Студопедия — Тенденции развития инфраструктуры культуры в региональной культурной политике в конце XIX – начале ХХ века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тенденции развития инфраструктуры культуры в региональной культурной политике в конце XIX – начале ХХ века






 

Анализ тенденций развития инфраструктуры культуры изначально требует широкого ситуационного анализа. Термин «ситуация» означает положение, обстановку, совокупность различных обстоятельств. Социально-культурная ситуация представляет собой, по верному замечанию Е.В. Листвиной, своеобразный центр равновероятностных возможностей, реализуемых «как часть общей картины социально-культурного развития, составляющая звено единой цепи прерывистых и пульсирующих механизмов культурного бытия». В то же время это ещё и совокупность условий и обстоятельств социально-культурного пространства с точки зрения культурных приоритетов и развивающихся во времени культурных доминант процесса общественного развития на личностном, социальном и групповом уровнях. Следует сказать, что специфика социально-культурной ситуации в том, что она создает пространственно-временной континуум в рамках бытия культуры [71, с. 159]. И в этом плане к региональным культурным процессам приложимы параллельно протекающие дихотомии интеграции/дезинтеграции, синхронности/диахронности, характеризующие социально-культурную ситуацию региона.

Рассмотрим особенности социально-культурной ситуации в регионах Сибири в постперестрочный период (конец XIX – начало ХХ в.).

В годы «перестройки» развитие культуры попало в одну из таких сфер, в которой легко было представить цикл демократических изменений. Демократические перемены, связанные с ускорением социально-экономического развития, и потребовали экономической поддержки сферы культуры. Следствием перестройки явилась децентрализация управления, сочетающаяся с регионализацией. Ограничение центробежных тенденций вызвало стремление организаций культуры к автономии. Усиление демократических начал и учет реальных последствий привели к необходимости повышения значимости культурной самобытности, возрождения национального достоинства, определения новых границ межрегиональных культурных пространств. В этих условиях перед культурной политикой ставилась задача – формирование единообразной картины мира, учитывающей интересы различных субъектов культурной жизни региона, играющих ведущую роль в распределении различных ресурсов[2].

Выход культурной деятельности из-под прессинга, замена административного контроля кураторством стимулировали поиск новых парадигм культурной политики в регионах в связи с резким изменением административной роли регионов и государственных органов. Анализ преобразований времен «перестройки» показывает важное идеологическое и «инструментальное» значение культуры в её воздействии на отдельного человека и общество в целом. В этом плане важным становится концепция модернизации, разработанная М. Вебером, Э. Дюркгеймом, которую развили Т. Парсонс, У. Ростоу, Р. Рэффилд. Этот процесс, как отмечает Э.А. Орлова, происходит за счет культурной диффузии, способствующей усложнению и динамизации социально-культурных связей в обществе [87, с. 6].

Существовавшее раньше единство идеологии и культуры в связи с разрушением первой привело к необходимой постепенной замене старых социальных институтов новыми, которая происходит как длительный относительно консервативный процесс. Здесь уместно говорить о наступлении системного кризиса культуры, который воспринимается как своеобразный апокалипсис. Отсюда возникают два социально-культурных последствия: дезориентация, потеря культурной идентификации в обществе и на уровне цельной личности и вместе с тем поиск новых культурных моделей, которые смогут восстановить культурное равновесие.

Культурные и институциональные изменения в России до XХ в. оказали серьезное разрушительное влияние на массовое сознание ценностных ориентаций и дестабилизировали их. При этом радикально изменились представления о культурном успехе, что коснулось опять-таки традиционных социальных институтов, где успех ассоциировался с всеобщим признанием, ведущим к формированию архетипов культуры и опосредовал процесс социально-культурной интеграции (В.С. Библер) [10]. Социально-куль­тур­ная роль партийных, профсоюзных органов, трудовых коллективов традиционно способствовала персонификации и идентификации личности. Кроме того, совершавшийся при этом процесс социализации сопровождался идеологизированными обрядами и ритуалами, также настраивавшими на формирование социально-культурной определенности личности. Все эти процессы аккумулировались в устойчивой стабильной интегральной культурной модели, закрепившейся в сознании россиян с 1917 г. до конца 80‑х гг. XX в. Несмотря на излишнюю нормативную регуляцию происходящих процессов, марксистская основа советской культуры позволяла получить всеобщее признание, авторитет и способствовала высокому уровню культурной активности, ассоциированной с доминантой социального оптимизма.

С крушением идеала идентификации происходит утрата классово-групповых привилегий, лидерства, прежнего культурного статуса. К началу XXI в. начался процесс потери идентичности и расслоение в культуре. Таким образом, можно говорить о социально-культурной ситуации в период, для которого характерно состояние кризиса. Его особенность в том, что после разрушения традиционной системы культуры образовался духовно-ценност­ный и социально-культурный вакуум. В этом смысле справедливо указание М.М. Михайловой относительно сосуществования в социокультурной ситуации регионов позитивных и негативных тенденций, обусловленных социально-экономическими и политическими условиями времени [77, c. 21].

Вместе с социально-культурной деятельностью, эквивалентом которой является институциональная культура, в начале XXI в. появилась инициативная культура, которая существует в большинстве региональных программ культурной политики. Последняя включает в себя ряд неформальных структур, обеспечивающих функционирование сферы культуры в целом: СМИ, наука и образование, физическая культура и спорт, туризм, учреждения культуры других ведомств. Такого рода учреждения образуют особый характер культурного потребления. При этом преследуется важная цель – достижение идеалов всеобщего благосостояния, что находит поддержку у широкомасштабных потребителей услуг культуры. При этом полноценность социально-куль­тур­ного сервиса зависит не только от материальных выгод, она также определяется состоянием имиджа, социальными и интеллектуальными преимуществами статуса, занимаемого участниками культурных акций.

Инициативная культура в условиях новой культурной политики является не дополнительной, а основной – её роль способствует переориентации ведущих направлений, стратегий и тактики осуществления культурного досуга. Это тем более важно, поскольку формирование новой культурной политики России и её регионов связано с тем, что в условиях несовпадения ценностей, присущих локальной культурной политике, основной упор делается на коррекцию и регуляцию ценностных ориентаций, задаваемых социально-культурной средой. Инициативная культура наряду с институциональной формой в своём развитии опирается на процесс взаимодействия регионального и политического истеблишмента, который служит альтернативной мерой выведения культуры из кризиса.

По мере замены государственного финансирования рыночным усилится процесс регионализации культуры. В этом случае государственная политика поддерживает и обеспечивает инновации, привлекая различные фонды для удовлетворения конкретных потребностей отдельного клиента. Возникает вопрос: связано ли формирование тех или иных моделей культуры с региональными различиями? Если да, то от каких факторов они зависят?

Региональное регулирование культуры состоит в охране культурного наследия, общественной поддержке развития художественной жизни в регионе и межрегиональном пространстве, расширении организованного досуга людей; пропаганде и популяризации достижений культуры, значимых для региона; в межнациональном сотрудничестве в пространстве ближайшего регионального окружения.

В региональной культурной политике Сибири, как и в других регионах России, большое значение придается формированию ограниченной культурной среды, которая сочетает в себе самобытность культурного пространства, границы охраны культурного и духовного наследия, как черты, направленные на удовлетворение потребностей развития регионов. При этом сформулированные цели культурной деятельности существуют как сверхзадачи, решение которых зависит от объединения усилий органов власти и негосударственных структур.

Сравнительный анализ целей государственной культурной политики в 90-е гг. и в начале XXI в. показал наряду с тем, что продолжается направленность на сохранение культуры. В настоящее время делается всё больший упор на системность и интегративные процессы, ориентирующие на целостное культурное пространство (табл. 3).

Учитывая вышесказанное, следует выделить важнейшие приоритетные цели региональной культурной политики, которые актуальны в современных условиях:

– разностороннее развитие всех компонентов системы охраны и трансляции культурного наследия, соотнесенное с ценностными ориентациями человека и общества в культурно-истори­чес­ком контексте;

Таблица 3

Сравнительные данные целей культурной политики
в исторической динамике

90-е годы Начало ХХI века
Сохранение комплекса государственных учреждений Сохранение культурного потенциала
Воспроизводство творческих профессиональных союзов Обеспечение связности культурного пространства
Сохранение музейно-библио­теч­ных и архивных фондов Интеграция социально-территориальных групп
Сохранение народного творчества Обеспечение преемственности в развитии культуры

 

– формирование социально-культурной этнонациональной и региональной идентичности, опирающейся на формы духовного самовыражения, гражданского и национального самосознания;

– упор на ценностно-обоснованный социально-культурный заказ общества, построенный на всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей;

– установка на диалог культурных компонентов региона в процессе постижения многообразия культур, духовного и интеллектуального обогащения при условии непременного толерантного отношения в процессе межкультурного взаимодействия;

– установление взаимосвязи, национальных и этнокультурных особенностей региона с общечеловеческими ценностями на основе гармонии с культурой.

Обозначенные приоритеты определяют ряд основных задач региональной культурной политики:

– исследование, мониторинг, проектирование основных позиций социально-культурной эволюции региона, характерных для российской ментальности;

– прогнозирование условий и механизмов развития социально-культурного облика региона, конфигурации его культурного пространства, детерминированного социально-экономи­чес­ки­ми, государственными, духовными и иными условиями;

– технологическое обеспечение проектов социально-куль­тур­ной идентификации и модернизации культурной инфраструктуры;

– формирование базы данных и мониторинг особенностей социального заказа, направленных на прогнозирование спроса и параметров качества социально-культурной деятельности;

– совершенствование региональной законодательной базы в области культуры и социально-культурной политики;

– повышение культурологической компетентности специалистов сферы культуры и искусства;

– ориентация стиля социально-культурного управления на регулирование культуротворческих процессов;

– разработка широкого диапазона технологий и способов социально-культурной коммуникации с общественными организациями, со сферой художественной практики, гуманитарной наукой, сферой разнопрофильного образования, СМИ и книгоиздателями, со сферой досуговой деятельности как основными компонентами воспроизводства инфраструктуры культуры.

Сравнительный анализ числа клубных формирований в процентном соотношении по данным 2006 г. показал: в Сибирском федеральном округе насчитывалось 64 428 клубов, что составляет 16,35 %от общего числа (менее 1/5) и является частью тенденции спада численности в силу изменений в демографии, а также интеграции клубов в современное общество. При этом следует учесть, что на протяжении 2001–2006 гг. в целом по России происходил небольшой рост числа клубных формирований, сменившихся в 2006 г. некоторым спадом. Соответствующая пропорция присуща и числу участников клубных формирований – 879,2 тыс. человек. Это составляет 14,6 %,что также доказывает вышеуказанную тенденцию. Статистические данные среднего числа клубных учреждений, распределенных по субъектам Сибирского федерального округа в 2006 г., показали лидирующее положение Новосибирской области (18 формирований). На втором месте Хакасия и Кемеровская обл. (по 11 формирований). На третьем месте Республика Тыва, Омская и Томская области (по 8 формирований). Эти данные свидетельствуют о значительном перепаде в численности культурных организаций.

Число культурно-досуговых мероприятий в Сибири достигло 1,35 млн против 8,14 млн в России в целом, т. е. составляет 16,5 %, что почти совпадает с данными по общему числу клубов. Следовательно, можно говорить о такой же пропорционально низкой численности массовых формирований досуга. При этом указанные культурные акции на протяжении 2001–2006 гг. были не ярко выражены. Снижению подвергалась не только численность мероприятий, но и качественные характеристики некоторых видов самодеятельного народного творчества. Какие из них наиболее подвержены спаду, а в каких это явление не так значительно? На этот вопрос ответ дает сравнительный анализ ранговых распределений кадрового состава коллективов. Нужные результаты статистики, взятые из информационного сборника, приведены ниже (табл. 4).

Таблица 4

Ранговое соотношение видов народного творчества

№ п/п Вид народного творчества (кружки, формирования, коллективы) Ранговое соотношение по России в целом Ранговое соотношение по Сибири
  Хоровые    
  Хореографические    
  Театральные    
  Оркестры    
  Фольклорные    
  Изобразительное искусство    
  Народные промыслы    
  Кино-, фотолюбителей    
  Прочие    

 

Приведенная таблица показывает частичное совпадение общероссийской картины видовых распределений коллективов народного творчества. Небольшое расхождение в численности касается оркестров и коллективов кино-, фотолюбителей. При этом приоритет прочих коллективов указывает и на общую особенность, связанную, очевидно, с появлением альтернативных клубных объединений (компьютерных, масс-медийных), сменяющих традиционное кино-, фото-, видеотворчество. Устойчивое лидерство хореографии и театра вызвано популярностью этих жанров народного искусства. При этом достаточно высокое (4-е) место хоровой самодеятельности говорит об устойчивости певческих традиций. На таком же уровне востребуются фольклорный и декоративно-прикладной жанры. Однако непопулярность оркестровой деятельности вызвала к жизни интерес к джазовому или электронному музицированию, которые также попадают в число «прочих» альтернативных форм традиционного народного творчества.

Исходя из вышеуказанных предпосылок социально-куль­тур­ного развития в сфере народного творчества, следует отметить наличие следующих тенденций,характеризующих волнообразный процесс положительных и отрицательных явлений в этнокультурном социуме.

1. Снижение темпов спада, уменьшение числа участников коллективов народного творчества.

2. Вытеснение на периферию социально-культурной деятельности народных традиций.

3. Сохранение на должном уровне культурной активности населения в местах высокой степени аутентичных народных традиций.

4. Отрыв современного образа жизни от традиций народного творчества.

5. Частичная утрата механизмов саморегуляции и развития народной культуры.

6. Стремление людей к внеинституциональной самоорганизации (одомашнивание, самоорганизация и пр.).

7. Обнаружение кризисных явлений в современных видах народного творчества (дизайн, кино- и фотолюбительство).

8. Диспропорция возрастного состава народного творчества в пользу детских, подростково-юношеских и молодежных объединений при слабом развитии центров для взрослых, пожилых и других категорий, семейных объединений.

9. Снижение популярности традиционных форм народного творчества и их вытеснение модернизированными.

10. Замена личностных контактов народного творчества на анонимные.

11. Снижение посещаемости зрелищных форм народного творчества вследствие урбанизации и электронной революции.

12. Усиление реинтеграции в социально-культурном движении неконсолидированных относительно устойчивых общностей.

13. Формирование комплексных интегрированных структур народного творчества (клуб, музей, культурно-этнографический комплекс, этнопарк, передвижной культурно-пропагандистский центр).

14. Рост социально активных участников в народном творчестве и общественно ценных видов деятельности.

15. Ориентация на народное творчество как на хобби, более резко выраженная на селе.

16. Усиление фольклорной основы народного творчества в крупном городе по сравнению со средним и малым.

17. Слияние этнических и региональной культур в процессе формирования локальных традиций.

18. Утрата культурных традиций и национального фольклора.

19. Расширение общественного интереса к традициям народной культуры.

На этом фоне можно выделить особенности проявления данных общероссийских тенденций в социокультурной среде Сибири.

Учитывая происходящий процесс дихотомизации социально-культурных явлений в анализе взаимосвязанных тенденций в современном обществе, следует выделить из представленных В.В. Туевым сочетаний следующие, имеющие отношение к региональной культурной политике [113, с. 45–49].

1. Сочетание централизации и регионализации социально-культурных явлений, что приводит к мобильности организационной структуры и процессов управления культурой.

2. Возникновение устойчивых диспропорций в социально-культурном развитии регионов, обусловленных установлением зон свободного предпринимательства. В связи с этим ярко проявляется тенденция глубоких противоречий между демократизмом учреждений культуры и авторитаризмом управления, падение благосостояния и повышение стоимости материальной базы культуры, несоответствие форм и средств работы растущим многообразным потребностям граждан [14, с. 4].

3. Переход демократизации и элитизации культурной деятельности, открывающей возможности всеобщего и равного участия граждан в создании культурного продукта.

4. Взаимовлияние традиционализации и вестернизации в содержании и формах культурной деятельности, позволившее осуществлять диалог культур.

5. Усиливающаяся интеграция видов культурной деятельности, а также выдвижение многих из них в самостоятельные автономные формы.

6. Массовизация, сочетающаяся с профильной локализацией форм самодеятельного творчества, коммуникация, развитие талантов.

7. Сакрализация и секуляризация творческой деятельности в контексте расширенных форм досуга.

Рассмотрим проявление обозначенных тенденций государственной культурной политики на региональном уровне в условиях Сибири.

1. Расширение основных форм и видов деятельности, репертуара и тематики. В настоящее время происходит процесс освоения новых для клубов видов деятельности как альтернатива традиционным. В то же время организуются мастерские, студии, любительские объединения, хобби-центры, способные существенно поднять культурный потенциал регионов.

2. Мобильность и интеграцияорганизационных форм культурно-досуговой деятельности, связанные с оптимизацией бюджетных расходов. Наметилась тенденция к ликвидации стационарных объектов культуры в неперспективных населенных пунктах и созданию интегрированных и передвижных организаций и филиалов сельских, межпоселенческих и районных культурно-досу­го­вых учреждений.

