, скалывают воротники, шарфы, платки и т. д.


Изготавливаются из драгоценных и цветных металлов и спла­вов со вставками и без них. Могут использоваться драгоценные, по­лудрагоценные и поделочные камни, стекло, фарфор, эмаль, кость, перламутр. Применяются всевозможные виды отделки: чеканка, гравировка, ажурная филигрань, эмалирование и т. д. Броши могут иметь подвески из камня или металла.

Формы брошей исключительно разнообразны. Броши могут изображать растения, цветы и цветочные композиции, животных, птиц, насекомых, иметь вид различных геометрических фигур, бантов, узлов, переплетений, абстрактной символики. Встречают­ся именные броши с монограммами или портретом-миниатюрой.

Старинный вид броши, пришедший из Древней Греции, - гем­мы. Они представляют собой рельефное изображение, вырезан­ное из камня, имеющего разноокрашенные слои (агат, обсидиан, сердолик). Геммы выполняют в золотой и серебряной оправе. Изображения на геммах бывают двух видов - выпуклое (камея) и вогнутое (инталия).

Брошь прикалывают к одежде иглой, прикрепленной по цен­тру с обратной стороны изделия. В крупных брошах ее смещают к верхнему краю изделия. Игла закрывается специальным замком с предохранителем или без него. Различают два основных типа зам­ков для брошей: открытый - разнообразные крючки, под которые заводится игла, и закрытый - предохраняющий иглу от самопро­извольного расстегивания. К последним относят шомпольный, визорный и револьверный (или барабанный) замки.

Брошь может крепиться к одежде также посредством винто­вого крепления, однако оно менее удобно и, кроме того, требует нарушения целостности ткани.

Булавки. Состоят из металлического заостренного стержня длиной несколько сантиметров, головки и предохранителя. Стер­жень изготавливают из золотой, серебряной или позолоченной проволоки. Головка может выполняться из драгоценного металла со вставкой и без нее. Вставка бывает из драгоценного и полудраго­ценного камня, перламутра, финифти. Головку закрепляют наглухо на тупом конце стержня, а на другой острый конец вставляют или навинчивают предохранитель.


 


 








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 277. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия