Основоположники социологической науки, их взгляд на предмет социологического познания.
Основателем социологии признан французский философ позитивист Огюст Конт (1798 – 1857), энциклопедически образованный мыслитель. А) Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались мыслителями как «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию: развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чтобы развивать общество – надо развивать отдельных людей. Конт развивал другой подход: общество, как целостная система определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов: личность, сословие, класс и т.д. Так личность действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально-политические институты. Б) О.Конт открыл закон разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют позитивное значение в истории развития общества: появляются социальные и профессиональные группы – растет многообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти, же факторы ведут к разрушению фундамента общества – концентрация богатства, эксплуатация людей, однобокая профессионализация. Возникая внутрикорпоративная эгоистическая мораль, что мешает солидарности и согласию между людьми. О.Конт считает, что социология – как позитивная наука должна способствовать установлению солидарности и согласия. В) О.Конт делит социологию на 2 части: социальную статику и социальную динамику. Статика изучает условия и законы функционирования общественной системы, т.е. рассматривает основные общественные институты: семья, государство, религия (их функции, их роли в установлении солидарности). Динамика – теория общественного прогресса: духовное, умственное развитие человечества. Герберт Спенсер ( 1820-1903, английский ученый) тоже является основателем социологии, яркий представитель натуралистической ориентации в социологии. Он утверждал, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии» (Социология как предмет изучения/ 1996г. с. 327). Спенсер развивал 2 принципа своей социальной системы: эволюционизм и органицизм. Эволюция – в его понимании – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как в природе, так и в обществе. На громадном этнографическом материале Г.Спенсер рассматривает эволюцию семейных отношений: первобытные половые отношения, формы семьи, положение женщин и детей; эволюцию обрядов, обычаев; политических учреждений; государства и суда. Т.е. эволюцию он трактовал как многолинейный процесс. Критерием процесса эволюции он считал степень дифференциации и интегрированности того или иного явления. Принцип органицизма – подход к анализу общественной жизни на аналогии общества с биологическим организмом. В своем труде «Основания социологии» он рассматривает целый ряд аналогий: 1) общество, в отличии от неорганической материи, - растет (увеличивается в объеме – превращение маленьких государств в империи); 2) усложнение структуры общества (как и усложнение структуры организма); 3) дифференциация функций с одновременным их взаимодействия; 4) специализация составляющих структуру; 5) в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма – отдельные их части могут определенное время продолжать существовать. Аналогия с организмом позволила ученому выделить в обществе три подсистемы: 1) поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика); 2) распределительную – взаимосвязь частей общества и разделение труда; 3) регулирующую – подчинение отдельных частей целому (государственная власть). Он выделил и различия общества и организма: в организме элементы существуют ради целого, в обществе – наоборот – оно существует для блага своих членов. Г.Спенсер, анализируя структуру общества, выделил 6 типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные. В свою очередь общество по Г.Спенсеру бывает 2-х типов: военное и промышленное: в военном – контроль, власть, дисциплина, даже церковь похожа на военную организацию; в индустриальном – преобладают промышленность, торговля, политическая свобода. Власть – как выражение воли индивидов. Ученый обосновал закономерность эволюции от военного к индустриальному, т.е. от принудительной к добровольной кооперации. Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) основал закономерность эволюции от военного к индустриальному, т.я, ества с биологическим организмом. женщин и детей; эволюци в работе «Правила социологического метода» (1895) раскрывает свою теорию социального факта, в которой изложил требования к социальным фактам: 1) рассматривать социальные факты как вещи: а) социальные факты внешние для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами, т.к. они материальны, наблюдаемы и безличны; в) отношения причинности между социальными фактами помогают формулировать законы функционирования общества. 2) систематически отмежевываться от всех врожденных идей: а) социология должна порвать все связи с идеологиями и личностными пристрастиями; б) социология должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов. 3) признание приоритета целого над частями: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество – автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида. (Пример социальных фактов – установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способ действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно). Т.О. Признание объективной реальности социальных фактов – является центральным пунктом социологического метода по Дюркгейму. У Эмиля Дюркгейма мы встречам подлинно структурно-функциональное понимание социальной системы с выяснением ее важных элементов. Наиболее важные труды Дюркгейма, в которых рассматриваются проблемы: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». Ключом к пониманию функционализма Дюркгейма является его концепция социальных фактов. Социальные факты могут быть: морфологическими, духовными. Основным постулатом метода Дюркгейма является «первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вещь - это всякий объект познания. Совокупность социальных фактов – вещей и составляет социальную систему, ее институты, ценности и нормы. Объяснить социальное Дюркгейма и есть функциональный анализ социальной системы. Ценности и нормы являются рычагами социальной регуляции. Социолог подчеркивает, что социальные нормы эффективны тогда, когда они опираются не на внешние принуждения, а на нравственный авторитет общества. Социологическое объяснение фактов, реальностей, явлений и процессов, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций. Поэтому объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества. Первая – эгоистическая: биологическими потребностями. Вторая сторона человеческой природы – верить в моральные ценности. Общество обеспечивает возможность социальной жизни и стабильности. Дюркгейм высказал предположение, что индустриальные общества могут придти в упадок. По Дюркгейму, важнейший вклад в общественную стабильность вносит разделение труда между индивидами. Каждый индивид начинает выполнять определенную социальную функцию.
3. Предмет, объект и функции социологии. Начнем рассматривать понятие социология с этимологии этого слова (лат. – общество – социо, и греческ. слово - логос). Социология – наука об обществе.Но общество изучают и другие науки: социальная философия, политэкономия, история, демография. У социологии – собственная область социологического исследования. Определим предмет и объект изучения данной науки. Объект любой науки – это часть объективной и субъективной реальности, эта часть обладает собственными свойствами. Предмет – это результат исследовательских действий. Объектом социального познания является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название «социальное». Что же такое «социальное» - оно возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или целой группы, независимо присутствует ли при этом индивид или общность. Т.О. объект социального исследования – социальные связи, социальные взаимодействия, социальные отношения и способ их организации. Предмет и функции социологии. Прежде всего, социология изучает функционирование и развитие современного общества. Задача социологической науки заключается в том, чтобы понять и осмыслить причины и последствия изменений в социокультурной жизни людей. Социология, как социальная наука изучает общественные отношения, социальные институты и процессы и человеческое поведение. Объект – совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальное. Предмет - т.к. это результат исследовательских действий, его нельзя определить однозначно. Представители различных школ высказывают различные мнения: О.Конт (французский мыслитель) – предмет социального познания – позитивная наука об обществе. Э.Дюркгейм (французский мыслитель) - предмет социального познания – социальные факты, при этом сознательное – как коллективное, т.е. предмет социального познания – коллективное во всех его проявлениях. Немецкий социолог Вебер – социология – наука о социальном поведении. Предмет изучения – внутренняя или внешняя проявляемая позиция. 4. Социология и ее соотношение с другими науками. Социология, как и многие другие науки вычленялась из философии. Социологию трудно отличить от социальной философии. Последняя анализирует проблемы смысла, цели существования общества, генезис, судьбу, перспективы, направления развития. Предмет изучения социальной философии – общественная жизнь с точки зрения мировоззренческих проблем; смысложизненные проблемы. Различны и методы исследования социального. В философии – они умозрительные на основе логических рассуждений, а в социологии на основе методов эмпирической науки, опираясь на достижения современной статистики, демографии, психологии и др. Таким образом, социологию от других наук отличает объект, предмет и методы исследования.
|