3. Преобладание презентативных форм культурно-досуго­вой деятельности. На первом месте стоит организация фестивалей, концертов, где наиболее активны муниципальные учреждения (77 %). К этому уровню подтягиваются остальные организации.

4. Снижение бюджетного финансирования культурно-до­су­го­вых учрежденийотносительно их реальной потребности. При этом проблемой остается развернутая реклама культурных услуг. Снижаются цены на них, вводится система скидок, появляется необходимость повышения комфортности местного, «локального» досуга.

5. Недостаточность компьютеризации при высоком неудовлетворенном спросе на услуги по обучению навыкам работы на компьютере. Это создает условия серьезной конкуренции между учреждениями культуры и другими организациями.

6. Необходимость реорганизации и модернизации учреждений культуры, компьютерных клубов и их объединение с действую­щими киноклубами с последующим преобразованием в медиаклубы.

7. Процесс интеграции организационных форм досуговой деятельности, построенный на оптимизации расходов, который способствует разграничению полномочий и объединению отделов или центров в социокультурные комплексы, включающие образовательные учреждения, дома культуры, центры народного творчества, школы ремесел и пр.

8. Сохранение и развитие любительского и этнокультурного движения при одновременной поддержке культурно-об­ра­зо­ва­тель­ной деятельности, духовно-религиозных объединений и форм коллекционирования, зрительской деятельности, что существенно сказывается на иерархии предпочтений.

9.Развитиеинновационных программ и форм деятельности, сориентированных на корпоративный досуг. Это проведение вечеринок, встреч выпускников, дней призывника, дней улицы, города, поселка, клубные «огоньки». В условиях Омской области это Дни культуры, культурные акции, форумы.

10.Развитие индустрии информационно-образовательных услугкак необходимого компонента полноценного осуществления досуговой деятельности.

11. Активизация взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями и творческими союзами (союзы театральных деятелей, писателей, композиторов, художников, национально-культурные объединения), а также религиозными конфессиями в культурно-массовой деятельности клубов.

12. Недостаточность развития материально-технической базы при отсутствии внебюджетных источников финансирования, износ и нехватка оборудования – главные препятствия на пути развития предпринимательства в культурно-досуговых учреждениях.

13. Обновление репертуара как главное направление методической деятельности.

14. Омоложение состава участников народного и любительского творчества благодаря стратегиям поддержки одаренных детей и творческой молодежи.

Теперь рассмотрим региональную специфику проявления этих тенденций в культурном пространстве Сибирского федерального округа.

1. Недостаточная развитость коммерческой сферыкультурно-досуговых учреждений и преобладание муниципальных бюджетных средств. Об этом говорит низкий процент платных культурно-досуговых мероприятий и платных культурных услуг, проводимых и осуществляемых на бюджетной основе.

2. Приоритет региональных форм фольклора, хореографии, театров мод, народных гуляний и эстрадных выступлений в любительском творчестве в условиях специфической культурной среды, идентичной русскому Северу.

3.Мотивированность участия в любительском творчестве через конкурсно-фестивальную деятельность, что стимулирует работу, обеспечивающую профессиональное мастерство.

4. Стремление к многообразным формам повышения квалификации руководителей коллективов через их участие в тренингах, практикумах, мастер-классах.

5. Падение спроса на традиционные формы и виды деятельности, сигнализирующее о необходимости постоянного их обновления на региональной основе (данные фольклорно-этно­гра­фи­че­ских экспедиций, социологических исследований).

6. Интеграция традиционной культуры в современное культурное пространство региона на межрегиональной основе.

7. Всемерная поддержка сохранения и развития традиционной культуры в многообразных её региональных формах (деятельность центров, совместные праздники, межнациональное общение, общение с конфессиями), инициативах, движениях, систематизация и популяризация культурного достояния народов через восстановление этнокультурных традиций.

8. Актуализация национальных аспектов патриотизма через уважение к истории и национальной самобытности народов, сохранение их культурного наследия, формирование толерантности и культуры межнационального общения.

9. Всё большее распространение фестивалей и социально-культурных объединений семейного творчества, способных полноценно организовать семейный досуг.

10. Нарастающая потребность в реорганизации рекреативно-оздоровительной деятельности.

11. Обострение социальной направленности экранной культуры, проявление большего интереса к художественной кинопублицистике и достижениям обновленного отечественного кинематографа.

12. Расширение спектра, диапазона и состава участников театрального и кинематографического фестивального движения с его интеграцией в досуговые «клубные» формы, взаимодействие с кино- и театральным любительством.

13. Обновление форм регионально значимых форм любительского творчества (дизайн, компьютерное творчество, вокальное и хоровое исполнительство) при его интеграции с культурно-образовательной деятельностью и дифференциации согласно социально-демографическим, профессиональным группам и интересам.

В связи с вышесказанным обозначим наметившиеся перспективыразвития культурной политики в деятельности учреждений культуры регионов Сибири.

Современное состояние учреждений культуры Сибири во многом определяется инновационностью и гибкостью культурной политики регионов, учитывающих свою специфику и быстро реагирующих на многообразные запросы населения. Чтобы охарактеризовать уровень достижений, а затем перейти к тенденциям и перспективами, обратимся к данным общероссийских социологических исследований и сравним их с деятельностью учреждений культуры на основе ежегодных статистических отчетов.

Результаты опросов о формах культурно-досуговой деятельности показали, что организация фестивалей, концертов, конкурсов, в которых наиболее активны муниципальные учреждения (77 %), стоит на первом месте, на втором месте – праздничная деятельность, организация корпоративных вечеров и торжеств (35–48 %). Приходится констатировать, что ресурсы образовательной, консультационной и пропагандистской деятельности используются в культурно-досу­го­вой деятельности в недостаточной степени (8–22 %). Следует отметить, что такими целями деятельности творческих коллективов, как показывают данные социологического опроса руководителей учреждений культуры, проведенного в 2008 г., являются: возможность выразить себя в творчестве (21,8 и 20,8 %), расширить кругозор, обогатить свои знания и жизненный опыт (14,6 и 17,3 %). Далее идет расширение круга знакомств и приобретение друзей (14,6 и 10,9 %), что показывает связь досуговой деятельности с неформальным и творческим общением [40, с. 80–87].

По числу коллективов самодеятельного (любительского) творчества по Сибирскому федеральному досугу на первом месте стоят театральные и хоровые коллективы, что говорит о приоритетности развития этих видов народного творчества, приближенных к аутентичному фольклору.

По среднему числу культурно-досуговых мероприятий, проводимых на бюджетной основе, разброс в Новосибирской области, Таймырском АО, Кемеровской и Омской областях составляет (364 – 159) [63]. При этом платные культурно-досуговые мероприятия находятся в пропорции с бюджетными как 1:3, что свидетельствует о сдерживании платных услуг.

Общее количество мероприятий, проведенных в Омской области в 2008 г., как отмечается в отчете Министерства культуры Омской области, достигло 200 тысяч[3], что составляет 24,5 % от общего числа этих мероприятий в Сибирском федеральном округе. Аналогичную пропорцию показывает и сравнение федеральных и региональных цифр участников клубных формированийв Омском регионе (125 тысяч человек), что составляет примерно 22,5 % от общих данных по округу. Очевидна значительность региона в общекультурном пространстве Сибири и показательность традиционной многонациональной поликультурной основы его культурно-досуговой деятельности, основанной на преемственности старожильческих и переселенческих традиций.

Приоритет жанровых объединений в культурно-досуговых учреждениях (65,3 %) Сибири составляет культурно-поз­на­ва­тель­ные и культурно-бытовые формы деятельности, что связано с традициями хозяйственного освоения пространства Сибири. В это число попадает и спортивно-массовая работа, деятельность общественно-политических объединений, что объясняется, очевидно, важностью здорового образа жизни и развитием демократических начал в регионах.

Для выявления специфики нижеприводимых тенденций в развитии культурной политики в сфере деятельности учреждений культуры Сибирским филиалом Российского института культурологии в 2009 г. был проведен экспертный опрос художественных руководителей различных коллективов. На основе сравнения этого опроса с подобным общероссийским [40] были получены следующие данные.

По вопросу о мотивации любительской деятельности участниками коллективов, руководители которых опрашивались, было выяснено, что, в отличие от общероссийской тенденции, мотивировать любительскую деятельность главным образом через самовыражение в Омском регионе не удается, так как она направлена на соревновательность. При этом, отвечая на вопрос о мотивах стремления к присвоению звания «народный», руководители выделяют в числе ведущих мотивов получение нового статуса и обеспечение профессионального мастерства.

Если в общероссийском опросе 1/3 респондентов не считает любительские клубные коллективы основной формой деятельности культурно-досуговых учреждений, то в Омской области эта цифра подходит ближе к 1/2. В связи с этим появляется своеобразная картина перспектив и прогноза культурной деятельности регионов на второе десятилетие XXI в.

1. Намечается создание комплексных хобби-центров, активизирующих деятельность в сфере «пассивного» досуга (коллекционирование, собирательство, садоводство, оздоровление и др.).

2. Появляется потребность в улучшении своего физического благополучия, которая стимулирует развитие спортивных клубов и сферы досуговых рекреативно-оздоровительных мероприятий.

3. Возникает необходимость в модернизации и реструктуризации отрасли культуры в регионе, установление тесного социально-культурного партнерства с властью и бизнес-структурами (союзом предпринимателей).

4. Присутствует потребность в создании региональных межведомственных и межрегиональных демонстрационных площадок для показа лучших достижений народных умельцев, танцоров, вокалистов и т. д., что усиливает возможности пропаганды региональной народной культуры на межэтнической основе.

5. Немаловажное значение имеет развитие медиапространства регионов, направленное на создание, наполнение и обновление информацией сайтов министерств культуры, департаментов культуры и искусства, а также районных, окружных и поселенческих структур.

6. Слияние выставочной, обслуживающей и социально-куль­тур­ной деятельности найдет своё отражение в развитии многочисленных мероприятий ярмарочного типа, в которых народная культура интегрируется различными направлениями ремесел, бытовой и хозяйственной деятельности регионального значения.

7. Развитие особенностей и выявление местных традиций, освоение национальных элементов в одежде, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, иконописи и др. найдет своё отражение в театрализованных показах, смотрах-конкурсах, мастер-классах, проходящих под эгидой национально-культурных центров и объединений.

8. Национально-культурные движения всё больше начинают взаимодействовать с религиозными объединениями и конфессиями. Это дает возможность полноправному национально-куль­тур­ному развитию народов.

9. Перспективой государственной национальной политики является ориентация на институт гражданского общества на основе принципов толерантности, что совпадает с оптимизацией межнациональных отношений, соблюдением прав и свобод национальных меньшинств, профилактикой межнациональной и межрелигиозной нетерпимости.

10. Дальнейшее развитие этнокультурных и этноконфессиональных движений будет строиться на основе создания национальных школ, факультативного изучения языков и культуры, внедрения и поддержки этнокультурного компонента в учреждениях основного и дополнительного образования.

11. Выявление культурно-досуговых приоритетов и их учет в формировании культурной политики регионов и в дальнейшем будет строиться на основе приоритетных региональных проектов в рамках региональных целевых программ, определяющих стратегические пути развития отрасли культуры.

12. Смена подходов к организации разумного отдыха и развлечений в сочетании с развивающей и творческой деятельностью будет осуществляться на основе комплексности и креативности, модернизации парков с постепенным переходом к модели круглогодичного цикла работы с компонентами в закрытых помещениях в естественной инфраструктуре и расширением зоны транспортной околопарковой и внутрипарковой доступности аттракционов, водных зон, бассейнов и компонентов рекреативного комплекса (малые железные дороги, велосипедные и лыжные зоны, скейт-треки и т. д.).

13. Дальнейшее развитие экранной культуры в регионах Сибири определяется взаимосвязью активности зрительского компонента, кинолюбительского и фестивального движения в процессе демонстрации лучших образцов и профессиональных достижений киноискусства России, а также совершенствования продюссирования и проектной деятельности в этой сфере.

Таким образом, инициативная деятельность в учреждениях культуры связана с сосуществованием региональных и этнокультурных движений, что определяет атмосферу культуротворчества и создает правовую основу творческой деятельности в сфере досуга. При этом социально-культурные инициативы, энтузиазм, деловое партнерство и ответственность служат определяющими факторами социально-культурного развития, а развитие характеризуется новизной предлагаемых социально-культурных инициатив, их эвристичностью. Опора на культурно-политический суверенитет общественных организаций в сфере народной культуры устанавливает приоритет этнокультурного в национально-культурном процессе.

Кроме того, действующие формы инициативной деятельности, образованные в систему связи социально-культурных уровней досуга и пространственных его форм, с культурными механизмами самодеятельного поведения играют существенную роль в самопроизводстве культуры в регионе. В связи с этим регионализация культуры связана с обновлением форм, дополнительным программированием и социально-культурными ресурсами, направленными на интеграцию региональной культуры в современное мировое пространство.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 228. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия