Студопедия — Субъектно-ориентированная инфраструктура культуры в культурном пространстве региона
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Субъектно-ориентированная инфраструктура культуры в культурном пространстве региона






 

Рассмотрение субъектных форм ориентации культурной политики начнем с теоретических посылок. Как утверждает В.А. Кутырев, «каждый субъект культуры обладает двойственной природой: он является носителем множества ценностей и смыслов, представлений и традиций, т. е. вписан в систему определенной культуры и в то же время является одновременно субъектом и объектом множества социально-практических действий, включенных в социальную реальность». Вместе тем обнаруживается следующее. «Как элемент социума, субъект культуры (вместе со всей системой данной культуры) детерминирован (курсив мой. – Н.Г.) социальной реальностью в той мере, в какой мере он зависит от неё» [69, с. 157].

В связи с этим напрашивается следующее умозаключение. Культурная политика региона строится на основе инициирования и стимулирования активности множества разнообразных субъектов культурной жизни. При современной форме общественного разделения труда социальная эффективность принимаемых решений может быть обеспечена лишь при участии трех сторон: субъекта, экспертов и представителей общественности не в роли исполнителей директив, а как партнеров или ассоциированных членов. Такое расширение субъектов региональной политики – объективная закономерность общественного развития на переходном этапе, новая философия времени. В связи с этим предполагается поворот от аппаратного принятия решений и распределения средств в рамках государственных федеральных и региональных программ к практике делегирования соответствующих полномочий экспертным советам из числа специалистов. Практика свидетельствует: первые же попытки осуществления Министерством культуры своих решений через экспертные советы показали, что деятельность этих образований с момента их появления тут же попадает под контроль мощных лоббистских группировок.

Субъектно-ориентированное построениеинфраструктуры культуры региона связано с формами изучения и анализа потребностей региона. Возникает необходимость изучения статистических данных о посещаемости, востребованности форм культурных интересов, запросов, репертуара, мотивов аудитории, составленной из различных слоев населения региона, тематики форм культурной деятельности, контент-анализа форм и технологий досуга региона, прогнозирования перспектив проведения культурного мониторинга, содержания и оценки эффективности действующих форм реализации направлений, программ и стратегий регионального культурного программирования (см. рис. 29).

Рис. 29. Инфраструктура субъектно-ориентированного потенциала
культуры региона

В этом же направлении ориентируется и культурная политика. Подтверждая данную мысль, Л.Е. Востряков рассматривает последнюю в региональном измерении, что позволяет увидеть роль «субъектно-ориентированной культурной политики на региональном уровне» в аналитической деятельности. Это требует обоснования базовых категорий анализа параметров субъектно-дея­тель­ност­но­го и политико-культурного подходов. Необходимость такой политической инструментовки была продиктована тем, что, как отмечает автор, децентрализация и инструментальная культурная политика открыли дорогу новым деятелям (акторам) на культурно-полити­ческой арене. Между тем «поиск нового политического консенсуса между центром и регионами заставил последних прибегнуть к комплексному анализу социально-по­ли­ти­ческой реальности исключительно в субъектном поле» [24]. При этом культурная топология, с которой имеет дело субъект культуры, складывается из смысловых структур разного уровня, среди которых ведущую организационную роль играют, по мнению В.А. Кутырева, «концептуальные фреймы – организующие социальные и культурные контексты, жизненные представления, модели поведения в типичных ситуациях, сценарии развития событий, определенные типы культуротворчества, иерархия ценностей» [68, с. 34–42].

Таким образом, субъектно-ориентированная инфраструктуракультуры региона спроецирована на социально значимые компоненты, которые определяют направление и ориентацию региональной культурной политики. Первый компонент – информационно-коммуникативная инфраструктура спроецирована не только на получение культурно-значимой информации, но и на пропаганду культурных ценностей и социальную рекламу в сфере культуры. Стратегическая инфраструктура культуры является производным звеном в данной цепочке. Она впрямую направлена на субъект культуры, с одной стороны, а с другой – определяет ресурсные возможности субъективной направленности. В этом компоненте инфраструктуры сконцентрированы три ключевых направления развития: традиционное, благотворительное и творческое. Они сосредоточились в деятельности учреждений культуры и искусства.

Кроме того, следует учесть, что на эту структуру также оказывают серьезное влияние внутри- и межведомственные ресурсы, а также формы распределения материальных и финансовых возможностей организаций, учреждений и заинтересованных лиц.

Субъектно-ориентированная инфраструктура ресурсного потенциала культуры региона сосредоточена вокруг двух исходных механизмов развития: реализация культурных запросов и потребностей населения и формирование культурного потенциала аудитории, которые существуют как культурно-личностный и культуротворческий потенциал. Благодаря этим исходным моментам развития реализуется триада ресурсов: социально-тра­ди­ционные, завязанные на системе культурных традиций региона; благотворительные, характер которых определяется инновационной культурой и выражает суть личностно-творческого культурного потенциала как создателей культурных продуктов, так и граждан, составляющих активную и реальную аудиторию культуры (см. рис. 30). При этом, как считает Э.А. Орлова, субъектами культурной политики являются: структуры управления, экспертов, другие общественные субъекты [87, с. 19].

Рис. 30. Инфраструктура ресурсного субъектно-ориентированного потенциала культуры региона

Социально-традиционные ресурсы имеют существенное отличие от естественно-традиционных, заключающееся в том, что здесь налицо использование культурных традиций, обусловленных характером культурного наследия и возможностями социокультурной среды. В связи с этим выделяется пять групп традиционных ресурсов, включающих группы традиций и преобладающих механизмов их реализации. С массовыми национально-культурными, созидательными, имиджевыми, интерактивными традициями соотносится такое же количество групп преобладающих механизмов их реализации: консервативные, конструктивные, инновационные, оптимальные и диалоговые. С помощью этих механизмов приводится в движение мощное сосредоточие традиций, поддерживающих, сохраняющих и укрепляющих не только культуротворческий, но и социально-культурный климат региона (см. рис. 31).

Рис. 31. Социально-традиционные ресурсы ИС культуры региона

 

Рис. 32. Благотворительные ресурсы инфраструктуры культуры региона

Благотворительные ресурсы инфраструктуры культуры региона распространяются на огромное множество людей, входящих в совокупность целевой аудитории, которая складывается с помощью заинтересованных организаций, среди которых лидируют социальные центры. В результате анализа организаций и категорий граждан, целевой аудитории нами выделено три вида благотворительности: материально-финансовая, социально-куль­тур­ная и благотворительная помощь. Все эти виды благотворительной деятельности направлены на содействие и материальное сопровождение в культурном развитии аудитории с ограниченными материальными и физическими возможностями и способствуют активизации субъекта культуры, усилению социально-культурного статуса различных организаций, получению доступа всех категорий населения к культурным ценностям и благам (см. рис. 32).

Личностно-творческая инфраструктура культуры региона отличается от социально-творческой связью видов творчества и соответствующих личностно-значимых продуктов с формами творческой деятельности. При этом социальное творчество личности направлено на самореализацию, в процессе художественного творчества обнаруживаются способности к регионально своеобразному самовыражению и творческому сотрудничеству; научное и техническое творчество ориентировано на инновационную деятельность, этнохудожественная деятельность формирует возможности культуротворческой идентификации и творческого сотрудничества, связанные с региональной спецификой синтеза, симбиоза, содружества и различного рода заимствований. Литературные проявления одаренных людей настраивают на активное самоосуществление, а многообразные формы творческого досуга ориентируют участников культурных акций на всевозможные креативные хобби (см. рис. 33).

Стратегическая инфраструктура культуры региона выражается в стратегиях поддержки, координации, социально-куль­тур­ной охраны, социально-экономического контроля, социально-куль­тур­ной и экономической регуляции и социально-культурного стимулирования. Все они дополняют друг друга в решении поставленных задач, определяемых социально-куль­тур­ной ситуацией, и способствуют преодолению различных последствий, помогают вовремя увидеть сбои и недостатки. Поддержка различных начинаний и культурных инициатив немыслима без координирующих усилий всех субъектов культурной деятельности. Вместе с тем охрана духовных и культурных ценностей в культуре должна осуществляться совместно с контролем, которым необходимо сопровождать позитивные и антидеструктивные процессы, ресурсопотребление, выравнивать иерархические структуры (см. рис. 34).

 

Рис. 33. Личностно-творческая инфраструктура культуры региона

 


 

 

Рис. 34. Стратегическая инфраструктура культуры региона

 

Рис. 35. Стратегическая инфраструктура культуры региона по формам культурной деятельности


Однако наиболее важное значение в системе стратегических компонентов начинают приобретать различные виды социально-культурной регуляции, которые становятся основной формой модернизации в культуре и способствуют установлению ресурсного баланса, а также интеграции досуга в рынок. Наконец, решающее значение приобретают стимулирующие стратегии, сориентированные на престиж культурной деятельности и формирование культурного бренда региона. Совокупность рассмотренных стратегией обеспечивает решение задач культурной политики региона, отвечает её направлениям и ориентирам.

Кроме того, следует иметь в виду, что стратегическая инфраструктура культуры определяется также соотношением социально-культурных институтов и технологий культуры (см. рис. 35).

Информационно-коммуникативная инфраструктура культуры региона формируется благодаря слиянию в единую информационную сеть региональных блоков данных. Каждая территория – региональный микросоциум – включается в единую информационную сеть за счет региональных банков данных. Отсюда возникает возможность культурного микромониторинга. С помощью управления они создают комплексную систему.

Кроме этого, всегда существует необходимость формирования в рамках информационной инфраструктуры системы работы с аудиторией, направленной на маркетинговую деятельность по привлечению зрителей в залы, по пропаганде регионально значимых видов искусств, поднятие престижа непрофессиональных, любительских и новых направлений культурной деятельности. При этом смещение приоритетов в финансировании культурных программ компенсируется программами дополнительного (со) финан­си­ро­ва­ния, которые действуют на основе ярмарок культурных проектов (рис. 34). В рамках целевых комплексных программ определяются исполнители, обеспечивающие наилучшее выполнение мероприятий, действующих в направлении ориентиров культурной политики. Этот род деятельности способен привлечь массу населения к возрождению и сохранению самобытных форм, инициативных проектов, связанных с новыми технологиями социально-культур­ной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Информационно-коммуникативная инфраструктура культуры

№ п/п Хранители информации Потребители информации Уровень социокультурной среды
  Интернет-центры Неформальные объединения макро-
  Рекламно-информа­цион­ные центры Все жители города и области мезо-
  Библиотеки Жители микрорайонов микро-
  Музеи и выставочные центры Все жители города и области макро-, микро-
  Кинодосуговые центры Жители микрорайонов микро-
  Медиацентры, киноклубы, пресс-центры Жители микрорайонов микро-
  Историко-культурные комплексы Все жители города и области, туристы, мигранты макро-
  Национально-культурные центры Национальные группы, диаспоры, мигранты мезо-

 

При этом достигается новый уровень развития культуры, направленный на устранение диспропорций между массовыми запросами в рамках мировых стандартов качественных характеристик культуры и недостаточностью использования культурного потенциала региона.

Организационно-управленческая инфраструктура культуры региона складывается из деятельности основных, дополнительных структур, социально-культурных партнеров и спонсоров. Иерархия подчиненности дополняется активным участием в культурном процессе ряда организаций и учреждений, имеющих другую ведомственную принадлежность и включающих в свою деятельность досуговый компонент. Распределение отмеченных нами форм управления культурными ресурсами региона по сферам культурной деятельности показывает важность соединения ведущей роли регуляции и координации управления с контролем, позволяющим выделять позитивные и негативные моменты (рис. 36).

Рис. 36. Организационно-управленческая инфраструктура культуры региона. ГКП – государственная культурная политика

 

При этом серьезную культурно-экологическую роль выполняют три вида защиты: общая, медиаинформационная и непосредственно культурно-экологическая. Вместе с тем значительную сопровождающую роль в культурной деятельности выполняют различные виды экономического, морального и имидже-статусного стимулирования, а также присвоение почетных званий, придание осуществляемой деятельности социально-творчес­кого статуса, формирование культурного бренда региона. Кроме того, каждая форма управления культурой связана с одной из четырех сфер культурно-политической деятельности: управленческой и экономической политикой, политикой в области культурного наследия, досуга и рекреации по развитию профессионального и любительского творчества (рис. 37).

Рис. 37. Обобщенная схема организационно-управленческой инфраструктуры в регионе

 

В этом случае реализуется структура управления культурой и обеспечение культурной деятельности (управленческая и экономическая политика), сохраняется и развивается материальная и духовная культура в культурной среде региона (политика в области охраны культурного наследия).

Другое направление (развитие профессионального искусства) развивается в русле культуры личности в процессе интеграции микросреды и макросреды (развитие самодеятельного и народного творчества, поддерживается культурно-досуговая деятельность в региональной социально-культурной среде (политика в сфере досуга и рекреации, информационная деятельность в сфере культуры).

Таким образом, концептуальное осмысление, обобщение и систематизация теории управления развитием инфраструктуры культуры и моделей государственной культурной политики позволяют выработать основы региональной культурной политики с учетом региональной специфики. При помощи ключевых схем используются известные модели культурной политики с учетом следующих подходов: социостатического, социодинамического, полиаспектного, просветительского, национально-осво­бо­ди­тель­ной доминанты, имиджевого и охранительного. К региональным особенностям концептуального обоснования культурной политики относят: проблемы социального развития, общественную активность, взаимодействие коммерческих и некоммерческих структур, пропорции источников финансирования, культурный потенциал традиций и инноваций, устойчивый культурный имидж, приоритеты культурного наследия, ресурсную базу сферы культуры, координацию и регуляцию субъектов культуры, учет субкультурных и общественных движений, софинансирование и координацию.

Инфраструктура культуры в отношении окружающей среды в системе «природа – человек – социум» рассматривается в совокупности межсредового взаимодействия. Исходная триада – «предметная среда», «природная среда» и «социально-культурная среда» имеет три однородных производных: архитектурно-ме­мо­риальная, культурно-рекреативная и культуротворческие формы. Кроме этого, на стыке данных сред при их пересечении действуют комплексные медиаинформационная и межрегиональная культурные среды. Суммативный, результирующий характер имеют структура управления культурой, структура культурного продукта и структура культурного наследия с разветвленной структурой: литературного, художественного, этнокультурного, конфессионального и духовного.

Концепция мобильной культурной политикив динамике инфраструктуры культуры региона исходит из уровней распределения социально-культурной среды в предметном, природном
и социально-культурном аспектах. Динамика культурного простран­ства, складывающаяся в процессе интеграции локально-мемориального, культурно-рекреативного и культуротворческого компонентов социально-культурной среды в культурное пространство региона, обретает черты его культурного имиджа. Это создает условия соответствующей иерархии управления и находит суммативное и результирующее выражение в мобильном изменении культурной политики, выраженной в системе организации и самоорганизации, структуре культурного потенциала региона и его культурного наследия в медиаинформационной и межрегиональной средах.

Субъектно-ориентированная инфраструктуракультуры в культурном пространстве региона выражается в соответствующей ресурсной базе, совокупности стратегических, организационно-управленческих и информационно-коммуникативных компонентов. В этом составе ресурсы замыкаются на культурном потенциале аудитории, характеризующем её культурную деятельность, субкультурный и культурно-инициативный потенциал, который предполагает традиции, благотворительность и совокупность творческих проявлений.

Информационно-коммуникативная инфраструктура включает в себя: хранителей информации, её потребителей и тип социально-культурной среды, соответствующий данному направлению информационно-коммуникативной деятельности, сориентированный на самые разнообразные слои, входящие в аудиторию культуры – от жителей микрорайона до национальных групп и эмигрантов. При этом характер потребляемой информации полиаспектен, разносторонен и имеет многофункциональное значение.

Стратегическая инфраструктура представлена в формах поддержки, координации, контроля, регуляции и стимулирования. В этих направлениях реализации культурного потенциала сохраняется и стабилизируется то, что требует к себе внимания общества, что связано с повышением престижа и регионализацией. Вместе с тем охраняются, регулируются культурные процессы, требующие комплексного подхода и координации; осуществляется социально-культурная и экономическая регуляция и стимулирование.

Ресурсная инфраструктура отражает, с одной стороны, культурный потенциал аудитории культуры, а с другой – культурные ресурсы региона. Последние прежде всего определяются культурно-инициативным потенциалом региональных программ, включающих культурные традиции, благотворительность и творческие проявления, отвечающие задачам культурной самореализации. Во-вторых, культурные ресурсы региона отражают в себе культурные запросы и потребности субкультур, неформальных и общественных объединений, направленные на их культурное самовыражение в формах культурно-личностного и культурно-творческого потенциалов.

Организационно-управленческая инфраструктура отражает взаимоотношения государственной и региональной культурной политики. В ней компоненты институциональной деятельности тесно переплетаются с инициативной культурой. Органи­за­ци­он­но-управленческая деятельность основных структур выражается в сотрудничестве с социально-культурными партнерами и спонсорами, значение которых как механизмов развития инфраструктуры возрастает.

Объектно-ориентированная инфраструктура культуры содержит: соответствующие ресурсы, содержательно-деятель­ност­ный, пространственный, материально-экономический и институциональный компоненты. Ресурсный объектно-ориенти­ро­ванный потенциал предполагает совокупность естественно-тра­ди­ци­он­ных, планово-проектных, интеллектуально-технологических, материальных, экономических, организационно-кадровых и творческих ресурсов, которые определяют реализацию культурного продукта или осуществление культурных услуг. При этом центральным звеном принятия управленческих решений являются формы распределения материальных и финансовых ресурсов.

Содержательно-деятельностная инфраструктура построена на взаимосвязи направлений культурно-досуговой деятельности, формальных ресурсов, потенциала средств и условий культурно-досуговой деятельности. При этом основное содержание культурной политики укладывается в шесть направлений: 1) охрану и пропаганду культурного наследия; 2) формирование национальной идентичности и возрождение народных традиций; 3) развитие самодеятельности и народного творчества; 4) историко-куль­тур­ную реконструкцию; 5) организацию отдыха и развлечений; 6) формирование культуры досуга (культурного образа жизни).

Сущностная инфраструктура культуры региона отвечает ценностно-смысловому содержанию культурной политики и её направлениям: проектированию, созданию технологий культуры, развитию национальных форм творчества, коммуникативной координации, регулированию взаимоотношений между аттракторами, созданию брендов и повышению имиджа, получению общественно-значимой информации, способствует развитию образования и творчества. Сохранение территорий и их облагораживание, сосредоточение зрелищ, праздников и памятных дат, взаимодействие с субкультурами и культурно-историческая деятельность также являются важными сферами культурно-досуговой деятельности в регионе.

Пространственная инфраструктура культуры регионаскладывается из одиннадцати компонентов, соотносящихся с сущностной инфраструктурой – от временно используемых (арендуемых) территорий, форумов, мест культурно-досуговой и праздничной деятельности, а также выставочных площадок до традиционных мест национального и межнационального проживания. В этот комплекс органично включаются территории учреждений культуры и искусств, экскурсионно-туристические, памятные и охранно-заповедные зоны – как особо охраняемые сакральные территории. Вместе с тем здесь особое место занимают информационно-образовательные и культурно-творческие пространства в системе учреждений-партнеров. Следует добавить, чтопространственная инфраструктура культуры подчиняется четырем видам ресурсов: естественным (парки, заповедники), культурно-истори­ческим (музеи, памятные места), традиционным (этноцентры, историко-культурные комплексы, парки культуры и отдыха, экскурсионные маршруты) и инновационным (центры досуга, торгово-развлекательные центры, спортивно-культурные комплексы).

Социально-институциональная инфраструктура культуры регионавключает в себя двенадцать организационных форм культурно-досуговой деятельности, сочетающих в себе научно-методические, национально-культурные, межрегиональные организации, культурно-выставочные комплексы, клубные учреждения, общественные объединения, образовательные учреждения культуры, учреждения искусств, музейно-выставочные, спортивно-культурные организации, оздоровительно-рекреативные, спортивные и зрелищные центры.

Материально-экономические ресурсы культуры региона сосредоточивают вокруг себя: территории, помещения, материальные условия, услуги по сохранению жизнеспособности, основанные не только на основном финансировании, но и активном ресурсосбережении, ресурсообмене, а также фандрайзинге. Комбинирование данных компонентов потенциала создает основу устойчивости и многосторонности развития культуры региона.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 253. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия