Студопедия — Объектно-ориентированная инфраструктура культуры в культурном пространстве региона
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Объектно-ориентированная инфраструктура культуры в культурном пространстве региона






 

Рассмотрим обширный блок объектно-ориентированного ресурсного потенциала культуры региона. Исходная схема, отражающая содержание данного блока, показывает, что реализация культурного продукта и/или осуществление культурных услуг направлены исключительно на объект культуры, требуя, в свою очередь, соответствующих культурных ресурсов (рис. 17). При этом сохраняется стабильная направленность на формирующуюся потенциальную аудиторию культуры. Что же включают в себя культурные ресурсы региона? Прежде всего, их следует разделять на внутриведомственные, связанные с деятельностью учреждений культуры и искусства, и межведомственные, связанные с межрегиональным социально-культурным партнерством. В свою очередь, финансовые ресурсы региона включают пять направлений осуществления финансово-материального обеспечения культурной деятельности. Наряду с приоритетным субсидированием и аппаратно-ведомственным финансированием осуществляется плановое финансовое обеспечение по системе муниципального заказа. Кроме того, наряду с целевым федеральным финансированием, важную роль в материальном обеспечении системы играет поддержка регионально значимых проектов в форме грантов.

Итак, объективно-ориентированный потенциал инфраструктуры культуры сконцентрирован вокруг объекта культуры. Он оказывает существенное влияние на аудиторию культуры и вместе с тем имеет тесную связь с учреждениями культуры и искусства. Основу структурного порядка в этих сферах культурного пространства составляет сущностная инфраструктура – 1-й компонент,который дает основу инфраструктурному ресурсному потенциалу культуры.

Рис. 17. Инфраструктура объектно-ориентированного потенциала
культуры региона

В этой связи возникает необходимость обоснования данной позиции следующими соображениями. Содержание культурной политики, как это верно замечает А.В. Каменец, обеспечивается информационно-просветительскими и финансово-право­выми аспектами партнерства и сотрудничества с государством в социальной ориентации культурной деятельности, его характер целиком и полностью определяется структурно-функциональ­ны­ми изменениями в ней [55, с. 15].

Вторым компонентом является ресурсная инфраструктура, концентрирующая в себе естественные, проектируемые, плановые, экономические и социально-творческие составляющие.

Третьим компонентом рассматриваемой системы оказывается важнейшая стимулирующая сфера культурно-досуговой деятельности – интеллектуально-технологическая. Четвертой составляющей инфраструктуры культуры объективной ориентации является материально-экономическая инфраструктура, обеспечивающая определенную стабильность и устойчивость реализации культурной деятельности. Пятый аспект инфраструктурной организации культурного процесса – институциональный, который предусматривает развернутую деятельность в учреждениях культуры и искусства. Далее идет определенная содержательно-дея­тель­ностная инфраструктура, направленная на реализацию культурного продукта и осуществление культурных услуг. Вместе с тем здесь важной составляющей культурной деятельности наряду с институциональной является наличие пространственной инфраструктуры, которая служит материальной предпосылкой и фактором полноценного социально-культурного развития региона. Пространственный компонент культуры региона, как это видно из рис. 17, связан, с одной стороны, с институциональной организацией культурной среды, а с другой – с компонентами сущностной инфраструктуры культуры.

Теоретической основой такого понятия может служить концепция культурного ландшафта в русле культурной экологии, представленная Ю.А. Ведениным, согласно которой под последним понимают «совокупность территориальных культурно-при­родных комплексов, обеспечивающих взаимосвязанную систему, которая обеспечивает развитие, производство и сохранение объектов традиционной и инновационной культуры». Кроме того, «ландшафт полифоничен в своей основе и не позволяет рассматривать национальные культуры изолированно друг от друга; он изначально ориентирован на взаимодействие культур, на разновременность их существования» [20].

Сущностная инфраструктура культуры регионально замыкается на линии связи концептуальных компонентов, сфер и форм культурно-досуговой и творческой деятельности (см. рис. 18). Проектный и культурно-технологический блок реализуются исключительно через научно-методическую деятельность, которая является по сути инновационной. Национально-куль­тур­ный блок соотносится со сферой народного творчества и самодеятельности, которая реализуется через различные формы творческого самовыражения. Координационно-коммуникативный блок сущностной инфраструктуры сориентирован на информационно-просве­ти­тельскую деятельность, а регулятивный – на организационно-управленческую сферу, которой также не чужды инновации. Стратегически важный брендово-имиджевый компонент реализуется через рекламно-пропагандистскую деятельность, направленную на самоосуществление. Вместе с тем информационно-обра­зо­ва­тельный и творческий компоненты предусматривают связь с культурно-образо­вательной деятельностью, что также связано с самоосуществлением. В свою очередь, ландшафтно-эколо­ги­чес­кий компонент продуктивно распространяется, с одной стороны, на культурно-оздоровительную, а с другой – на культуроохранную и музейную деятельность, которые направлены на самореализацию или своеобразное креативное хобби в условиях отдыха.

Аккумулятивно-зрелищный компонент реализуется через креативно-зрелищную деятельность, которая также распространяется на сферу креативного хобби. Компонент местной культуры спроецирован на различные виды культуротворческой деятельности, отвечающей требованиям инновационности. Наконец, субкультурный компонент также распределяется по двум сферам культурно-досуговой деятельности: культуротворческой и самодеятельности, что соотносится с культуротворческой самоидентификацией и одновременно с самовыражением.

 

Рис. 18. Сущностная инфраструктура культуры региона

 

Выявленные нами ранее концептуальные компоненты (см. рис. 16) определяют соответствующую территориальную принадлежность той или иной культурной деятельности посредством конкретных учреждений культуры и искусства.

1. Так, проектный и культурно-технологический компоненты реализуются на территории форумов («ноу-хау») – в пространстве интегрированных и автономных научно-методических цент­ров, при проведении всевозможных комиссий, объединений, на которых рекомендуются и представляются различные формы научно-мето­ди­ческой и проектной документации, обеспечивающей эффективность проведения региональной культурной политики.

2. Национально-культурный компонент реализуется через национально-культурные центры, этнопарки, Дома дружбы. Здесь пространством культурной самореализации являются места компактного проживания определенных национальных групп (в Омской области – немецкая, казахская, славянская диаспоры). Кроме этого, здесь существенную толерантно-формирую­щую роль играют места межнационального проживания на приграничных территориях. Отношения в этих социально-культурных средах строятся на гуманизме, сотрудничестве, взаимном понимании, разумном сосуществовании, дружбе.

3. Координационно-коммуникативный и регулятивный компоненты действуют через культурно-выставочные комплексы, выступающие аккумуляторами и распределителями культуротворческой информации, которая является содержанием культурно-выставоч­ных и пропагандистских пространств. Наряду с социальной рекламой здесь активно появляются базы данных и презентации многообразных форм культурной деятельности. Сформированная в данном пространстве сфера деятельности и общения создает атмосферу увлеченности, способствуют приобщению к культуре новых слоев населения. Благодаря складыванию соответствующих условий происходит культурная регуляция различных форм творческой деятельности.

4. Брендово-имиджевый компонент инфраструктуры культуры региона воплощается как через традиционные социально-культурные институты (учреждения культуры: клубы и клубные системы), так и творческие союзы (Дома художника, учителя и пр.). Пространственно это происходит на территории учреждений культуры, где их интерьер и экстерьер являются основой для создания условий эффективной деятельности, а также на культуротворческом пространстве творческих организаций. В практике эти территории сочетаются и комбинируются.

5. Информационно-образовательный и творческий компонентнаходит своё отражение в деятельности школ искусств, музыкальных и художественных школ, Домов творчества и библиотек, которая разворачивается в информационных и культурно-образова­тель­ных комплексах. Эти интегративные пространства позволяют не только сосредоточить в себе культурно-значимую для региона информацию, но и использовать её для активного творческого развития.

6. Ландшафтно-экологический компонентимеет двойную направленность. С одной стороны, это театры, кинодосуговые центры, концертные залы. С другой стороны, это турфирмы, музейно-выставочные, историко-культурные комплексы и заповедники. В этой связи формируются экскурсионно-туристические, памятные и охранно-заповедные места, совокуп­ность которых составляет некоторый «культурно-цивилиза­ци­он­ный ландшафт региона», сущность которого – создание условий для творческой атмосферы, способствующей самореализации.

7. Аккумулятивно-зрелищный компонентнацелен на городские площади, являющиеся местами проведения массовых мероприятий, гуляний, торжеств и включающие в себя открытые и закрытые территории культурно-спортивных комплексов. Эти пространства составляют основу мест массовой культурно-досу­го­вой деятельности, в которых реализуются возможности социально-куль­тур­ного творчества, массовой самореализации, пропаганды культуры, творчества, что формирует сакральное отношение к культуре региона.

Рис. 19. Инфраструктура ресурсного объектно-ориентированного потенциала культуры региона

 

8. Компонент местной культуры тесно сопряжен с другим, близким, субкультурным компонентом. Оба эти компонента, наряду с включенностью в деятельность культурно-спор­тивных комплексов и массовых программ, имеют тесную «привязку» к паркам культуры и отдыха, локальным (первичным) центрам досуга (сельским клубам, клубам по месту жительства), а также к зрелищным объединениям. Такая интеграция создает основу формирования зон отдыха, культурно-бытовых пространств, в которых реализуются и возможности свободного выбора занятий при условии непременного решения различных культурно-быто­вых проблем. Таким образом, пространственная инфраструктура культуры региона показывает, как сущностные компоненты посредством форм культурной среды формируют его многомерное региональное культурное пространство (рис. 19). Собственно культурные объектно-ориен­ти­ро­ван­ные ресурсы включают в себя пять основных компонентов: естественно-тра­ди­ционные, планово-проектные, интеллектуально-технолог­ичес­кие, организационно-кадровые и социально-твор­чес­кие. Эти компоненты отвечают, с одной стороны, требованиям объекта культуры и её аудитории, а с другой – формам распределения материальных и финансовых ресурсов.

Конечным результатом культурной деятельности здесь является эффективность реализации культурного продукта и удовлетворенность культурными услугами. Кроме того, следует иметь в виду, что культурные ресурсы региона в зависимости от других форм их распределения могут быть как внутрирегиональными, так и межрегиональными, сосредоточение которых также способно сказаться на конечном результате.

Естественно-традиционные ресурсы являются сочетанием, с одной стороны, естественных пространств и территорий, используемых для отдыха и культурного досуга, с другой – непосредственно традиций, которые создают основу культурного имиджа региона. В этом составе важную роль играют культурно-экологические центры. Вместе с тем здесь очевидна связь с мемориальной культурой: памятными знаками, местом, собственно памятниками. В число традиционных знаменателей культурной деятельности входят: этнокультурные и историко-куль­турные центры и комплексы, в которых сосредоточена информация о генетических основах народов, их художественно-твор­чес­ких, социально-культурных, праздничных и иных традициях. Вместе с тем здесь имеют место экскурсионно-туристические маршруты и локальные центры культуры, которые предоставляют регион для гостей, приезжих, иностранцев, актуализируют значимость национально- и социально-культурного пространства (рис. 20).

Здесь природное, культурное и социальное многообразие культурного пространства для отдыха и творчества дополняется возможностями познания, приобщения к народным традициям и культурно-историческими ценностям в ходе экскурсий, прогулок, выездов, путешествий. Нужно сказать, что именно здесь, в едином культурном пространстве объединяются идущие от старожилов, книг, записей традиционные и естественные ресурсы, обусловленные культурно-историческим своеобразием региона.

Маршруты, комплексы и центры являются сосредоточением устоявшихся форм досуга, способов преодоления культурной деятельности, технологий и методик организации мероприятий и зрелищ, что создает основу объединения сил, возможностей, культурного потенциала отдельных территорий в единое пространство как образ территории региона, поселка, города, поселения и т. д.

Рис. 20. Инфраструктура естественно-традиционных ресурсов культурной политики в культурном пространстве региона

 

Планово-проектная субинфраструктура региона заключает в себе потенциал разработки новых направлений деятельности, модернизации и оптимизации различных сторон социально-культурного пространства. Она, по существу, носит алгоритмический характер и состоит из десяти этапов. Исходная точка этого рода деятельности – создание концепции проекта, отражающей инновационное содержание культурной деятельности. Следующим этапом, приближающим к созданию проекта, является изучение и учет законов социального управления, в чем ясно прослеживается объектная сторона ориентации. Далее обнаруживается субъектная сторона этого процесса, что находит своё отражение в компоненте, связанном с включением социально-куль­тур­ных инициатив (рис. 21). Рассмотренные этапы позволяют осуществить сегментацию проекта, т. е. представить его в виде пространства дифференцированной ориентации. Далее следует разработка отдельных сегментов, создание более детальных представлений о предстоящей культурной деятельности. Всё это дает возможность в дальнейшем произвести «сборку» проекта, т. е. представить его в целостном виде. Важным моментом, влияющим на реальность осуществления проекта, является учет его социально-культурных последствий. Затем наступает этап проектного прогнозирования, который должен учитывать все возможные предполагаемые материальные и духовные результаты. Далее возникает необходимость уточнения, редактирования проекта, допускающая внесение ряда изменений, дополнений. Готовый проект, прежде чем он будет допущен к апробации и внедрению, должен иметь определенные механизмы реализации, разработке которых и посвящается следующий этап.

Рис. 21. Планово-проектные ресурсы региона

Интеллектуально-технологическиересурсы связаны с комплексом потенциально возможных технологий культуры, которые распределяются по центрам сбора технологически значимой информации, научно-методического обеспечения, обработки, обсуждения и обобщения исходного материала.

В этих центрах, как показано на схеме, работают специалисты-разработчики самого различного профиля: этнопедагоги сов­местно с музеологами, психолог-рекреолог и арттерапевт, художественные руководители и артменеджеры, медиапедагоги и кино-видео-менеджеры, артпедагоги различного профиля (см. рис. 22).

В связи с этим возникают исходные методические сосредоточения (сбора и обобщения) соответственно технологиям, которые затем должны перетекать в профильные центры разработки технологий (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь видов технологий
и социально-культурных институтов

п/п Виды технологий Центры сбора и обобщения (социальные институты) Центры научно-методического обеспечения
  Музейно-выставоч­ные Музей (метод. отделы) РИУ
  Рекреативно- оздоровительные Парки, культурно-оздоровительные и реабилитационные центры Метод. обеспечение
  Технологии самодеятельного творчества (по видам деятельности) Клубные учреждения, НКЦ (метод. отделы) ЦСНТ
  Медиаинформационные Кинодосуговые центры, библиотеки, медиатеки, кинотеатры (метод. общения) РИУ
  Технологии восприятия искусства Учреждения искусств, выставочные центры, галереи (метод. общения) НМЦ по искусству
  Художественно-образовательные Школы искусств, ДХШ, музыкальные школы РИУ (метод. обеспечение)

 

Рис. 22. Интеллектуально-технологические ресурсы

 

Эти специалисты совместно с технологами-разработчиками готовят информационно-содержательную базу, собирают обобщения и концентрируют возможности технического обновления отрасли. Такого рода деятельность разворачивается на базе кафедры технологий социально-культурной деятельности в рамках вуза культуры и искусства.

Организационно-кадровые ресурсы субинфраструктуры культуры региона представляют собой три разновекторные системы: организационный потенциал кадровой политики, её направления и методы использования кадровых ресурсов. При этом организационный потенциал условно разбивается на три основных направления: модернизационно-стратегическое, инновационное, культурно-координационное. Первый блок ресурсов опирается на использование исключительно основного штатного состава с помощью повышения квалификации, мобильной переподготовки, аттестации и переаттестации.

Второй блок предполагает 1-й уровень обновления кадрового состава за счет внештатников, приоритета молодых специалистов с помощью методов работы с практикантами, обменно-экспериментальной и презентативной деятельностью. Третий блок ресурсной базы строится на привлечении дополнительных кадров со стороны.

В этом ключе возрастает собственный имидж организации за счет совмещения профессий, проведения собственных мастер-классов, конкурсов мастерства и др. В целом организационно-кадровое дробление культурного пространства действует за счет максимального расширения ресурсов субъекта культуры, выходящего за собственные институциональные рамки (см. рис. 23).

В социально-творческихресурсах планируемой субинфраструктуры отправной точкой являются шесть видов творческой деятельности: социальное, научное, техническое, художественное, литературное, этнохудожественное. Каждая из них имеет прямой выход на регионально-значимые продукты культуротворчества и услуги. К таковым относятся не только социально-культурные проекты, но и массовые мероприятия, медиадемонстрационные программы, что соответствует научному и социальному направлениям деятельности. Здесь же немалая роль принадлежит техническому виду инноваций. Однако основной акцент в регионально-направ­лен­ной культурной деятельности делается на двух направлениях: выставках, концертах и спектаклях, с одной стороны, и литературно-худо­жест­венных мероприятиях – с другой. Особое значение в региональной национальной культуре представляют обновленные формы фольклора, которые в достаточно приемлемой степени включают в себя также ремесла и промыслы. В целом рисунок показывает отражение потенциально реализуемых видов творчества в совокупности распределенных по компонентам.

К материально-экономическим ресурсам относятся материальные и экономические. Материальные ресурсы в системе субинфраструктуры культуры предусматривают сеть территорий, зданий, помещений и др. вспомогательных средств для осуществления культурно-досуговой деятельности, тесно связанных с тремя видами субъектов управления: ведомственные и коммерческие учреждения; социально-культурные партнеры (рис. 23).

 

Рис. 23. Организационно-кадровые ресурсы
субинфраструктуры культуры региона

Первый вид учреждений требует для себя ресурсов, представляющих вещественные компоненты культурно-досуговой деятельности, материальные условия её эффективного осуществления (рис. 24).

 

Рис. 24. Инфраструктура социально-творческих ресурсов культуры

 

Коммерческие учреждения в наибольшей степени сосредоточивают в себе маркетинговые компоненты, важнейшее оборудование и помещения, требующие дополнительных вложений.

Преобладающая материально-ресурсная база социально-культурных партнеров основывается на творческой кооперации и, в отличие от других блоков, строится на предоставляемых услугах и материальных средствах, используемых на принципах взаимовыгодного творческого сотрудничества (рис. 25).

Экономические ресурсы субинфраструктуры культуры региона распространяются на четыре вида организаций: ведомственные, коммерческие учреждения культуры и искусства; социально-культурные партнеры и организации-спонсоры. В этой системе действуют три основных механизма: ресурсосбережение, основное финансирование и фандрайзинг. Ресурсосбережение распространяется на экономию энергии, материальных запасов. Оно включает в себя возможности интеграции материальных ресурсов, три вида обмена: ресурсообмен, обмен специалистами (сотрудниками) и услугами – ремонтно-реставрационный ресурс и непосредственные экономические меры по снижению материальных затрат. Финансирование как механизм субинфраструктуры имеет пять возможных способов, комбинирование которых создает основу для многостороннего экономического развития в сфере культурной деятельности. Фандрайзинг является механизмом дополнительного финансирования, включающего в себя меценатство, спонсорство и благотворительность, которые помогают привлекать вспомогательные ресурсы для более полноценного осуществления культурной деятельности. Вся совокупность экономических ресурсов является максимально возможным потенциалом реализации материальной основы благоприятной культурной деятельности.

 

Рис. 25. Материальные ресурсы
в составе субинфраструктуры культуры региона

Материально-ориентированная деятельность региона связана не только с ведомственными учреждениями культуры; здесь большое место занимают коммерческие учреждения и социально-культурные партнеры, которые, находясь в одной цепочке, способны создать запас многообразия средств для развития культурного потенциала в макросреде и микросредовых образованиях, а также на уровне отдельных личностей (рис. 26).

 

Рис. 26. Экономические ресурсы субинфраструктуры культуры региона

 

Сочетание помещений, техники собственных, приобретенных и заимствованных средств осуществления культурно-досуговой деятельности способно создать наиболее благоприятные и приемлемые условия для осуществления культурного процесса в регионе, привлечения к этой деятельности дополнительных средств и капиталовложений в человеческую составляющую культурной политики

Фандрайзинг является механизмом дополнительного финансирования, включающего в себя меценатство, спонсорство и благотворительность, которые помогают привлекать вспомогательные ресурсы для более полноценного осуществления культурной деятельности.

Вся совокупность экономических ресурсов является максимально возможным потенциалом реализации материальной основы благоприятной культурной деятельности.

Пространственная инфраструктура культуры региона, как это видно из рисунка, связана, с одной стороны, с институциональной организацией культурной среды, а с другой – с компонентами сущностной инфраструктуры культуры (см. рис. 27).

Здесь пространственная инфраструктура, состоящая из 11 своеобразных культурных территорий, мини-пространств, возникающих спонтанно и существующих традиционно, имеющих или не имеющих законодательное закрепление, практически соответствует территориям учреждений культуры и искусства, организациям партнеров, действующих в пределах этих пространственных рамок. В результате объединения этих зон отдыха, развития и охраны культуры с соответствующими организациями складываются благоприятные условия для реализации на этих пространствах всех компонентов сущностной инфраструктуры культуры региона.

Содержательно-деятельностная инфраструктура ресурсного обеспечения в культуре региона также важная составная часть объекта культуры. Здесь ресурсы формкультурно-досу­го­вой деятельности, отражаясь в шести содержательных направлениях культурно-досуговой деятельности, обусловливают ресурсы условий культурно-досуговой деятельности (см. рис. 28).

Рис. 27. Соотношение пространственной, институциональной и сущностной инфраструктуры региона

Рис. 28. Инфраструктура содержательно-деятельностных ресурсов региона

 

В направлении «охрана и пропаганда культурного наследия» наиболее актуальными являются культурно-экологические экспедиции, в которых выявляются и накапливаются информационные ресурсы, обеспечивающие эффективность восстановления исторической справедливости и создания культурно-ци­ви­ли­за­ци­онного ландшафта региона.

Второе направление – формирование национальной идентичности в русле возрождения культурных, в том числе межнациональных, традиций – завязано на двух формах культурно-до­су­го­вой деятельности: программах возрождения и целенаправленного сбора и использования местного фольклора. Здесь проблему составляют кадрово-исполнительские ресурсы: инвентарь, игровые средства, реквизит, костюмы, главным образом этнокультурной направленности.

Со вторым смыкается и третье, смежное направление культурно-досуговой деятельности – развитие самодеятельности и народного творчества. Для этого используется триада форм: культурные программы на радио и телевидении, фестивали народного творчества, экспозиционные планы и сценарии, а также выставки. В этом отношении продуктивна совокупность транспортно-мо­биль­ных, художественно-оформительских ресурсов, а также приемлемые помещения для проведения занятий, выступлений, концертов, творческих вечеров и встреч.

Четвертое направление – историко-культурная реконструкция творческого потенциала региона – связано с проектами реконструкции и созданием туристических маршрутов в рамках данных проектов. Здесь важен художественно-оформительский потенциал реконструктивной деятельности, который тесно примыкает к специфическим реставрационным и информационным ресурсам.

Следующие два близких по содержанию направления – организация отдыха и развлечений и формирование культурного образа жизни – выходят впрямую на пропаганду разумного культурного и здорового образа жизни в соответствующих программах. Они требуют для себя актуальных ресурсов пропагандистского, рекламного и брендингового характера, включая возможности культуры питания. Это проблемы комплексные, куда входят лечебно-профилактические и валеологические аспекты.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 225. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия