Студопедия — Соотношение категорий и системы понятий культурной политики в контексте инфраструктуры культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Соотношение категорий и системы понятий культурной политики в контексте инфраструктуры культуры






 

Культура в составе культурной политики объединила в рамках одного безграничного дискурса, как справедливо пишет Ю.В. Балакшин, в своём ценностно-смысловом мире человека-природу, общество и творческие индивидуальности, которые предстают в различных аспектах и срезах как разные «конфигурации культурных значений и смыслов». В результате сам объективный мир (объект культурной политики. – Н.Г.) предстает как «принципиально многомерный и многозначный, преломленный через множество культурных дискурсов» [6]. При этом объект культуры находит своё субъектное отражение в его восприятии через ту или иную культуру (или субкультуру) – исторически определённую, национальную, социальную, конфессиональную, половозрастную.

Аналогичный взгляд на культуру присущ и Ф. Бэкону, который представлял её как производное от взаимоотношений природы и человека, как бы заново рождённый феномен [18]. Таким образом, признаком культуры, отражённым в культурной политике, является вектор упорядочивания, который постоянно противостоит естественному развитию культурных процессов, происходящих стихийно, спонтанно, подчиняясь импульсам или склонностям.

Наиболее близкий подход к культуре присутствует у Л. Уайта [116, с. 388], который видит в ней «порядок или класс явлений, состоящий из материальных объектов, передающийся небиологическими средствами с помощью социальных механизмов» (выделено мною. – Н.Г.).В то же время, как считает ученый, она является формой социального наследования, перенося с течением времени установленный континуум. Использование четырёх известных в науке толкований слова «культура», позволило установить, что культурная политика включает в себя: 1) совокупность стратегий и тактик культурного развития; 2) возможности поддержки и сохранения уровня художественно-творческого развития; 3) наличие материальной инфраструктуры; 4) поддержку и сохранение интеллектуальной элиты. По отношению к этим инфраструктурным компонентам культура играет детерминирующую роль, определяющую в конечном счёте процесс культурного развития со стороны субъекта и объекта.

Имеет существенное значение совокупность определений культуры, предполагающих следующее: «интеллектуальный аспект искусственной среды» (А. Моль); след от искусственного окружения, выраженный в достижениях определённых лиц во всех областях (А. Швейцер); традиционные идеи и ценности (Я. Щепаньски). В связи с этим на область культурной политики экстраполируются такие дополнительные составляющие: 1) структура культурной макро-, мезо- и микросреды; 2) социально признанные культурные объекты, выражающие значительные достижения для страны и региона; 3) социально-куль­тур­ные векторы развития и сохранения достижений культуры и искусства. В результате представляется, что в рамки предмета исследования укладываются исключительно структурные определения культуры с акцентом на её структурную организацию.

Исходя из составляющих категории культуры, таких как групповое сознание, историческое время и географическое пространство, появляется возможность связать культурные традиции с определённой местностью [6], структурировать в культуре духовные, этнокультурные и субкультурные сообщества, локальные культурно-исторические хронотопы, пространственно-семанти­че­скую среду культурной политики, что отвечает региональным особенностям. Таким образом, выявляются теоретические предпосылки инфраструктурной обусловленности региональной культурной политики:

1) блок управления культурой – стратегия и тактика культурного развития, регулирования, культурной экологии, стимулирования и поддержки;

2) блок структурированного культурного пространства – материальная инфраструктура, культурная микросреда, культурные знаки и символы, историко-культурные хронотопы, артефакты культуры;

3) блок организации объекта региональной культурной политики – интеллектуальная элита, духовные этнокультурные сообщества, общественные движения и субкультуры;

4) блок научной организации региональной культурной политики – разработка стратегий и тактик, совокупность социально-культурных проектов, ментальные карты [104].

Наряду с базовым понятием «культурная политика» существует несколько соотносимых понятий, объясняющих структурный подход к его рассмотрению. Прежде всего, это наличие культурной среды в микро-, мезо- и макровыражении. Далее, это наличие культурных ресурсов и культурной индустрии как проявлений культурного потенциала региона. Кроме этого, мы должны иметь в виду, что характеристика культурной политики связана с культурно-творчес­ким потенциалом и культурной эволюцией, свойственной данному процессу. И, наконец, существуют структурные черты, присущие культурному пространству: инфраструктура культуры и её конфигурация, некоторый характер материальных, организационных и социально-личностных факторов, определяющих особенности протекания, а также «образ жизни» и «качество жизни», её «социально-культурный потенциал» и обусловливающих культурное ядро микросообщества, его локальные и транслокальные аспекты.

Начнём с ключевого понятия «культурная политика» прежде всего с учетом его специфической основы, отвечающей предмету исследования, – понятия «регион». По мнению Н.Н. Кур­ной [67], «регионом» можно назвать «духовно-куль­тур­ную общность некоего пространства, которая во многом определяется этнокультурным составом аудитории и её историко-культурным потенциалом, но не исчерпывается ими». Скорее всего, как отмечает автор, это – «специфический фактор культурного самосознания, характерный для относительно больших групп людей и обусловленный культурно-историческими традициями, образом жизни». Это определение объясняет понятие «регион» как совокупность признаков: обособленность, уникальность, репрезентируемые на определённое устойчивое географическое пространство. Вместе с тем следует отметить присутствие наряду с этнокультурным и историко-генети­ческим фактором признака локального своеобразия, т.н. ландшафтность, придающую своеобразие процессу культурного развития. Однако единство социального определения и социальной реализации в культурно-истори­ческом контексте требует сформированного облика культурного пространства, опирающегося на местные традиции, обычаи, способы интеграции. Понятие «регион» имеет, на наш взгляд, следующие составляющие региональности: а) ландшафтную; б) архитектурно-планировочную; в) этнокультурную; г) историко-куль­тур­ную локализацию, с которыми смыкается пятый признак – репрезентативность содержания культурного пространства.

Наиболее близким к комплексному подходу при определении культурной политики является дефиниция М. Драгичевич-Шешич и Б. Стойкович: «Термин “политика” обозначает сознательную деятельность, направленную на достижение востребованных обществом целей. Культурная политика является сознательным регулированием в области культуры при принятии необходимых решений по всем вопросам, относящимся к культурному развитию общества в целом» [39, с. 28]. Обобщая принятые подходы к определению «культурная политика», можно выделить целевой, институциональный и ресурсный подходы.

Таким образом, ключевое понятие «региональная культурная политика»по отношению к государственной культурной политике представляет собой специфическое многоуровневое явление, связанное с реализацией культурного потенциала самоорганизующегося пространства культуры региона. Этот подход к осуществлению ориентиров государственного масштаба максимально широк, так как он основан на инфраструктурном потенциале культуры в рамках различных уровней социально-куль­турной среды как внутри регионов, так и между ними.

Рассмотрим соотношение следующей пары понятий: «культурная среда» – «инфраструктура культуры» – «культурное пространство региона». В силу того, что в неё традиционно включают три уровня – макро-, мезо- и микро- и первый больше всего связан с региональной культурной политикой, то два последних всего лишь соотносятся с государственной культурной политикой. Вместе с тем необходимо отметить различия в более конкретном выражении объекта культурной деятельности, содержащиеся в понятии «культурная среда региона». Особенность здесь в том, что объектная и субъектная стороны культурного процесса в наибольшей степени смыкаются.

Причина здесь заключается в том, что географическое пространство наполняется исключительно своеобразным субъектным содержанием, которое выражается в уникальности традиций, обычаев, обрядов музыкального, танцевального фольклора, устного народного творчества, памятников истории и культуры на природно-ландшафтных территориях, включающих этнокультурное своеобразие, особенность менталитета, потенциал личностного самовыражения. Имеют место также следующие сферы локализации культурного пространства: жизнедеятельностный, этнокультурный, историко-культурный, ландшафтно-мемориальный, ментально-личностный. Каждый из них несёт в себе специфические черты, лики, культурный облик.

С точки зрения социально-культурного проблемного поля можно говорить также о возникновении целого ряда проблем – социальных, социально-демографических, социально-культур­ных. С другой стороны, культурное пространство региона – это определённая институциональная культурно-деятельностная среда, в которой уникальность и своеобразие проявляются в её знаковом выражении: через символы, знаки, памятные места, отражающиеся в культурном ядре региона, обусловленном наличии некоторой системы значимых социально-культурных хронотопов.Под последними следует, на наш взгляд, вслед за А.А. Бачининым, понимать единство пространственно-временных измерений и субъективного восприятия социально-культурной реальности [9], организующее и интегрирующее социальный и личностный опыт культурной деятельности.

К социально-культурным хронотопампримыкает понятие «структура регионального социально-культурного пространства». Рассмотрим производное культурологическое понятие «инфраструк­тура культуры». Многоаспектный и всесторонний подход к феномену культуры позволяет (К.М. Хоруженко) представлять в культурной инфраструктуре «систему условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей», способствующих развитию культурной деятельности [123].

Этот подход с точки зрения регионологии следует расширить в нескольких направлениях. Во-первых, помимо условий сюда следует включить специфические особенности, традиции в культурной деятельности, формы преемственности культурных ценностей. Во‑вторых, здесь речь может идти также и о возрождении, воссоздании, восстановлении культурного облика региона, что можно обозначить понятием «конфигурация инфраструктуры», которое обусловлено генеалогическими, социальными, этнокультурными предпосылками. В итоге формируется системное видение понятия «культурное пространство региона» как части инфраструктуры культуры в региональном измерении, т. е. его локального сосредоточения.

Следует отметить, что в составе регионального культурного пространства существует верхняя конфигуративная часть, обусловленная региональными чертами и локальным культурно-историческим пространством, и нижняя – процессуальная часть, в которой концентрируются объекты культурной индустрии, функционирование которых обеспечивает эффективность региональной культурной политики. Объекты культурной индустрии тесно связаны с субъектами культурной деятельности, которые представляют собой как институциональные, формальные, так и неформальные элементы субкультуры.

Структура культуры не является раз и навсегда неизменной, она находится в постоянном развитии, поэтому справедливо говорить о её своеобразной «культурной эволюции». Можно сказать, что здесь в некоторой степени заложено определённое противопоставление. Постепенные качественные изменения, свойственные культурным процессам, в русле культурной политики связаны с нарастанием предпосылок, которые обеспечивают эффективность реализации программ и проектов в рамках культурной деятельности региона. В то же время понятие «культурная эволюция» означает нарастание новых достижений и ценностей, имеющих большое социально-культурное значение. Обоснование данного понятия определяется многообразием некоторого состояния нового социально-культурного качества социума, статуса творческой деятельности, стиля жизни, ценностных ориентаций. Отражение динамики культурных процессов прослеживается через диапазон развития – таких изменений в ценностно-ориен­та­ционной системе личности, которые позволяют ей адаптироваться в социально-культурной сфере.

В этом отношении характерно сделать акцент на наличие некоторой доминанты, выраженной в своеобразном «культурном ядре региона» – понятие, обозначающее наличие культурно-ценностной среды деятельности и общения, которая определяет наиболее значимые механизмы самореализации и культурной активизации населения. Содержательной основой «культурного ядра региона» являются профессиональные, политические, любительские, возрастные субкультуры.

Микросообщества – своего рода первичные звенья культурной реализации формирующихся в условиях разного качества жизни различных групп населения. Их инициативность и культурная активность определяются интеграцией разноведомственных структур и работой организаций местного самоуправления. Сюда же следует включить и сообщества по месту работы, где возникает дополнительный социально-культурный потенциал, направленный на улучшение качества жизни и ориентированный на проектирование и реализацию корпоративных социально-культурных программ. Локальные сообщества возникают в связи с интеллектуальной, духовной и культурной элитой и включают в себя деятельность людей старшего и среднего возраста, активной молодёжи, распространяющуюся вокруг институциональных культурных форм, обладающих своеобразием социально-куль­тур­ного обеспечения, стиля творческой деятельности и традициями обмена культурной деятельности. Транслокальные сообщества – это субкультурные образования, формирующиеся вокруг культурного ядра региона. Они возникают в среде людей с относительно высоким и средним качеством жизни. Их основное назначение – культурное воспроизводство центров деятельности и общения, значимых в регионе [67].

Следующее соотношение – понятия «культурные ресурсы» и «культурная индустрия». Первое из них – более широкое и уходит своими корнями к другим понятиям, таким как «человеческий потенциал», «историко-культурный потенциал». Оно соотносится с позиции территориально-средового подхода к объекту региональной культурной политики. На уровне регионально ориентированной макросреды появляются возможности востребовать культурные инновации в рамках локализованной территории. Выявление на этом фоне личностных качеств отдельных граждан, вкладывающих свои культурные достижения в духовную ауру региона, создаёт образцы преемственности культурных инициатив. Включение в процесс новых участников, обладающих повышенной чувствительностью к проблемам и запасам духовной энергетики, позволяет рассматривать их как новое поколение культуры региона и с этих позиций изыскивать дополнительные финансовые ресурсы, преодолевать ведомственную разобщенность учреждений социально-культурной среды и образования. И тогда обозначенное понятие выражается как «культурная индустрия».

Это звено региональной культурной политики представляется важным базовым пространством воплощения культурных инициатив и иных возможностей самовыражения в процессе создания культурных продуктов и оказания культурных услуг на основе имеющихся культурных объектов. В неё входят объекты государственного, регионального и муниципального значения, имеющие бюджетное и внебюджетное финансирование.

Основные признаки отнесения культурного объекта к разряду культурной индустрии – его стандартизованность, современность, окупаемость, доходность и социально-культурная значимость. Говоря об этом, нельзя забывать о той роли, которую играет индустрия культуры в процессе формирования регионального культурного ландшафта. Индустрия культуры нами понимается достаточно широко. В неё входят: кино, телевидение, печатные СМИ, издательское дело и другие составляющие. Следует иметь в виду тесную связь с информационной культурой, характеризующей основу структурных изменений в культуре региона.

Анализируя содержание разделов региональных программ развития культуры, отметим их идентификацию и унификацию не только по отношению к структуре, которая носит типовой характер, но и к деятельности, средствам и формам. Развитие программ требует привлечения дополнительных средств из различных источников, в связи с чем достигаются способы финансирования из бюджетов разного уровня. Таково теоретическое значение эволюции инфраструктуры региональной культуры. Всё вышесказанное станет ещё более очевидным, если мы рассмотрим в связи с этим сферу культурной политики, влияющую на её инфраструктуру. С одной стороны, существуют аспекты, имеющие прямое отношение к специализированной культурной деятельности. С другой – существуют позиции, косвенно влияющие на развитие культуры через систему культурно-экономического обеспечения.

В этом отношении характерным оказывается хронополитический подход к культурной политике, выраженный в поддержке развития национальной самобытности и регионального своеобразия [47]. В связи с этим плодотворным является также анализ проблемного поля различных регионов, производного от экономического положения, социальных проблем, социально-культур­ных последствий, демографических сдвигов. Очевидно, что вся совокупность понятий в контексте регионализации определяет социально-нравственную дифференциацию понятий, выработку определённых критериев мерами, подкрепляемыми общественным сознанием, культурными традициями и влиянием субкультур.

Следующая пара категорий, сопутствующих анализируемым, в проблеме инфраструктуры культурной политики объясняет сущность представлений об образе и качестве жизни. Они базируются на многообразии профессиональных, демографических и культурно-досуговых групп населения. Под образом жизни понимается характер осуществления различных видов социально и личностно-значимой деятельности, включающей саморазвитие, социальную мобильность, культурные коммуникации и рекреации, предусматривающие определённое соотношение во времени, в содержании, формах.

Относительными свойствами обладает понятие «качество жизни», в котором сфокусирована содержательная сторона образа жизни. В культурном отношении здесь на уровне показателя принято считать качество социально-культурной активности человека, а критерием – удовлетворённость досугом в целом и качеством культурного обслуживания в частности. Реализация задач по улучшению качества жизни вызывает необходимость определения некоторого культурного потенциала, позволяющего некоторым образом ориентировать культурную политику. В это понятие можно включить: позиции сближения социальных групп населения на основе гражданского равенства при развитии культурных услуг; создание приоритетного пространства потребления культуры гражданами, проявляющими повышенную культурную и социальную активность, а также выдающимися одарёнными личностями с позиции так называемой интеллектуальной элиты; установление компромиссов и устранение причин культурной деградации; опору на ощутимый результат и интеграцию культурных ресурсов.

Следующее направление региональной культурной политики можно обозначить как сочетание внутренней инфраструктуры с экологией природного ландшафта, спроецированное на возможности полноценного самовыражения на фоне всеобщей гармонии благодаря состоянию своеобразного культурного благополучия и комфортав социально-культурной среде как одного из признаков ортобиоза (термин И.М. Сеченова), определяемого нами в числе основных задач региональной культурной политики.

Сгруппировав высказанные определения, представим схематично соотношение категорий и понятий (рис. 1).

 

Рис. 1. Соотношение понятий, связанных с культурной политикой
и инфраструктурой культуры в контексте регионологии

 

Из рис. 1 видно, что рассматриваемые нами процессы культурной эволюции направлены на реализацию культурной политики: достижение культурного благополучия и комфорта. Осуществление же самой региональной культурной политики неотъемлемо от входящего в неё понятия «регион».

Вместе с тем на его свойствах сказываются особенности инфраструктуры культуры, которая, в свою очередь, определяет культурную индустрию и культурные ресурсы региона. С другой стороны, на характер культурной политики оказывает влияние культурная среда региона с её характерным специфическим локальным социально-культурным ландшафтом.

Таким образом, социально-культурный ландшафт в составе инфраструктуры культуры обусловливает локальные особенности и специфику региона, что требует своеобразных стратегий культурной политики в нём, а культурное пространство региона состоит из шести названных выше компонентов.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 241. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия