Студопедия — Особенности и основные направления реализации культурной политики в системе инфраструктуры культурного пространства региона
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности и основные направления реализации культурной политики в системе инфраструктуры культурного пространства региона






 

Становление культурной политики как самостоятельного направления государственного и муниципального управления актуализировало потребность в её теоретическом анализе. Региональная проблематика входит составной частью в основные направления в этой области:

1) определение ценностей и целей культурного развития на национальном (общегосударственном, региональном и местном уровнях);

2) анализ политических институтов и процессов, связанных с формированием и реализацией культурной политики;

3) изучение основных моделей финансирования учреждений культуры и искусства, включая бюджетное (общественное) финансирование;

4) разработка системы количественных и качественных показателей оценки эффективности деятельности конкретных учреждений культуры и искусства и культурной политики в целом;

5) сравнительные исследования моделей культурной политики различных стран и регионов [24; 25].

Следует отметить, что исходное условие разработки политики в сфере культуры – это достижение согласия между официальными и общественными силами в отношении приоритетности целей культурного развития.

Необходимость перемен в области культуры и искусства Омского региона была обусловлена и внутренними противоречиями в самой этой сфере. На место одного субъекта политики – государства – пришло несколько независимых субъектов, деятельность которых нуждается в определенной упорядоченности. Происходит распад прежней системы управления культурой и создание новых механизмов управления системой учреждений, подготовкой и организацией профессиональной деятельности специалистов, процессами в духовной жизни населения региона.

Для анализа особенностей и направлений реализации культурной политики в инфраструктурном пространстве региона обратимся к Федеральным целевым программам ряда регионов, в частности, Республики Тыва, Карелии, Архангельской и Омской областей. Сравнив между собой сходные данные приоритетов в регионах, близких по природно-климатическим условиям к Омской области, включающие формы освоения природного и культурного наследия, духовных традиций и обычаев, развитие профессионального искусства, сохранение народной культуры и народного творчества, модернизацию информационно-библиотеч­ной деятельности, развитие образования и кадров, а также материально-тех­ни­че­скую базу, мы сможем определить особенности реализации культурной политики. Эти культурные приоритеты оказываются возможными благодаря процессу «интеграции всех форм, средств и методов духовно-насыщенной социальной среды» [28].

Как видно из табл. 6, в Омской области также обнаруживаются сходные приоритеты по всем направлениям с идентичными регионами Севера Российской Федерации и Сибири (Кызыл). В связи с этим дают о себе знать некоторые черты, присущие мегаполису. Именно в связи с этим здесь намечается брендовый приоритет, баланс профессионального и любительского творчества, учет инновационных форм досуга, усиленное внимание к преемственности образования и комплексный подход к материальной части инфраструктуры региона, в чем и состоит наглядное подтверждение концептуальных позиций разработанной модели реализации.

В силу этих особенностей дает о себе знать концепция культурного региона, которая проявляется в том, что, как считает П. Мор­дюков, регионализм, «будучи результатом процессов децентрализации культуры и выражением стремления сохранить культурную самобытность и оградить от стандартизации и унификации локальные культуры, становится определяющим в современном мире. Это поддерживается общим умонастроением, направленным на поиск альтернативных способов культурной самореализации в границах “малого культурного пространства”» [79, с. 16].

Для выявления основных направлений реализации культурной политики следует рассмотреть специфические особенности, присущие региону в культурно-историческом, этнокультурном и социально-культурном аспектах. Из анализа литературы и обширного исторического материала (документов Министерства культуры Омской области) нами представляются следующие особенности культурного развития регионов Сибири (на примере Омского Прииртышья).

Локальные культурно-исторические особенности представляют собой совокупность закономерностей, традиционно присущих как субъекту, так и объекту культурной деятельности:

– камерность пространственной инфраструктуры;

– сибирское гостеприимство и радушие;

– социально-культурная активность в передаче традиций;

– близость русскому Северу;

– идентификация архитектурно-пространственных и ландшафтных форм;

– рассредоточение празднично-зрелищного пространства;

– освободительный, защитнический дух культурно-патрио­ти­ческих акций;


 

Таблица 6

Структура приоритетов Федеральных целевых программ начала XXI в.
на примере Республики Тыва, Карелии, Архангельской и Омской областей

Формы освоения культурного наследия Развитие искусства Сохранение традиционной культуры и досуга Информационно-библиотечная деятельность Образование и кадры Материально-техническая база
Республика Тыва
Освоение природного и культурного наследия, сохранение духовных традиций и обычаев народов Тывы Приоритет развития профессионального искусства Сохранение и развитие традиционной культуры, стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой сферы Модернизация библиотечной деятельности Локальное развитие кадрового потенциала в сфере культуры и искусства Развитие материально-технической базы и перевооружение учреждений культуры
Республика Карелия
Сохранение, развитие и использование культурного наследия и достояния народов Карелии Стимулирование и поддержка профессионального искусства Развитие культурно-досуговой деятельности и традиционной культуры народов Карелии Безопасность музейных и библиотечных фондов Кадровое обеспечение и социальная защита работников культуры Поддержка материально-технического комплекса сферы культуры

 

Окончание табл. 6

Формы освоения культурного наследия Развитие искусства Сохранение традиционной культуры и досуга Информационно-библиотечная деятельность Образование и кадры Материально-техническая база
Коми-Пермяцкий округ
Сохранение и использование культурного наследия Поддержка и развитие профессионального искусства Система культурно-досугового обслуживания населения Развитие информационных ресурсов Стратегическое развитие кадрового потенциала сферы культуры «Инфраструктура» (Мобилизация и наращивание МТБ сферы культуры)  
Омская область
Приоритет брендовых форм концентрации культурного наследия в регионе Сбалансированное развитие професионального и самодеятельного искусства Сохранение и развитие традиционной культуры совместно с инновационными формами досуга Расширение информационной сети в музеях и библиотеках, создание баз данных о культуре Модернизация образования в сфере культуры и искусства, усиление его преемственности Усиление комплексной оснащенности материально-технической базы культуры

 


– стремление к соборному величию и сохранению сакрально-обусловленного поведения;

– сохранение культа предков вне времени и социально-исто­рических различий;

– «посиделочный», провинциально-локальный характер досуга.

Этнокультурные особенности сибиряков связаны с поликультурным и многонациональным составом регионов Сибирского федерального округа, сочетанием переселенческого, старожильческого и коренного населения с мигрантами, имеющими или не имеющими зон компактного проживания и часто формирующими новые и новые диаспоры.

В регионах Сибири, как показывает анализ документов учреждений культуры, проявляются следующие этнокультурные особенности инфраструктуры региона:

1) стремление к использованию идентичных традиций;

2) восстановление установки на межпоколенные связи;

3) комплексное использование народных традиций;

4) консолидация усилий на славянское единство;

5) установление высокой нравственной ответственности за духовное содержание культуры;

6) контекстная реконструкция всех сфер народной культуры: фольклора, праздников, памятников и пр. [90, с. 20].

Следующей особенностью сибирских регионов является развивающаяся автономия культурных центров по отношению к транспортной и туристской инфраструктуре, что ограничивает приток посетителей.

Вместе с тем важную роль в инфраструктуре культуры регионов Сибири играют их социально-культурные особенности, обусловленные интегрированной социально-куль­тур­ной средой, её открытостью и способностью к мобильным изменениям, что подтверждает эффективность развиваемого нами подхода в рассматриваемых социально-культурных условиях. Таким образом, выделяются следующие социально-культурные черты:

– способность к социально-культурному сближению и интеграции в различных видах культурно-досуговой деятельности;

– гибкая адаптация технологий и средств культурной деятельности к социально-культурной ситуации;

– склонность к социально-культурной средовой интеграции;

– сочетание локального и интегрированного, элитарного и массового досуга;

– позитивно-ориентированное взаимодействие между субкультурами, национально-культурными сообществами и общественными организациями;

– стремление к творческому имиджу в рамках социально-культурной среды по интересам;

– раннее приобщение к регионально-специфическому искусству и творчеству;

– преемственная связь в поддержке талантов с культурными традициями региона;

– важная роль общественного мнения в формировании культурного бренда региона.

Культура является одним из важных ресурсов, влияющих на целостность социально-культурного развития региона. Потенциал омской культуры напрямую влияет на формирование положительного имиджа региона, утверждая его роль и место во всероссийском и отчасти международном культурном пространстве. Создание условий для производства новых культурных ценностей при сохранении духовного наследия Омска стало одной из достижимых целей культурной политики.

Конечным результатом реализации культурной политики считается развитие системы ценностей и этических предпочтений, которые определяют повседневную жизнь человека, расширяют его возможности. Сама региональная культура обладает уникальными ресурсами, и важнейший из них – творческий потенциал её создателей – требует поддержки и создания условий для развития профессиональных организаций и расширения их аудитории. Наряду с узкоцелевым подходом к развитию инфраструктуры культуры, сохранению и распространению культурных традиций, существует комплексный подход к реализации региональной культурной политики, который находит отражение в её видах, предполагающих своеобразные формы, средства и методы культурной деятельности.

Этот подход реализуется в брендово-формирующей деятельности. В связи с этим намечается генеральное направление в реализации региональной культурной политики – создание «культурного образа» городов и населённых пунктов, своеобразное социально-культурное имиджмейкерство. Оно строится на основе стабилизации ряда культурных традиций, сопряжённых с базовыми идентификациями в отношении экономического, политического и социально-культурного развития города [39]. Следует признать, что бренды формируют нового человека, меняя представления о его нормативном поведении. Для достижения некоторой цели, как отмечает В.А. Запесоцкий, необходимо вхождение в определенный стиль жизни. Однако «сформировавшиеся к данному моменту принципы построения бренда подразумевают наличие в нем четких ценностей, некоторой “человеческой” индивидуальности, мировоззрения, социальной позиции» [48, с. 56]. Достижение этой определенности представляет собой сложную практическую проблему инфраструктурной детерминации. И с этим нельзя не согласиться.

Например, по отношению к культуре Омска можно иметь в виду следующие образы, дающие представление о приоритетах в развитии культуры.

– «Третья столица». Это образ Омска как крупного административного центра.

– «Территория пограничного братства» – идентифицирует город как центр международных культурных и экономических связей с Казахстаном.

– «Город – театрал в содружестве искусств». Имеется в виду понимание Омска как центра развития искусств с преобладанием театрального.

– «Омская крепость» – символ истории сибирской провинции. В это понятие вкладывается и крепость духа, и стабильность в сохранении культурно-исторического наследия.

– «Город воскресения веры» – Омск – центр духовной культуры, возрождения православных культурных традиций, памятников христианства, поклонения святым.

– «Сокровищница культуры Сибири» – город, владеющий мощной сетью учреждений, театров, библиотек, музеев, в культурном потенциале которого множество выдающихся художников, литераторов, актёров, дизайнеров, представителей культурной элиты.

– «Омск – город многонациональной культуры» – подразумевается поликультурное пространство общественных объединений, движений, фестивалей, этноконфессиональных объединений, интегрированных в единое социокультурное сообщество.

Культурная жизнь мегаполиса насыщена праздничными акциями, конкурсами, фестивалями, вернисажами. Созданы объективные условия для достижения межнациональной стабильности. Не случайно Омск стал местом организационного оформления нового общественного движения – «Сибирского народного собора». В городе наблюдается осознание со стороны мэрии, управления культуры серьезной роли культуры в жизни общества. Это отражено и в законотворчестве в сфере культуры, и в бюджете, выделяемом на её существование, и в организации культурных процессов, и в руководстве учреждениями культуры

С учетом рассмотренных нами в третьей главе компонентов инфраструктуры культуры региона появляется возможность выведения направлений реализации региональной культурной политики в социально-культурных условиях динамически изменяющейся инфраструктуры (см. табл. 7). Из пятнадцати компонентов инфраструктуры сформировалось шестнадцать направлений реализации культурной политики в силу объединения нескольких компонентов в одно направление. При этом отмечается также сочетаемость компонентов инфраструктуры, отвечающих тому или иному направлению реализации. Рассмотрим полученную структуру по направлениям реализации региональной культурной политики.

 

 

Таблица 7

Отражение компонентов инфраструктуры культуры
в направлениях реализации региональной культурной политики

№ п/п Компоненты инфраструктуры культуры региона Направления реализации региональной культурной политики
  Ресурсный планово-проектный 1. Социально-культурное проектирование и программирование. 2. Культурно-экономическая деятельность. 3. Культурно-образовательная деятельность
  Ресурсный интеллектуально-технологический
  Сущностный
  Содержательно-деятельностный
  Стратегический
  Ресурсный естественно-традиционный и традиционный 4. Развитие народного творчества. 5. Развитие национально-культурного движения
  Ресурсный благотворительный 6. Социально-культурная защита и поддержка культурных инициатив
  Ресурсный личностно- и социально творческий 7. Социально-культурная защита и поддержка культурных инициатив. 8. Развитие народного творчества
  Информационно-коммуникативный 9. Внутри- и межрегиональное социально-культурное партнерство и сотрудничество. 10. Культурно-информационная и репертуарная политика и издательская деятельность
  Организационно-управленческий 11. Внутри- и межрегиональное социально-культурное партнерство и сотрудничество
  Пространственный 12. Воссоздание историко-культур­ной самобытности в едином культурном пространстве региона. 13. Охрана культурного наследия
  Ресурсный материально-финан­совый, материально-экономи­ческий и экономический 14. Культурно-экономическая деятельность
  Ресурсный организационно-кадровый

 

Окончание табл. 7

№ п/п Компоненты инфраструктуры культуры региона Направления реализации региональной культурной политики
  Институциональный 15. Культурно-досуговая деятельность и любительское творчество
  Социально-художественный 16. Профессиональная художественная деятельность и пропаганда искусства

 

1. Социально-культурное проектирование и программирование аккумулирует в себя максимальное число компонентов инфраструктуры – шесть. Это связано с тем, что создание социально-культурного проекта или плана концентрирует в себе не только ресурсы уже разработанных планов и проектов и интеллектуальный потенциал их создателей, но и сущность, содержание и стратегии осуществления культурной деятельности, отвечающие определенным региональным особенностям.

2. Культурно-образовательная деятельность по своей значимости находится примерно на одинаковом уровне с проектированием и программированием в сфере культуры в силу того, что последнее невозможно без развитого компонента образовательных ресурсов, которым неизбежно сопровождается сфера досуга современного человека. В силу этого она отвечает тем же шести инфраструктурным компонентам.

3. Развитие народного творчества – одно из важнейших направлений реализации культурной политики, связанное с государственной доктриной национальной безопасности. Оно базируется на двух компонентах: ресурсных традиционных и творческих потенциалах, что объясняется субъективной направленностью, а также сочетанием авторской и социальной значимости создаваемых продуктов культуры, которые неизбежно несут на себе не только печать их создателей, но и той среды, которая сформировала их как личность.

4. Близко к предыдущему подходит третье направление – развитие национально-культурного движения, имеющее тоже актуальное значение. Совершенно очевидно, что оно целиком и полностью зависит от системы поддержки и развития традиций, как естественных, так и появившихся позднее. На них, как на фундаменте, держатся все социальные инициативы, направленные на этнокультурную идентификацию национальных сообществ в рамках региональной социально-культурной деятельности.

5. Деятельность по социально-культурной защите и поддержка культурных инициативблизка по своему профилю функциям социальной защиты. Однако специфическая особенность этого направления реализации заключается в том, что здесь предметом деятельности являются культурно-значимые инициативы, которые распределяются в двух направлениях: в сфере личностно-значимых произведений творческого характера и в социально значимой деятельности, связанной с благотворительностью и меценатством, что в современных условиях является важнейшим двигателем и стимулом региональной культурной деятельности.

6. Внутри- и межрегиональное социально-культурное партнерство и сотрудничествоявляется направлением реализации, которое отражает необходимость значимой деловой коммуникации, тесно связанной с двумя компонентами инфраструктурной системы: организационно-управленческим и информационно-коммуникативным, что доказывает обеспеченность данного рода деятельности информацией и данными стратегиями.

7. Культурно-информационная и репертуарная политика составляет важнейший аспект культурной политики региона в век медиакультуры. В последнее время она всё больше становится связанной со зрительской, и в особенности с медиакультурной, а также издательской деятельностью. Это направление отвечаетинформационно-коммуникативному компоненту инфраструктуры культуры региона.

8. Воссоздание историко-культурной самобытности в едином культурном пространстве региона –направление, сформированное пространственным компонентом в инфраструктуру, который показывает важность развития архитектурно-художест­вен­ной среды через реконструкцию старинных зданий, сооружений, объектов культурного наследия, восстановление ансамблей и сохранение самобытности культурной среды региона.

9. Этой же задаче соответствует вторая сторона указанного выше направления реализации – охрана культурного наследия, которая дополняет предыдущую задачу и способствует её решению.

10. Культурно-экономическая деятельность –неотъемлемая часть всей культурной деятельности региона, так как она непременно сопутствует социально-культурному проектированию и программированию. В то же время она направлена на создание новых организационных форм социально-культурной деятельности, а также использование организационно-кадровых ресурсов. Успех этого направления заключается в том, что благодаря экономически выверенным категориям обеспечивается устойчивость и стабильность организации в культурной инфраструктуре.

11. Направление, связанное с культурно-досуговой деятельностью, соответствует основным сферам творческой самореализации личности в условиях социально-культурной среды в любых видах хобби-деятельности, спорта, зрелищных и экранных форм самовыражения. Она затрагивает в основном институциональную сферу инфраструктуры, отвечающую за формирование новых направлений и организационных формирований культурно-досу­го­вой деятельности.

12. Социально-художественный компонент связан с сохранением, развитием и пропагандой искусства региона в лучших его традициях, классических и современных формах: театральной, дизайнерской, художественно-издательской, художественно-изо­браительной, фотохудожественной, хореографической и кинематографической деятельности.

Выделенные нами ранее шестнадцать направлений реализации региональной культурной политики группируются в пять её видов: социально-культурная, национально-культурная, культурно-досу­го­вая, культурно-экологическая и политика в сфере искусства, которые соответствуют следующим направлениям реализации.

I. Социально-культурная политика включает в себя шесть направлений реализации, так как она является важнейшей в формировании культурного пространства региона.

1. Социально-культурное проектирование и программирование.

2. Социально-культурная защита и поддержка культурных инициатив.

3. Внутри- и межрегиональное социально-культурное партнерство и сотрудничество.

4. Культурно-информационная и репертуарная политика и издательская деятельность.

5. Культурно-экономическая политика.

6. Культурно-образовательная деятельность.

II. Национально-культурная политика вмещает в себя следующие направления реализации.

1. Развитие народного творчества.

2. Развитие национально-культурного движения.

III. Политика в области культурно-досуговой деятельности и любительского творчестваэффективно дополняет предыдущие виды региональной культурной политики и соответствует одному существенному направлению реализации – политике в области культурно-досуговой деятельности – сферах отдыха, развлечений, массовой культурно-спортивной и зрелищной деятельности.

IV. Культурно-экологическая политика направлена исключительно на охрану культурного наследия и воссоздание историко-культурной самобытности в едином культурном пространстве региона. Для её осуществления используются ресурсы и технологии, связанные с поддержкой культурных инициатив и проведением научных исследований в сфере истории культуры региона.

V. Политика в сфере сохранения и развития профессионального искусства.Она включает в себя многообразную деятельность по профессиональной художественной деятельности, пропаганде искусства, а также подготовке кадров средствами художественного образования.

Далее рассмотрим каждый из выделенных видов региональной культурной политики в отдельности.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 236. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия