Символический интеракционизмИнтеракционизм – это взаимодействие. Дж. Мид: поведение индивида – это реакция на поведение другого индивида. Взаимодействие индивидов – непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Коммуникации становятся возможными благодаря тому, что придают одно и тоже значение данному символу. Социальное «Я» включает 2 понятия «Я» (индивидуальное сознание) и «Мы» (индивидуальное сознание в глазах других), т.е. Я – это всегда диалог (Я оценивает свои действия через внутреннее освоение Мы). Т.О. общество, оказывается как бы внутри Я. Поэтому богатство личности и ее своеобразие зависят от широты систем взаимодействия, в которых она участвует. 5. Э.Мейо «Доктрина человеческих отношений». Суть – благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства – новые средства повышения производительности труда: «сопричастное управление», «гуманизация труда», «групповое решение», «просвещение служащих». Методологической основой являются принципы: 1) человек – социальное существо, ориентированное на других людей и включенное в контекст группового поведения; 2) с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности; 3) следует ориентироваться на удовлетворение потребностей людей или чисто на технические факторы подчинения производительности труда; 4) разработка новых средств повышения производительности труда (см. выше). 6. Абрахам Маслоу (1943) – иерархическая теория потребностей. Классификация потребностей: базисные (в пище, в воспроизводстве, безопасности, в одежде, жилище); производные (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). Главное в его теории – объяснение движения потребностей – потребности каждого нового уровня становятся актуальными, т.е. требующими удовлетворения, лишь после того, как будут удовлетворены предыдущие. 7. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса (1929 г. р.). "Я приобщился к традиции Франкфуртской школы, а после стал постепенно освобождаться от влияния предпосылок критической теории. Результатом является теория коммуникативного действия, с помощью которой я хотел бы, с одной стороны, по-новому обосновать теорию рационализации общества Макса Вебера, с другой прояснить основные вопросы этики, теории языка и деятельности, а также и понятие разума и т. п."Юрген Хабермас. Он сегодня является одним из наиболее ярких и интересных теоретиков, пытающихся преодолеть односторонность подходов к рассмотрению общественной жизни. Масштаб и разнообразие тем в его работах огромны. Идеей, объединяющей большинство работ Ю. Хабермаса, является идея социальной эволюции, которая дает и исходный импульс для синтеза различных теоретических построений, и, одновременно, конечную перспективу оформления собственной оригинальной концепции, обозначаемой Ю. Хабермасом как теория коммуникативного действия. Она включает в себя следующие представления об обществе: 1) общество – система формальных норм, в которой отношения между людьми строятся по принципу власти – подчинения (системный мир). Составными частями системы являются сферы экономики и политики; 2) общество – повседневная жизнь людей (семья, дружба, работа и т. д.), которая создается самими людьми в процессе общения между собой (у Хабермаса – коммуникативного действия, направленного на достижение согласия и взаимопонимание между людьми) (жизненный мир). Жизненный мир составляют такие сферы деятельности, как культура, общность, социализация личности. Системный и жизненный мир взаимозависимы друг от друга: системный мир, обеспечивая материальное благополучие людей, функционирует в пространстве жизненного мира, определяющего его характер. Хабермас подчеркивает, что в настоящее время взаимодействие между системным и жизненным миром нарушено, т. к. система, будучи отделена от повседневной жизни и в то же время оказывая влияние на поведение людей посредством денег и власти, постепенно разрушает жизненный мир. Взаимопонимание между мирами и, следовательно, стабильность общественного порядка, по мнению Хабермаса, возможно восстановить посредством рационального коммуникативного действия. Действие, как известно, только в том случае является рациональным, когда оно управляется знанием. В соответствии с теорией Хабермаса существуют три уровня рационального поведения: 1) логический; 2) риторический; 3) диалектический. Поведение согласно его теории только тогда является рациональным, когда оно истолковано на всех уровнях аргументации. Таким образом, участники коммуникации для достижения согласия между собой должны уметь рационально объяснить свои действия, т. е. аргументировать их суть, цели и средства, излагая нужные аргументы, независимо друг от друга и от внешних обстоятельств, в соответствующем значении и в подходящей ситуации. Право, по мнению Хабермаса, способствует коммуникативной деятельности людей и, следовательно, является одним из условий объединения общества. Право представляет собой совокупность рационально установленных законодателем норм поведения, одобренных каждым гражданином. Легитимные правовые нормы, выражая объединенную волю всего общества, способствуют достижению согласия между мирами.
|