Студопедия — Глава 8. ПРАВО 1. Основные подходы к пониманию права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 8. ПРАВО 1. Основные подходы к пониманию права






Подобно тому, как в историческом плане выделяется множе­ство подходов, к пониманию государства, можно выделить и много­образие подходов к пониманию права. В первую очередь необходимо отметить, что слово право в литературе и в общественной жизни употребляется в различных смыслах. На сегодня можно выделить по крайней мере три аспекта использования термина право:

1. Право как русское слово, употребляемое в том смысле, что кому-то что-то принадлежит. Здесь слово право употребляется в про­тивовес таким словам, как обязанность, долг. Для дальнейшего об­легчения проблемы разграничения различного смыслового содержа­ния термина право первое его значение обозначим как право-слово;

2. Термин право, далее, употребляется в смысле правила по­ведения, установленного или принятого в общественной жизни. Это значение термина можно обозначить как право - правило поведения, и поскольку оно применялось ранее и широко применяется в настоя­щее время, остановимся на нем подробно. В праве - правиле поведе­ния выделяются следующие разновидности:

Общее право. Этим понятием в литературе обозначают пра­вила поведения наиболее общего характера, которые выступают как система обобщенных установлений человеческого общества. Оно по­казывает достижения человеческой цивилизации в регулировании общественных отношений, включая отношения между различными государствами, выступает мерой оценки национальных традиций и обычаев, а также юридических законов. Во второй половине XX в. основные положения общего права сформулировались как права че­ловека и объективировались в различных документах международно­го права. Общее право имеет свою систему (общая система права), которая включает в себя положения естественного, канонического, позитивного права. На основе представлений об общем праве сложи­лась наука об общей теории права.

1 См., например: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общей ред. B.C. Нерсесянца. М., 1999.

Естественное право - понятие общественно-политической мысли, которое означает, что живая жизнь на земле регулируется со­вокупностью принципов и норм, вытекающих из природы человека. Римские правоведы понимали его не только как принадлежность че­ловеческого рода, но и всего живого, которое рождалось на земле, на небе и в море. С эпохи Просвещения оно рассматривается как пред­писание здравого смысла. В наше время многие нормы естественного права (право на жизнь, на имя и т.д.) вошли в совокупность норм, об­разующих права человека.

Каноническое (церковное) право - совокупность норм, опре­деляющих церковные и некоторые другие общественные отношения (семейно-брачные, имущественные) и сосредоточенные в церковном законодательстве. В настоящее время канонами (нормой, правилами) принято называть те церковные законы, которые находятся в Кано­ническом кодексе Православной церкви и Римско-Католической церкви. Каноническое право по происхождению - церковное право. Однако его содержание значительно шире. Оно включает в свой со­став нормы как естественного, так и божественного права, а также и некоторые другие нормы, исходящие от светского права, государства. В теократических государствах (например, Ватикан) каноническому праву придается юридическое значение.

Мусульманское право - совокупность норм, содержащихся в Шариате (свод божественных установлений, направляющих в надле­жащий путь) и обязательных для верующих исламской религии. В широком смысле мусульманское право содержит нормы, опреде­ляющие основы веры и отправления религиозных обязанностей. В теократических же мусульманских государствах Шариату полностью или частично придается юридическое значение, и он поддерживается государственным принуждением.

Так же, как и о мусульманском праве, можно говорить об ин­дусском праве, которое, представляя собой религиозное начало в ус­тановлении правил общения, до сих пор используется как право об­щины в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и других странах, где живут люди, исповедующие индуизм.

Международное право - это совокупность правил поведения, разработанных и принятых государствами или международными орга-

низациями. Нормы международного права охраняются специальными международными юрисдикционными органами, они обладают приори­тетом перед национально-государственными нормами и в демократи­ческих государствах входят в национальную правовую систему.

Корпоративное право - совокупность правил поведения, складывающихся внутри организаций, объединяемых на основе про­фессиональных, национальных, политических и иных интересов. Эти правила поведения объективируются в уставах, решениях и других документах, принимаемых коллективами данных организаций.

Теневое право. Этим понятием принято обобщать правила, используемые в том или ином обществе для фактического регулиро­вания общественных отношений вопреки установленным государст­вом порядкам. Государство борется с теневым правом, но последнее находит в законодательстве массу пробелов и лазеек для выживания. Теневое право особенно сильно развивается там, где государство из­лишне вмешивается в экономическую жизнь, ограничивает ее.

3. В отличие от отмеченных (вполне возможно, что не всех) разновидностей использования понятия право юридическое право обычно представляет собой творение конкретного государства. От­сюда термин право употребляется и как право-юридическое, или юридическое право. Юриспруденция главным образом имеет дело как раз с юридическим правом. Именно оно является предметом дея­тельности юристов-профессионалов, а теория юриспруденции, как уже отмечалось, является фундаментальной научной и учебной дис­циплиной по специальности «Юриспруденция».

Однако и история юриспруденции знает различные названия того, что нынче мы называем юридическим правом. К их числу мож­но отнести:

рациональное право - правила поведения, исходящие из чело­веческого разума, а не навязанные кем бы то ни было, включая и са­мо государство;

нормальное право - желаемое право, которое должно служить образцом для положительного права, играющего второстепенную роль;

позитивное право - правила поведения, установленные вла­стью и навязанные всем, живущим и творящим в государствооргани-зованном обществе.

Соответственно этому подразделяются и школы, пропове­дующие эти представления о праве: историческая школа права; шко­ла естественного права; школа юридического позитивизма и т.д.

Такое обилие представлений о праве связано и сложностью феномена «право» и различностью интересов, проявляемых к нему. Ведь юриспруденция, впрочем, так же, как и политическая экономия, социология и т.д. является объектом научных интересов многих наук. Особое же влияние на юриспруденцию оказывало и продолжает ока­зывать самая древняя из наук - философия. Именно усилиями фило­софов создавалась такая научная дисциплина как философия права, предмет которой до сих пор остается дискуссионным1. Иначе и быть не может, потому что юристы понимают под понятием «право» одно, а философы другое. Как отмечал русский правовед

Г.Ф.Шершеневич: «юристы изучали право в его фактическом состоя­нии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может и должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в дей­ствительной жизни, и как применяются его нормы»2.

По нашему мнению, и сегодня многие юристы, философы, экономисты не различают юридическое право от социальных норм вообще. Так, например, когда говорят, что право и закон нужно раз­личать, то многие под понятием «право» имеют в виду право вообще, а не юридическое право. О соотношении права и закона мы еще бу­дем вести речь в дальнейшем, а здесь хотелось бы подчеркнуть лишь то, что нам юристам (да и представителям остальных наук) необхо­димо четко различать юридическое право от права вообще. Лишь юридическое право является предметом повседневной работы юри­стов.

Определяясь в подходах к пониманию юридического права, следует иметь в виду то, что и юридическое право - это продукт об­щества. Трудно верится в то, что это право настолько естественно, что предшествует обществу. Если право - это продукт общества, то кто и как формулирует эти правила поведения, называемые юридиче­ским правом?

Подробнее см.: Тихонравов Ю.В.. Основы философии права. М., 1997. С. 47-270. 2 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 15-16.

 

Если рассуждать в таком ключе, то никто не имеет права ли­шать политическую власть (государство) устанавливать определен­ные правила поведения для контроля над поведением субъектов раз­личных общественных отношений. Политическая власть пользуется своим правом устанавливать определенные правила поведения, и этих правил поведения набирается довольно много. Появляется по­требность в их систематизации и отраслевой дифференциации. Появ­ляется, так называемая, система права, то есть множество взаимоувя­занных и взаимосогласованных правил поведения, установленных политической властью. Когда-то, кто-то назвал все это позитивным правом в отличие от естественного права. Можно даже согласиться с таким названием. Но возникает вопрос: являются ли правила поведе­ния, созданные государством или санкционированные им, правом? Каковыми бы они не были по содержанию, ответ здесь может быть только один: они также образуют в совокупности определенную сис­тему правил поведения. Эту систему правил поведения как раз и сле­дует называть юридическим правом.

В историческом плане необходимо различать естественные права, юридические права и права человека. Первоначально понятие «право» в основном и сводилось к естественным правам человека и по существу означало требование человека по отношению к дейст­вующей власти. По мере развития общества и государства появились специальные службы, рассчитанные на удовлетворение требований человека по отношению к государству, другим людям. Одновременно появилась и потребность в регулировании деятельности этих служб (органов юстиции, судов и т.д.), а также в определении их взаимоот­ношений с подданными (гражданами) государства. Такое регулиро­вание потребовало принятия законов и иных нормативных правовых актов, определяющих как статус государственных служб (органов, должностных лиц, чиновников), так и самих граждан. Таким образом появляется юридическое право в виде установленных или санкцио­нированных государством правил поведения. На этом фоне значение естественных прав человека утрачивает свое первоначальное значе­ние, они даже в определенной мере вытесняются нормами юридиче­ского права.

Однако, в своем развитии юридическое право также претер­певает различные отклонения от первоначальных намерений, то есть удовлетворения потребностей обладателей естественных прав. Мно-

гие нормы юридического права начинают выдвигать интересы госу­дарственных служб и государства в целом, отходить от принципа первичности естественных прав человека. В этих условиях вновь воз­никает потребность в напоминании государству о первичности есте­ственных прав человека, о необходимости их защиты в первую оче­редь. В новейшее время эти естественные права человека трансфор­мируются в права человека вообще, превращаются в требования, ис­ходящие от международного сообщества и адресованные для учета их в национальном законодательстве. Так появляется институт прав человека в составе международного права.

Если так четко провести различие между естественными пра­вами, юридическими правами и правами человека, то ни естествен­ные права, ни права человека (как институт международного права) не входят в состав юридических прав, установленных национальным государством. Те отдельные естественные права или нормы институ­та прав человека, которые входят в состав юридических прав, пере­стают быть естественными правами или правами человека по отно­шению к конкретному государству. Они превращаются в нормы пра­ва внутригосударственного права. Те же естественные права, которые нашли выражение в источниках международного права, остаются нормами международного права. Отсюда социальное назначение ин­ститута прав человека сводится к тому, чтобы быть инструментом контроля от имени международного сообщества над национальной юриспруденцией. Нормы института прав человека, не опосредован­ные нормативно-правовыми актами (статусным законодательством) конкретного государства или же не санкционированные1 им, не вхо­дят в состав системы права этого государства.

В свете сказанного, п.4. ст. 15 Конституции Российской Фе­дерации, где закреплено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Фе­дерации являются составной частью ее правовой системы», нужно понимать так, что в Российской Федерации (как и в некоторых дру-

 

Под санкционированием со стороны государства мы понимаем акт прида­ния юридической силы тем социальным правилам поведения, которые уста­новлены не самим государством, но им признается и гарантируется в испол­нении.

гих странах) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации непосред­ственно входят в состав юридического права Российской Федерации. В то же время следует заметить, что в Российской Федерации санк­ционирование норм института прав человека осуществлено лишь по отношению к общепризнанным принципам и нормам. Так называе­мые необщепризнанные принципы и нормы международного права (в том числе и нормы института прав человека) не входят в состав юри­дического права Российской Федерации.

Из сказанного следует, что не все требования, включенные в состав института «права человека» и объективированные в различных международных документах в настоящее время входят в состав пра­вовой системы Российской Федерации. Отсюда можно перейти к по­нятию «законность». Если законность есть строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение законов и иных нормативно-правовых ак­тов, то о законности можно вести речь лишь применительно к соблю­дению и исполнению правил поведения, входящих в состав юридиче­ского права. „Соблюдение и исполнение норм естественного права, норм института прав человека вообще не имеют отношения к форми­рованию института законности в пределах конкретного государство-образующего общества.

Таким образом, всесторонне осмысливая понятие «право», необходимо всегда иметь в виду различные его аспекты и конкретно определиться в каждом из этих аспектов.

Однако в российской юридической науке необходимость та­кого четкого различения трех разных смыслов, вкладываемых в поня­тие «право», не всегда признают. Более того, смешивая в одно все разновидности оттенков, связанные со словом «право», нередко вы­водят некую дисциплину под названием «общая теория права» и предлагают ее в качестве учебника для подготовки специалистов-юристов. Думается, что «Общую теорию права» можно рекомендо­вать в качестве учебника по специальности «Юриспруденция», но только не взамен и не вместо учебной дисциплины «Теория юрис­пруденции». Когда юриспруденция полностью поглощается общей теорией права и государства, то специалисты - юристы не только не получают необходимые юридические знания, но и неправильно ори-

ентируются в понятиях юридического права. Короче говоря, «Общая теория права» не может заменить «Теорию юриспруденции» при под­готовке юристов.

Конечно, в познавательных целях имеет большее значение и знание «легизма», «юснатурализма», «либертаризма» и возможно многих других «измов», но в первую очередь юристов необходимо готовить к знаниям по юридическому праву, то есть знаниям законов, принимаемых и действующих в конкретных государствах.

Очень много о юридизме, юридическом позитивизме написа­но в современной литературе, в основном с позиции критики. Читая некоторые из них создается впечатление, что понятие «юридический позитивизм» им придумано для того, чтобы противопоставить юри­дические законы с миром должного и представлениями справедливо­го. Вот один из них пишет: «Чем точнее и строже юрист требует со­блюдать недемократический, несправедливый закон, тем больший ущерб наносит он праву, подрывая основы нормального обществен­ного правосознания»1. В другом месте он же пишет: «Деспот, которо­го политические волны подняли к власти, может вертеть законом в фантастических масштабах, теряющих всякую определенность фор­мы»2.

Ну, скажем, прочитал практикующий юрист этого философа от права и начал рассуждать: что же это получается - можно оказы­вается и не стараться относительно строгости соблюдения закона, а лучше объявить его несправедливым, недемократическим. Но вот к чему мы придем с таким рассуждением? Ведь законы конкретного государства от того, что мы о них думаем не перестают быть закона­ми и соблюдать их все равно придется. Да и деспоту от того, что мы считаем правом не его законы, а некую справедливость нисколько не хуже: суда справедливости нет и никто еще точно не знает, что спра­ведливо, а что нет.

Нам представляется, что об исторической школе права, о ес­тественном праве, о юридическом позитивизме, нормативизме и т.д., в плане понимания и юридического права, можно было говорить то­гда, когда юридическая наука не была в состоянии нормально объяс-

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М, 1997. С. 18. Там же. С. 14.

нить то, что мы понимаем под государством и его законами. Ведь было время, когда люди серьезно думали, что государство создано богом, а отсюда и законы имеют божественное происхождение. Были и другие заблуждения.

Сегодня мы живем в условиях достаточно развитой юридиче­ской науки. С,ее помощью мы знаем, что есть реальные государства (Франция, Россия, Великобритания и т.д.) и они принимают много­численные законы, рассчитанные на регулирование общественных отношений. Для разработки и реализации этих законов нужны спе­циалисты, нужна и наука об этих законах, чтобы они были совершен­ны и оптимальны. Этими вопросами как раз и занимаются юристы, которых готовят по специальности «Юриспруденция».

В этих условиях вопрос о понятии юридического права стано­вится ясным, и вряд ли есть необходимость в подвешивании ярлыков типа: он нормативист; он позитивист; он натуралист, а он либерта-рист и т.д. Теперь все ясно: в истории были периоды, когда не совсем была понятной природа законов, принимаемых государствами, и то­гда появились различные школы, по-разному объясняющие их. Сего­дня эти законы нужно изучать, совершенствовать, и всем этим зани­мается юриспруденция. Юристам нужна прежде всего юриспруден­ция, а не все то, что связано с понятием права вообще. Отсюда, дума­ется, что юридическая наука должна главным образом заниматься юридическим правом, способствовать подготовке хороших специали­стов в области создания и применения законов и других нормативных правовых актов.

Вопросы же, относящиеся к различным историческим школам правопонимания нужно отвести к дисциплине «История юриспру­денции», и пора прекратить называть представителей современной юридической науки «позитивистами», «натуралистами» и т.д. Пред­метом юриспруденции, юридической науки являются закономерно­сти не только возникновения и развития, но главным образом функ­ционирования государственно-правовых институтов. Какие юридиче­ские средства воздействия на общественные отношения наиболее благоприятно сказываются на уровне жизни и деятельности людей -вот основная задача, на решение которой должно быть направлено внимание юристов.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 359. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия