Студопедия — Верховная» функция государства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Верховная» функция государства






Как уже отмечалось, при определении функции государства необходимо отправляться от социального его назначения, то есть за­дав вопрос: зачем людям нужно государство. Если идти по этой схе­ме выяснения функций государства, то, мы неминуемо выйдем к то­му, чтобы сказать: основная верховная - по терминологии Ш.Монтескье функция государства - это защита прав и свобод чело­века. Отсюда и основная проблема - правильно определиться в взаи­моотношениях государства и личности. Все остальные функции го­сударства (экономическая, экологическая и т.д.) также должны быть подчинены, соизмерены с потребностями оптимального выполнения верховной функции. Поэтому основное внимание, при определении функции государства, должно быть уделено проблеме оптимизации взаимодействия между государством и личностью.

Понятие личности в большей мере, видимо, относится к предмету философии. Личность - это индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности.

Чтобы правильно понять проблему взаимоотношения госу­дарства и личности в современных условиях и закрепить эти взаимо­отношения в законах на уровне требований правового государства необходимо всесторонне уяснить некоторые понятия, тесно связан­ные с категорией «личность». Среди них такие взаимосвязанные с

понятием «личность» понятия, как: «человек», «индивид», «я», «ин­дивидуальность», «права человека», «права гражданина».

Человек - это понятие биосоциальное. В понятии «человек» акцент делается на различие человека от других живых существ. По­этому говорят, что человек - это высшая ступень живых организмов. Он отличаете/ от других живых организмов тем, что способен произ­водить орудия труда и использовать их. Отсюда человек не только биологическое существо, но и субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Короче говоря, человек - это разумное биологическое существо. Что же касается личности, то личность -это человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности. В понятии «личность» акцент делается на роль челове­ка в человеческом обществе, среди людей. Личность формируется благодаря своему вкладу в развитие человеческого общества.

Индивид — единичный представитель человеческого рода со всеми признаками и атрибутами человека.

Индивидуальность - совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других. В тоталитарных государствах индивидуаль­ные черты личности нивелируются под предлогом общественных ин­тересов. Появляется особое учение под названием «индивидуализм», которое используется для нагнетания общественного мнения против проявления индивидуальных черт личности. В противовес индиви­дуализму разрабатывается учение о коллективизме, то есть о совме­стной общественной жизни. Индивидуализм противопоставляется коллективизму, хотя коллектива без личности тоже не бывает.

Современная юриспруденция имеет дело в основном с поня­тием «права гражданина», «права человека». Так, о личности в Кон­ституции Российской Федерации сказано лишь в ст.21. Здесь гово­рится, что «достоинство личности охраняется государством». Но та­кая охрана в реальной жизни осуществляется через институты прав человека и прав гражданина. Если же вести речь о правовом статусе личности, то он складывается из: прав человека; прав гражданина; прав лиц без гражданства; прав иностранцев; прав беженцев и т.д. Однако, несмотря на такое разветвление правового статуса личности в конкретной юриспруденции, в теории юриспруденции можно и нужно говорить о соотношении личности и государства. Такое пар­ное рассмотрение (государство и личность) позволяет лучше уяснить

роль и место как государства, так и личности, правильно акцентиро­вать вопросы, связанные с деятельностью государства. К тому же следует сказать, что проблема соотношения государства и личности имеет многовековую историю и всегда имела важное значение для характеристики демократической природы государства.

В историческом плане роль человека, личности в обществе осознанно стала осмысливаться в эпоху Возрождения. Именно в это время появилось учение о естественном праве людей, возвышающем роль личности. Это учение объявляло основанием взаимодействия государства и личности ролью и желанием личности. Личность - ос­нова государственности и власти, государство создается объединени­ем личностей для управления делами личностей. Личность свои права государству не уступает, поскольку они естественны, а лишь переда­ет (делегирует) государству определенные полномочия по управле­нию делами объединенных людей. Это учение имело целью не толь­ко освободиться от божественного происхождения государства, но и способствовало совершенствованию государственности.

Учению о естественном праве людей на создание государства не было суждено долго процветать. Реальные государства не очень-то считались с людьми и их объединениями. Как правило, государства возвышались над личностью, над интересами народов. На фоне этих реалий появилась историческая школа, которая стала все объяснять стихийным историческим развитием. По сути этой школы государст­во складывается в процессе общественного развития, а личность при этом не имеет никакого значения. В результате этого учения получа­лось, что государство - все, а личность - ничто.

Конечно, отмеченные два представления на взаимодействие государства и личности были крайностями. Поэтому в последующие столетия общественно-политическая мысль главным образом пыта­лась снять противоречия между государством и личностью и прими­рить их интересы. В этом плане государствоведов и правоведов все больше стали интересовать проблемы, связанные с такими понятия­ми, как "свобода личности", "обязанности личности". Следует заме­тить, что понятия "свобода личности", "обязанности личности" в ис­торическом плане как раз возникли в процессе разрешения проблемы взаимодействия государства и личности.

Древние понимали под свободой возможность коллективного, но непосредственного осуществления верховной власти, публичного

обсуждения вопросов войны и мира, голосования законов, постанов­ления приговоров, проверки отчетов и действий высших государст­венных деятелей, привлечения их к ответственности. По сути это бы­ло коллективная свобода, непосредственное участие людей, объеди­ненных в одну общность, в отправлении властных полномочий. Не­смотря на некоторую привлекательность, такая свобода не была гра­жданской свободой. Более того, частные гражданские действия очень жестко контролировались, власть могла вторгаться в самые что ни на есть интимные отношения людей. Поэтому по мере развития цивили­зации люди начали требовать гражданской, то есть личной свободы по отношению к власти, то есть государству.

Сегодня же само понятие «свобода» в большей мере употреб­ляется как юридическое понятие. Известно, что юридическое понятие в основном направлено на обозначение того, как должно быть по за­кону. Но это отнюдь не фикция, не бумажная формальность, а юри­дическая реакция на действительность, на поведение людей в процес­се общественной жизни. Юридические понятия формируются в ре­зультате' всестороннего осмысления мира человеческих интересов и поступков. Обыкновенно, в жизни складывающиеся человеческие интересы в юриспруденции формируются как субъективные права личности. Субъективное право личности - это мера его возможного поведения. Зная о полноте субъективных прав, человек узнает то, что он может сделать, совершить и т.д. Чем шире юридические возмож­ности, тем шире свобода личности. Реальная свобода сегодня не мыслима кроме как через юридические права, через юридические ин­ституты. Поэтому в современных условиях проблема свободы лично­сти возникает в плане взаимодействия государства и личности.

Говорить о свободе личности сегодня - это значит выяснить пределы вмешательства государства в дела человека. На определен­ном этапе исторического развития стало считаться, что государство является посредником между человеком и его свободой. Поэтому вся история человечества может быть рассмотрена как борьба людей за свободу. Свобода личности зависит от характера государства, от ре­жима, который устанавливает государство.

Конечно, абсолютной свободы личности не бывает. Неогра­ниченная свобода людей в обществе может привести лишь к хаосу,

произволу. Поэтому сегодня в оптимально демократических государ­ствах границы свободы личности определяются легитимными зако­нами. В юридическом смысле свобода личности представляет со­бой нормативно закрепленную возможность личности совершать действия, поступки по своему усмотрению, не нарушая свободы других. Юридическое ограничение свободы поступков людей в об­ществе - объективная необходимость.

Государство должно определить границы своего вмешательства в сферу бытия личности. Причем эти границы определяются в интересах самих же людей, чтобы человек не пострадал от свободы другого чело­века. Сегодня, с точки зрения теории государственности, свобода лично­сти сводится не столько к непосредственному участию в управлении го­сударством, сколько к чувству самостоятельности, независимости. По­этому личность сегодня, в первую очередь, хочет, чтобы она подчиня­лась только легитимным законам и никому другому, могла свободно вы­бирать местожительство, вид работы, распоряжаться своей собственно­стью, быть защищенной от любого вида произвола и насилия.

Такой поворот в настроениях личности объясняется не только тем, что сегодня государства в основном крупные, и голос одного в решении государственных дел, по существу, остается незаметным, но и тем, что сами представления о государстве меняются. Под влиянием активизации международных связей, приобщением людей к общечело­веческим ценностям на первый план выдвигаются именно те государ­ства, которые больше заботятся о своих гражданах, уважают и охраня­ют права человека. Во второй половине двадцатого века появилось мощное международное движение за права человека, которое имеет важное воспитательное значение для тех государств, которые не счи­таются или недостаточно считаются с интересами своих граждан.

В проблеме государства и личности в современных условиях очень важно уяснить взаимную ответственность государства и лично­сти. Не только личность отвечает за свои поступки, но и государство за то, что не может обеспечить безопасность личности, сохранность ее имущества. Охрана жизни, безопасности имущества людей, их свободы - важнейшая сфера деятельности государства. Поэтому в соотношении государства и личности интересы личности должны быть первичными, отправными. Государство для человека, а не на­оборот. Эта аксиома цивилизованной государственности. Однако, выпячивая примат прав и свобод личности, конечно, нужно иметь в

виду, что речь идет именно об интересах личности с позиции обще­человеческих представлений о них, а не о капризах каждого. Госу­дарство, защищая не противоречащие законодательству поступки, формы деятельности людей в то же время свою политику в области свобод личности строит, исходя из общечеловеческих представлений о правах и свободах. Возможные при этом противоречия между госу­дарством и его гражданами должны решаться на основе легитимного закона, соответствующими беспристрастными судебными органами.

Хотелось бы подчеркнуть еще один момент. Рассуждая об обязанностях человека и личности, следует иметь в виду, что человек имеет обязанности перед обществом. Это положение не всегда пони­мается правильно, и обязанности человека нередко истолковываются как его обязанности перед государством. Становясь на этот путь, го­сударство начинает возобладать над человеком, а отсюда начинает возвышаться и над обществом в целом. Между тем в демократиче­ском обществе человек имеет обязанности перед обществом, а его права и свободы могут быть ограничены исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка, то есть в интересах общего благосостояния. К тому же все ограничения прав и свобод человека в этих целях должны быть четко предусмотрены в законах. Государство обязано осуществлять кон­троль за соблюдением этих ограничений от имени и в интересах об­щества. Сюда же относится и случай, когда государство законом обя­зывает людей охранять природу, государственную собственность и т.д. Здесь государство, в целях обеспечения свободы человека, долж­но действовать иными методами, например, использовать запреты. Да и на самом деле нельзя человека вообще обязывать охранять приро­ду, государственную собственность. Видимо поэтому эти статьи за­кона, как правило, остаются на практике не реализованными. Лучше в этой сфере следует использовать разумные запреты, чтобы люди не нарушали, например, экологические требования.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 197. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия