Студопедия — Направления эволюции и стратегии развития системы инфраструктуры культуры в региональной культурной политике Сибири в постперестроечный период
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Направления эволюции и стратегии развития системы инфраструктуры культуры в региональной культурной политике Сибири в постперестроечный период






 

Согласно концепции культурной деятельности региона большая часть региональной культурной политики отводится саморегулированию, сочетаемому с общественной и частной инициативой. При этом вырабатывается определенное отношение к культуре в обществе. Подтверждением этому служат последствия тоталитарного отношения к культуре в конце 80-х гг. XX в., при котором государство рассматривало культуру преимущественно как инструмент реализации собственных целей (идеологических, политических, классовых). Смена приоритета идеологических установок и классового подхода к культуре на приоритет плюрализма с позицией мультикультурализма поставила вопрос о соотношении региональных инициатив и государственного вектора управления культурой. Доставшийся в наследство от советского пространства социально-культурный кризис, в основе которого лежали волюнтаризм и консерватизм культурно-идеологических установок, успешно преодолевается в государстве демократического типа, направленном на становление гражданского общества, признающего социальную ценность сферы культуры и предполагающего её поддержку наряду с выработкой цели и соответствующих условий культурной самореализации в обществе.

Для разработки направлений реализации культурной политики в сфере народного творчества в контексте этнокультурных процессов регионов необходимо выявить эти особенности в современном пространстве Азиатской России. Что же мы понимаем под социокультурным развитием? Прежде всего, это совершенствование инфраструктуры городов и сельских поселений, их кросс-культурное взаимодействие и цивилизационный прогресс в максимально возможной степени для данных социально-эко­но­ми­че­ских условий. В этой связи важнейшими в настоящее время являются следующие факторы: национальная безопасность и социально-культурная устойчивость, что крайне необходимо в процессе модернизации. Эти взаимосвязанные понятия характеризуют современную российскую культурную ситуацию. Вместе с тем здесь имеют место два ряда условий: динамика социально-политических, экономических и культурных изменений и их слияние в диалоге культур. Поэтому сегодня следует говорить, как справедливо отвечает И.Ф. Петров, о наблюдающемся самоопределении регионов в процессе формирования новой региональной политики (регионализации культуры) [92].

Обособление регионов и появление социально-культурных барьеров на фоне снижения финансирования культуры (1991–2003 гг.) привело к политике централизации, направленной на укрепление единого социокультурного пространства. В русле этого региональная культурная политика предстает в виде трех уровней: 1) собственно государственная стратегия регионального развития; 2) политика регионов; 3) политика местного самоуправления (в областных, краевых, районных центрах, сельских поселениях) [127].

С помощью анализа выделяются характерные черты регионов: многообразие культур, политический характер культурной деятельности, отсутствие межэтнического напряжения, потребность в межэтнических контактах, социальном партнерстве, этнокультурном сотворчестве всех институтов власти и активных сил гражданского общества, стремление к культурной солидарности.

Культурная политика в условиях смены веков постепенно подходит к институционализации в структурах государства и гражданского общества. Такой порядок осуществления культурных программ неизбежно скажется на многоуровневости и разветвленности структуры, что требует её рассмотрения в разных плоскостях. Формирование культурно-политической системы в России в начале XXI в. обусловлено не только особенностями складывающегося общественно-политического мнения, но и способами конвертирования различных форм государственного имиджа. Таким образом, социально-политическая ситуация в условиях Советского Союза в XX в. привела к созданию «железного занавеса», приведшего к застою и отставанию в развитии. В начале XX в. в России, которой присуща этнолингвистическая и религиозная идентичность, возникла явная необходимость культурного плюрализма на региональном и локальном уровнях.

Выявленные ранее компоненты инфраструктуры культуры, действуя в определенной исторической динамике постперестроечного периода (конец ХХ – начало XXI в.), находят своё конкретное выражение в ряде направлений эволюции региональной культурной политики, а также в региональных особенностях и культурных традициях регионов.

1. Так, структура управления культурой предусматривает две формы культурной политики: обеспечения и поддержки. Обеспечение заключается в реализации методического потенциала, соотнесенного с социально-культурным проектированием, что указывает на полноту создания социально-культурных условий осуществления региональной культурной политики. Поддержка в общеуправленческом контексте оказывается осуществимой в двух формах – финансовой и организационной.

2. Структура культурной аудитории опирается на две формы культурно-политической деятельности: поддержку и сохранение. Здесь осуществляются локально-целевые программы поддержки социально-культурных инициатив, а также общественных объединений, движений и организаций. В то же время сохранению подлежит и духовное наследие. Все эти меры определяют национальные, социально-демографические, возрастные и субкультурные характеристики культурной аудитории.

3. Культурно-рекреативная среда находит своё деятельност­ное выражение в первом направлении культурной политики: развитии культуры отдыха и здоровьесбережения, что является стратегической задачей, отвечающей цели национальной безопасности страны.

4. Структура культурной деятельности определяется в процессе развития двух сфер: культуры досуга, самодеятельности, или любительского движения. Обе они складываются из традиционных для региона форм, не имеющих аналогов, перспективных направлений непрофессионального искусства, преемственных видов народного и любительского творчества.

5. Структура культурного продукта является производной от структуры культурной деятельности. Она как бы расставляет акценты, производя определенного рода оценку результатов и одновременно подвергая мониторингу объекты материальной культуры в формах музейных экспонатов, информационных ресурсов, располагающихся на сайтах или базах данных.

6. Литературное наследие, интегрированное в культурно-речевую среду, требует соответствующих форм культурно-эколо­гической деятельности, что выражается в методах пропаганды языковой культуры, создающих пространство сбережения культуры, борьбы с заимствованиями, способствующими сохранению чистоты родного языка и речи. При этом важно поддерживать литературные дарования и сохранять в культурной среде память о выдающихся поэтах, мыслителях, составляющих интеллектуальную элиту места, отражающих его дух, атмосферу, влияние времени, думы и настроения поколений.

7. Культурно-мемориальная среда впрямую выходит на культуроохранную деятельность, которая распространяется на многообразные формы охраны историко-культурного и духовного наследия, составляющие духовно-культурный ландшафт региона. Кроме этого, параллельно с сохранением культурных ценностей вступает в действие процесс развития культуры памяти, который создает предпосылки бережного отношения к культуре через сосредоточение информации о выдающихся людях края.

8. Составляющие культурно-информационной среды способствуют эффективности культурной политики при одном условии – информационной поддержке сферы культуры, с помощью которой создаются объективные возможности раскрытия культурного потенциала деятельности через ответственное отношение к фиксации и оценке происходящих культурных явлений и событий в пространстве культуры региона.

9. Компоненты культурной коммуникации определяются благодаря соответствующему направлению в культурной политике, которое связано с развитием культуры общения, что значительно расширяет радиус и диапазон внутрирегионального и межрегионального, автономного и межкультурного общения при наличии сознательности, взаимопонимания, толерантности, согласия, демократизации и солидарности.

Выбор направлений культурного развитиячерез контуры конфигурации государственного регулирования сферой культуры определяется целесообразностью использования той или иной формы. В этой связи возникает вопрос относительно наличия вариантов взаимоотношений государственных и муниципальных структур с традиционно обозначаемым пространством «сферы культуры и искусства» (культурным пространством региона).

Первое направление. Государство поощряет законодательно, административно, с помощью налоговой политики, оказывает информационную, стимулирующую, презентативную, организационную поддержку всего разнообразия культуры как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве, достигая при этом общей активизации культурного досуга.

Второе направление. Государство узаконивает и обеспечивает стандарты и уровень профессионального и полупрофессионального творчества.

Третье направление. Осуществление государственной культурной политики через поддержку культуры и искусства интегрировано в общую программу повышения благосостояния общества, что является составной частью благоприятного социального развития. В этом случае необходимо долгосрочное государственное финансирование.

Четвертое направление. Государство осуществляет культурную политику на основе владения и распоряжения средствами культурного досуга, тем самым контролируя её соответствие политическим целям и стандартам.

Направление, к которому относится тот или иной вид культурной эволюции, целиком и полностью определяется, как считает В.С. Жидков, активностью субъекта культурной политики. Если преобладают изменения культурных механизмов, то формируется инновационная культурная политика, если доминирует сохранение, то имеет место консервативное направление. При этом процессы, происходящие в инфраструктуре, будут очевидно подчиняться одному из двух инвариантов. Соответственно, имеет место ускорение процесса эволюции культурных механизмов или ядра культуры либо замедление [44, с. 73], придающее культурному процессу относительную устойчивость и неизменность.

Направления культурной эволюции определяют конкретный набор механизмов, которые сказываются на роли государственной культурной политики в соотношении с региональными проявлениями. При этом определяются некоторые акценты деятельности, которые смещаются в зависимости от экономической ситуации, политического (внутреннего и внешнего) положения.

В результате складывается определенный стиль и характер государственного регулирования в сфере культуры, свойственный данному региону. На характере регулирования внутри региональных проявлений культурного досуга сказывается также уровень регионального развития, характер межрегиональных связей (центристское, периферийное или перекрестное влияние различных региональных культур).

Рассмотрим основные приоритетные направления эволюции культуры в региональной культурной политике Сибири, сложившиеся в постперестроечный период. Своеобразие культуры каждого социально-культурного пространства, находящегося в пределах региона, сочетается с поддержкой общенациональных интересов России. При этом каждое локальное социально-куль­турное пространство является частью большого единого культурного пространства России. Полиэтничность, многоукладность, поликонфессиональность и другие различия в единстве накладывают отпечаток на сложности взаимодействия в пространстве огромных территорий. Понятно, что для достижения единства необходимы достаточно четкая координация и алгоритм культурно-политических действий по управлению социально-культурным развитием регионов. Сегодня, как никогда, актуально изучение приоритетов культурной политики регионов, рассматриваемой в её динамике и эволюции, в условиях непрерывного обновления социально-экономического и общественно-культурного развития России. Поэтому совершенно оправдан очевидный факт, что в современной культурной политике России происходит концептуальное смещение управленского акцента с централизованного на региональный, т. е. происходит своеобразная децентрализация управления. В этих условиях становится очевидным усиление интереса граждан к своей локальной культуре, глубинным провинциальным генетическим основам культуры своей малой Родины.

С этой целью необходимо выдвинуть в качестве приоритетного направления целенаправленное формирование единой культурной среды региона. Региональная культурная среда находится на пересечении природной, предметной и духовной, синтез которых становится условием формирования культурного пространства. Единство этой среды обеспечивается её целостностью, а также защитой от проникновения чужеродных элементов. Образующийся таким образом духовный микроклимат основывается на этнокультурной, культурно-исторической и социально-куль­тур­ной идентификации жителей региона. Поэтому региональная культурная среда требует к себе не только внимания, но и защиты, сохранения определенного социально-культурного баланса, противостоящего пошлости, лицемерию, лжепатриотизму, деградации личности.

Динамика социально-культурной среды как ключевая составляющая культурной эволюции находит существенное отражение в изменениях инфраструктуры культуры региона. В пространстве трех уровней социально-культурной среды действуют: макросоциальная культурная среда общероссийского масштаба, мезосоциальная культурная среда, носящая, как правило, региональный характер, и микросоциальная среда, имеющая определенное местное значение. В этом пространстве распределяются социально-культурные механизмы, последовательная смена которых является признаком социально-культурной динамики в инфраструктуре культуры.

Так, макросреда проявляется в многообразном своеобразии поликультурных сообществ что подвергается последовательно эволюционирующей цепочке: «взаимодействие → слияние → синтез». На уровне мезосреды действует в наиболее оформившемся виде национально-культурная среда, которая вызывает последовательную смену следующих механизмов: «ассимиляция → расслоение → аккультурация», благодаря чему в современных условиях эта среда получает возможности национально-куль­тур­ной идентификации. Социально-культурная микросреда приобретает со временем локализованный субкультурный характер и отвечает иной последовательности: «расслоение → укрупнение → интеграция», в результате чего мы имеем сообщества, готовые к включению в единое культурное пространство региона. При анализе совокупности средовых изменений в региональном культурном пространстве, отраженных в его инфраструктуре, обращает на себя внимание тот факт, что параллельно с бифуркациями в социально-культурной среде происходят значительные динамические сдвиги в четырех блоках инфраструктуры культуры: пространственно-институциональной, ресурсной, материально-эко­но­мической и организационно-управленческой (рис. 38).

Так, в пространственно-институциональной инфраструктуре с течением времени сменяется ряд ниже следующих культурных механизмов. Рассредоточение эволюционирует в укрупненные объекты, которые требуют обновления вплоть до воссоздания, затем наступает действие реконструкции, а впоследствии в инфраструктуре преобладают модернизационные механизмы. Ресурсная инфраструктура открыта для сосредоточения и реставрации объектного и субъектного наполнения культурного потенциала региона, что неизбежно ведет к фильтрации значимости тех или иных ресурсов. Затем появляются возможности расширенного взаимовлияния, которое с необходимостью приводит к аккумуляции культурной информации в социально-культурной среде. Тем не менее здесь важную роль играет также механизм ресурсообмена, который в конечном счете сменяется своеобразной культурной приватизацией всей совокупности культурных ресурсов, что развивает среди населения некоторое «чувство хозяина». Подтверждением этому служит высказывание Э.А. Орловой о том, что суждение «об эффективности целенаправленных изменений в технологии и организации требует учета культурных факторов»: прежде всего, готовности людей к освоению культурных образцов взаимодействия и перераспределения жизненных ресурсов на основе собственных вкусов и предпочтений [87, с. 7].

Материально-экономическая инфраструктура культуры изначально, как правило, локализована по сферам культурной деятельности, что постепенно приводит к возникновению потребности в комплексном финансировании, а это, в свою очередь, является основой действия механизма формирования культурного имиджа, что в современных условиях впоследствии неявно приводит к обеспечению необходимой материально-экономической базы эффективной культурной деятельности с помощью средств культурного брендинга.

Рис. 38. Отражение динамики социально-культурной среды
в инфраструктуре культуры региона

Изначально организационно-управленческая инфраструкту­ра культуры строится на культурном взаимодействии, создающем предпосылки складывания новой структуры. В дальнейшем в ходе культурной эволюции с целью преодоления возникающих культурных разрывов вступают в силу некоторые организационные перестановки, которые впоследствии оборачиваются мощной перестройкой всей организационно-управленческой сферы, а та, в свою очередь, вызывает цепь дифференциаций в системе организации и управления культурной деятельностью. С течением времени становится продуктивным и действенным культурный обмен, благодаря которому постепенно открываются возможности существенной реорганизации культурной деятельности.

Анализ деятельности большинства регионов Сибирского федерального округа показывает, что тенденции культурной политики регионов определяют следующие 19 направлений культурной эволюции, обеспечивающих поддержку, охрану, развитие культурных явлений и процессов.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1. Научно-методическое обеспечение культурной деятельности;

2. Социально-культурное проектирование.

ПОДДЕРЖКА.

3. Поддержка социально-культурных инициатив;

4. Поддержка народных талантов;

5. Информационная поддержка культуры;

6. Поддержка общественных движений и организаций;

7. Финансовая поддержка.

ОХРАНА КУЛЬТУРЫ.

8. Сохранение духовного наследия;

9. Сохранение этнокультурного наследия;

10. Охрана историко-культурного наследия;

11. Охрана культурно-речевого и литературного наследия;

12. Консервация и музеефикация достижений в культуре и искусстве;

13. Сохранение художественного наследия.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЛИЧНОСТИ.

14. Развитие культуры отдыха и здоровьесбережения;

15. Развитие культуры досуга;

16. Развитие самодеятельности и любительского движения;

17. Развитие профессионального искусства;

18. Развитие культуры памяти;

19. Развитие культуры общения.

Следует отметить, что данные направления культурной эволюции, а также выявленные нами во второй главе компоненты инфраструктуры культуры региона находятся на одной линии с региональными традициями и особенностями культурного развития (см. табл. 5). Так, структура управления культурой связана с сопровождающими видами методической и финансово-орга­ни­зационной деятельности учреждений культуры, что опирается на межрегиональную комплексную стратегию культурной деятельности. Структура аудитории культуры опирается на инициативы проявления историко-культурного наследия, что связано с традициями культурно-генетической мобильности. Культурно-рекреа­тив­ная среда активизирует развитие культуры отдыха и здоровье­сбережения, что опирается на традицию использования климатически адаптированных форм досуга. Структура культурной деятельности ориентирована преимущественно на развитие культуры досуга, что немыслимо без традиционной межкультурной аккультурации. Структура культурного продукта сосредоточена на развитии способов консервации и музеефикации. Однако эта деятельность наиболее эффективна при учете обменно-презен­та­ционных традиций. Литературное наследие и культурно-речевая среда сориентированы на сохранение культурных ценностей и поддержку талантов через традиции гармонизации форм и духовного равновесия в культурно-исторической среде. Аналогично развивается и художественная среда региона, в которой наиболее актуальны использование форм и традиций, связанных с гармонизациями языка, искусства и художественной формы в целом. Культурно-информационная среда реализуется через информационную поддержку культуры посредством традиции сосредоточения информации, смены различных информационных потоков. Компоненты культурной коммуникации ориентированы также на культурно-информационную поддержку, однако здесь становятся актуальными наиболее глубинные традиции критической автономии и межрегионального культурного взаимодействия.

Таблица 5

Взаимосвязь компонентов инфраструктуры,
направлений эволюции культурной политики,
региональных особенностей и культурных традиций

№ п/п Компоненты инфраструктуры культуры Направления эволюции культурной политики Региональные особенности и культурные традиции
  Структура управления культурой 1. Обеспечение. Научно-методическое обеспечение культурной деятельности; финансовая и организационная поддержка, социально-культурное проектирование Наличие межрегиональной поддержки, комплексный подход; культурно-стратеги­ческий баланс
  Структура культурной аудитории Поддержка социально-культурных инициатив, общественных движений и организаций; сохранение духовного, этнокультурного наследия Мобильность и поликультурность состава; учет национально-генетических факторов культурной деятельности
  Культурно-рекреативная среда Развитие культуры отдыха и здоровьесбережения Учет специфических погодно-климатичес­ких условий отдыха; интеграция игровой и развлекательной деятельности в формы хобби-деятельности. Использование климатически адаптированных форм досуга

Продолжение табл. 5

№ п/п Компоненты инфраструктуры культуры Направления эволюции культурной политики Региональные особенности и культурные традиции
  Структура культурной деятельности 2. Поддержка. Развитие культуры досуга, самодеятельности и любительского движения Аккультурация при обновлении форм межкультурной деятельности; взаимодействие любительского и народного искусства
  Структура культурного продукта Консервация и музеефикация достижений в культуре и искусстве Обмен коллекциями и взятие на учет достижений регионального значения; презентация контекстного значения экспонатов культуры
  Литературное наследие и культурно-речевая среда 3. Охрана культуры. Сохранение духовного, культурно-речевого и литературного наследия, поддержка талантов, развитие Гармонизация языка и форм литературного творчества; сохранение духовного равновесия в культурно-исторической среде
  Художественная среда (виды искусств) Сохранение духовного и художественного наследия, поддержка талантов, развитие профессионального искусства Гармонизация языка и форм художественного творчества; сохранение духовного равновесия в художественной среде
  Культурно-мемориальная среда Охрана историко-культурного наследия, сохранение духовного наследия; развитие культуры памяти Традиционная активизация внимания социума к культуре памяти; календарная «привязка» мемориальных событий к этнокультурным точкам

Окончание табл. 5

№ п/п Компоненты инфраструктуры культуры Направления эволюции культурной политики Региональные особенности и культурные традиции
  Составляющие культурно-информационной среды 4. Развитие культуры личности. Информационная поддержка культуры Сосредоточение информации в автономных портфолио; смена естественного и медиасредового представления значимой информации
  Компоненты культурной коммуникации Информационная поддержка культуры, развитие культуры общения Критическая автономия организаций и участников культурной деятельности в процессе общения; сочетание межрегионального и межнационального диалогов в процессе культурной коммуникации

 

С помощью системного анализа установим взаимосвязь цепочки общероссийских и региональных тенденций и направлений культурной политики, оказывающих влияние на стратегии культурного развития в регионе, т. е. совокупность организационно-управленческих мер, имеющих определенную направленность. Для сохранения устойчивого равновесия, как отмечают Ф. Матарассо и Ч. Лэндри, необходимо оптимальное решение стратегических дилемм управления. Мы согласны с мнением авторов, что в этом направлении необходимо достичь самодостаточности культуры через систему государственной поддержки, развития экономических престижных проектов, балансирующих потребление и производство. Производимые здесь инвестиции в культуру способствуют развитию сотрудничества и возможностей местного самоуправления, и в конечном счете «интеграции в мировую культуру».

Результаты подобного рода изменений отражаются в стратегиях развития культуры, учитывающих социально-эконо­ми­чес­кие особенности данной территории, интересы и духовные запросы разных категорий населения, культурного потенциала региона в целом. На этот счет известный специалист в области менеджмента культуры Г.Л. Тульчинский отмечает, что существует два направления стратегии в сфере культуры и искусств: стратегия реализации, направленная на распределение и распространение культурного продукта, и стратегия продвижения, которая направлена на коммуникацию, стимулирование и рекламу культурного продукта и культурных услуг [114, с. 34].

Эта взаимосвязь типологически распадается на девять блоков: технологический; ресурсного обеспечения культуры; информационно-просветительский фактор деятельности; любительского, народного и самодеятельного творчества; инновационной деятельности; охраны культурного наследия; интегрированной социально-культурной деятельности; социально-де­мо­гра­фических фак­торов и блок художественной культуры (рис. 39–47). Такая типология тенденций и направлений регионального культурного программирования отражает, с одной стороны, мега-компоненты инфраструктуры культурного программирования (рис. 39–41), а с другой стороны, сферы культурной деятельности (рис. 42, 44, 45). На рисунках показана взаимосвязь общероссийских тенденций в культурной политике (ОРТ), региональных тенденций (РГТ) и стратегий культурно-политической деятельности (СТР).

Кроме того, здесь же учитываются динамические факторы: социально-демографические процессы и инновационной деятельности.

I блок, технологический, построен на четырех цепочках, которые отражают четыре направления данного блока регионального культурного программирования: объединение культурных пространств; субъектно-детерминированная модернизация качества деятельности; расширение диапазона взаимодействия в едином культурном поле; синтез инициатив и маркетинга в сфере культуры (см. рис. 39).


 

Рис. 39. Технологический блок стратегической системы региональной культурной политики

 

Рис. 40. Блок ресурсного (материально-финансового) обеспечения культуры в регионе

 

Рис. 41. Блок информационно-просветительской деятельности

Рис. 42. Блок любительского, народного и самодеятельного творчества

 

Рис. 43. Блок факторов инновационной деятельности

Рис. 44. Охрана культурного наследия в регионе

 

Рис. 45. Блок интегрированной социально-культурной деятельности

Рис. 46. Блок социально-демографических факторов

 

Рис. 47. Блок художественной культуры


II блок ресурсного (материально-финансового) обеспечения также отвечает четырем направлениям: сближение финансовых ресурсов, усиление влияния рыночных структур, внедрение брендинга в культуру, социально-творческое взаимодействие (см. рис. 40).

III блок касается информационно-просветительской деятельности (медиакомпонентной); здесь присутствуют следующие четыре направления: информационно-медиакультурная ориентация сферы культуры, формирование спроса на медиауслуги, пропаганда книжного чтения как информационного приоритета, творческая ориентация медиадосуга (см. рис. 41).

IV блок предполагает совокупность проблем любительского, народного и самодеятельного творчества. В этих направлениях прослеживается следующее содержание: демократизация любительства, самодеятельности и народной культуры в сторону хобби-увлечений, слияние любительского, самодеятельного и этнокультурного движения, региональная локализация традиционных форм народного творчества, усиление роли инициативной культуры в самодеятельности (см. рис. 42).

V блок, связанный с факторами инновационной деятельности, предусматривает наличие следующих четырех направлений: обновление средств, форм и методов культурной деятельности, формирование гуманистической направленности досуга, использование общественной критики для фильтрации различных форм информации, поиск дополнительных возможностей интеграции досуга в рынок (см. рис. 43).

VI блок распространяется на различные формы охраны культурного наследия в регионе, предусматривающие следующие направления: забота о восстановлении устойчивых межпоколенных связей, духовно-нравственных и гражданских устоев, защита и охрана культурного наследия через традиционную культуру, стабилизация культуры как фактора национальной безопасности, формирование ландшафта локальной культуры (см. рис. 44).

VII блок ориентирован на различные направления интеграции культурной деятельности: культурно-оздоровительные программы, создание единого экологического ландшафта, привлечение культурных инициатив, создание приоритета комплексным формам (см. рис. 45).

VIII блок социально-демографических факторов предусматривает наличие следующих четырех направлений: поднятие культурного имиджа досуга, этнокультурная идентификация программ досуговой деятельности, расширение функционального содержания сферы досуга, устранение расслоенности и непропорциональности по отношению к возможностям культурного развития (см. рис. 46).

IX блок художественной культуры предусматривает повышение интереса к культурным ценностям регионального значения, усиление роли презентаций в культурной среде, стремление к идентификации и сакральному отношению к искусству (см. рис. 47).

Итак, общероссийские тенденции развитияинфраструктуры культуры, имевшие место в XX – начале XXI вв., отразились на характере региональной культурной политики в Сибири в девяти блоках её системы: технолого-стратегическом, материально-финансовом, информационно-коммуникативном; любительского, народного и самодеятельного творчества, инновационной деятельности, охраны культурного наследия, интеграции, экологии культуры. В связи с этим в региональном культурном пространстве выделяются: 1) придание культурно-досуговой деятельности коммерческого характера; 2) приоритет региональных форм; 3) конкурсное стимулирование творчества; 4) непрерывное повышение квалификации; 5) потребность в обновлении и осовременивании культурного пространства; 6) создание приоритета формам сохранения и развития традиций; 7) усиление национального патриотизма; 8) развитие семейного творчества; 9) реорганизация отдыха и оздоровления, расширение сферы фестивального движения и регионально значимого любительства.

Направления развитияинфраструктуры культурыв региональной культурной политике в Сибири в постперестроечный период отражают своеобразие регионов и в то же время общенациональные интересы России. При этом каждое социально-куль­тур­ное пространство становится частью единого культурного пространства России с её полиэтничностью, многоукладностью, поликонфессиональностью, с мобильной координацией и алгоритмом культурно-политических действий по управлению социально-культурным развитием регионов. В различных сферах культурного пространства сосуществуют следующие направления региональной культурной политики.

1. Развитие национально-культурных движений.

2. Сохранение этнокультурного наследия.

3. Привлечение к культурно-досуговой деятельности этноконфессиональных объединений.

4. Сохранение историко-культурного наследия.

5. Развитие экранного творчества и мультимедийных технологий в культуре.

6. Формирование региональной системы календарных праздников, событий и памятных дат в регионе и по месту жительства.

7. Культурная идентификация современных образцов искусства с традиционными архетипами.

8. Институционализация и интеграция культурной среды региона за счет объединения культуры коренных, переселенческих и других слоев населения.

9. Повышение эффективности межрегиональных культурных отношений.

10. Усиление роли историко-культурной реконструкции в регионе.

11. Развитие рекреативно-развлекательных и оздоровительных зон.

Проявление этнокультурных особенностей региона в пространстве социально-культурной политики связано с обновлением культурного статуса и всё большим стремлением к росту национального самосознания, этнокультурной идентификации с учетом функционирования инициативной культуры, построенного на саморегулировании, сочетаемом с общественной и частной инициативой. Приоритет плюрализма наряду с позицией мульти-культурализма поставил вопрос о соотношении региональных инициатив и государственного вектора управления культурой, направленного на культурную самореализацию и институционализацию.

Локальные особенности региона в его социально-куль­тур­ной политике находят отражение в процессе регионализации культуры, её регионального регулирования, в общественной поддержке инициатив и сохранении традиций, пропаганде историко-культурного, духовного и художественного наследия, пропаганде и популяризации социально значимых достижений культуры. Они связаны с диалогом культурных компонентов региона в процессе постижения многообразия культур, духовного и интеллектуального обогащения, установления взаимосвязи национальных и этнокультурных особенностей региона с общенациональными на основе гармонии с культурой.

В межрегиональной культурной политике присутствует ряд региональных особенностей, связанных с представительством отдельных регионов в контексте формирования социально-куль­тур­ной устойчивости, что характеризуется многообразием культур, отсутствием межэтнического напряжения, потребностью в межэтнических контактах, социальном партнерстве, этнокультурном сотворчестве и стремлением к культурной солидарности. С этим связано восстановление межпоколе







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 220. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия