Классический век древнегреческой философии
Софисты Во второй половине 5 в. до н. э. в Греции возникло интеллектуальное течение, называемое софистикой. Если слово «философия» происходило от двух греческих слов «филос» — любовь и «софос» — мудрость, а занимающиеся философией называли себя всего лишь любителями мудрости, то софисты откровенно провозгласили себя мудрецами. Классические философы называли софистику ложным мудрствованием. Софистов не интересовала истина. Для них было важнее убедительно что-либо доказать, побудить кого-то к действиям. Они стали в Греции первыми платными учителями «мудрости», уча своих клиентов побеждать в спорах и тяжбах (Протагор и ученик, пример). С тех пор термин «софистика» стал иметь предосудительный смысл. Софист, с этой точки зрения, это ловкий, изощренный человек, который может сорок раз к ряду доказать, что белое — это черное (если, конечно, ему за это заплатят). А если еще доплатить, то софист докажет, что черное — это белое. Вот такое представление закрепилось за софистами. Софисты стали практиками и теоретиками риторики. В центре их внимания было слово. Их не интересовало содержание предмета, логика. Главное — это не логически доказать, а убедить, или переубедить собеседника. А для этого все средства хороши. Таких средств, к слову говоря, было много. И прежде всего — это слово. Слово, язык — имеют природу, отличную от мышления. Слово изреченное всегда отличалось от слова задуманного. Ибо мысль, будучи выраженной в слове, сразу становится подчиненной языку. А в языке свои законы. Это законы смысла и значения, лингвистического строя произношения, темпа речи, интонации. Софисты первыми обратили внимание на то, что язык является семантически открытой системой. В нем все время идут процессы нарождения новых смыслов, утраты старых. Человеческий язык многозначен, значение того или иного слова порою можно понять только из контекста его использования. И от того, как произнести слово, во многом зависит, что мы под ним подразумеваем. К тому же образность языка, его метафоричность, синонимия давали возможность доказывать именно то, что хочется или нужно. Можно сказать, что софисты были первыми мастерами слова изреченного. А это, конечно же, нужно поставить им в заслугу. Ибо язык является мощнейшим средством познавательной деятельности. И если не обращать внимание на то, какова природа этого средства, то язык, учитывая его особенности, может приводить к таким результатам, которые мышление и не предполагало. Кроме использования различных аспектов языка, софисты «грешили» еще и против логики. Вернее, они нарушали законы мышления, которые впоследствии стали аксиомами логики. Они зачастую в угоду цели, частное выдавали за общее, случайное за необходимое, внешнее за внутреннее. На этом и были основаны их софизмы, образцы правдоподобных рассуждений, в которых из истинных предпосылок делался невероятный, неправдоподобный, парадоксальный вывод. Вот один из софизмов, дошедших до наших дней. Он называется «Рогатый». Софист спрашивает простака: — Верно ли, что ты имеешь то, что не потерял. — Тот отвечает: Верно. — Ты не терял рогов, — продолжает софист. — Значит ты — рогат. Или другой софизм, под названием «Вор». — Вор приобретает лишь хорошие вещи, — говорит софист. — Приобретать хорошие вещи, значит, делать благо. — Значит, — заключает он, — вор делает благо. Софизм «Лекарство». — Употреблять лекарства — это благо, — утверждает софист, и многие с ним в этом согласятся. — Нужно как можно больше делать блага, — продолжает он. — Значит, нужно как можно больше употреблять лекарств. Когда софиста ловят на лжи, то он, изворачиваясь, говорит: — Говорить ложь, значит, говорить то, чего нет. — Говорить то, чего нет, невозможно. — Значит, я не лгу, да и никто не лжет. Софистам была присуща своя доказательность и аргументированность. Поэтому следующий сюжет связан с софистической аргументацией. Среди софистов принято выделять старших софистов, и в их числе прежде всего Протагора. Он жил в 5 в. до н. э. Протагор был профессиональным преподавателем риторики и ему принадлежит более десятка произведений. Основные мысли их таковы: — нет и не может быть никакой логики; у каждого человека своя логика; — нет и не может быть никакого общего понятия истины; у каждого свое представление о ней; — человеческое знание релятивно (относительно) и субъективно. Главным тезисом Протагора был следующий: человек есть мера всех вещей, существующих, в том, что они существуют, и несуществующих, в том, что они не существуют. Релятивизм софистов распространялся не только на теорию познания, но и на этику и на общественную жизнь. Нет общего представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Все это относительно. Другим известным софистом был Горгий, который тоже жил в 5 в. до н. э. Он в своих трудах доказывал, что бытие и небытие — суть одно и то же. Отсюда делал софистический вывод о том, что вообще ничего не существует, либо существует только небытие. Утверждение «Ничего не существует» означало, что нельзя доказать ни того, что бытие существует, ни того, что небытие не существует. К младшим софистам относятся Алкидам, говоривший о равенстве людей, что для его времени было революционным, Трасимах и Критии, скептически относившиеся к социальной справедливости. Они утверждали, что в обществе «справедливый всегда проигрывает, а несправедливый — выигрывает. Так стоит ли быть справедливым?» Софисты сыграли важную роль в расшатывании канонов религии; они подвергали сомнению не только незыблемость истины, но и незыблемость богов. Протагор: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос тёмен и людская жизнь коротка». Софист Кратикл сохранился в истории философии как один из первых поборников демократии, выражая сомнение в незыблемости сословного неравенства. Общим местом стало утверждение о том, что софисты противопоставляли "закон" "природе". В действительности мы не находим этого ни у Протагора, ни у Горгия, ни у Продика, однако, видим нечто похожее у Гиппия из Элиды и у Антифонта, деятельность которых приходится на конец V в. до н.э. Он полагал при этом, что знание о природе незаменимо для жизненного преуспевания, что в жизни следует руководствоваться законами природы, а не человеческими установлениями. Природа соединяет людей, закон же скорее их разъединяет. Закон обесценивается в той мере, в какой он противопоставлен природе. Рождается различие между правом и законом природы, натуральным и позитивным правом. Природное вечно, второе — случайно. Возникает, таким образом, зачин для последующей десакрализации человеческих законов, нуждающихся в экспертизе. Впрочем, Гиппий делает скорее позитивные выводы, чем негативные. Он обнаруживает, к примеру, что, основываясь на натуральном праве, нет никакого смысла разделять граждан одного города и граждан другого, а также дискриминировать граждан внутри одного и того же города. Появляется совсем новое для греков явление — идеал космополитизма и эгалитаризма. Антифонт радикализует эту антитезу «природы» и «права», утверждая в терминах элеатов, что природа — это истина, а позитивное право — мнение, что одно почти всегда антитетично другому. Необходимо, считает он, следовать природному закону, даже в нарушение человеческого, если это нужно и не грозит наказанием. Идею равенства Антифонт также усиливает: "Мы восхищаемся и почитаем тех, кто благороден от рождения, но тех, кто неясного происхождения, мы не уважаем, не почитаем, относясь к последним как к варварам, но ведь по природе мы все абсолютно равны, и греки, и варвары". "Просветительство" софистов разделывается здесь не просто со старыми предрассудками аристократической касты и традиционной замкнутостью полиса, но и с общим для всех греков предрассудком относительно их исключительности среди других народов. Гражданин любого города — такой же, как гражданин другого, представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку. К сожалению, Антифонт не уточняет, в чем заключается равенство, и на чем оно основывается. Говорится лишь о том, что все равны, ибо все имеют одни и те же естественные потребности, все дышат ртом, ноздрями и т.п. Одним словом, творчество софистов неоднозначно; в нем много от искусственности, позы, риторического пафоса, но также присутствует и то, что делает их обособленным интеллектуальным течением. Сократ Имя Сократа стало легендой. Он был известен не только своим учением, но и своей жизнью, ибо его жизнь стала воплощением его философского учения. Своими идеями он оказал колоссальное влияние на всю мировую философию. Сведения о Сократе очень скудны. Принимая активное участие в интеллектуальной жизни Афин, Сократ ничего не писал и до нашего времени не дошло ни одного письменного свидетельства его творчества. Он вообще высказывался против письменности, утверждая, что написанное делает знание внешним, мешающим глубокому внутреннему рассмотрению и усвоению; письмена мертвы, сколько их не спрашивай, они отвечают одно и то же. Сократ предпочитал вести беседы, которые впоследствии были названы сократическими беседами. В основном сведения о Сократе мы можем почерпнуть из диалогов Платона, его ученика. В этих диалогах Платон использовал образ Сократа, который выступал в виде его литературно-философского персонажа. Это прежде всего «Апология Сократа» и «Воспоминания о Сократе». Сократ вел образ жизни философа того времени: жил непритязательно, слонялся по площадям Афин и вел беседы, вступал в споры по разным вопросам. У него было много учеников, но в отличие от софистов он не брал денег за обучение. По преданию, его женой была Ксантиппа, известная как самая сварливая женщина в мире. Сократ молчаливо сносил всю ее брань и в ответ на недоумение друзей говорил, что общаясь с Ксантиппой, он учится обхождению с людьми так же, как наездник учится объезжать горячих и норовистых коней. Говорят, что когда один из его учеников спросил у него совета о том, жениться ему или нет, Сократ ответил: «Делай, что хочешь, все равно пожалеешь». Другому он дал совет не слушаться ничьих советов, в том числе и этого... О себе же он говорил, что он знает только то, что ничего не знает. Сократу было вменено в вину, что он сбивает с истинного пути молодежь города Афин и опровергает богов. Это было нешуточное обвинение. Афинский суд приговорил его к смертной казни. Он мог покаяться и тем самым заслужить прощение, но не пошел на это и предпочел выпить чашу с цикутой, оставшись при своих убеждениях. Говорят, что его друг, посетивший его в темнице, горевал от того, что Сократ умрет невиновным. — Глупец! — сказал в ответ Сократ. — Неужели ты хотел бы, чтобы я умер виноватым...? Друзья Сократа подкупили стражу и уговаривали его бежать, но он не согласился на это, говоря, что нужно чтить решение суда, даже если оно несправедливое, и кроме того, его бегство давало бы возможность считать его виновным. В диалоге «Федон» Платон описал последний день жизни Сократа. Этот день он провел со своими учениками, говоря им, что не боится смерти и подготовлен к ней занятиями философией и всей своей жизнью. В центре философии Сократа был человек. Познание всего мира было немыслимо без познания человеком самого себя. Поэтому главным девизом всей философии Сократа был принцип: «Познай самого себя!» Познать себя для Сократа означало осмыслить себя как общественное и нравственное существо, как личность, а потом уже как человека вообще. Особого внимания заслуживает рассмотрение сократического диалога. В сократических диалогах и диалогах Платона истина и ценность нераздельны. Для Сократа знание (истина) определяет ценность дела, а дело — ценность знания. В платоновском «Менексене» говорится явным образом, что всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью. Со времен Сократа диалог становится не только способом философствования, но и образом жизни. Живое слово диалога становится плотью и духом философии. В «Федре» Платон устами Сократа говорит, что письменное сочинение не может передать или заменить диалога. Книгу не спросишь, как можно спросить живого человека, а если и спросишь, то она ответит одно и то же. Диалог — «живая, одушевленная речь», а письмо лишь подражание диалогу. Диалог развивается в общении, в соприсутствии, в соучастии и является коллективным поиском истины. В диалоге — собеседники равны, все сказанное тут же проверяется, обе стороны активны. В диалоге формируется поисковое поле, ставится проблема, определяются и принимаются методы ее разрешения. Знание в диалоге не является готовым, заданным, оно создастся. Оно нс ретранслируется по схеме учитель — ученик, авторитет — эпигон, книга — читатель, а раскручивается, развивается. Диалог строится, обрастает вопросами (проблемными ситуациями) и ответами (их разрешением). Поисковое поле то сужается, то расширяется. В отличие от софистического диалога, диалог сократический обусловлен не риторикой, а гносеологией. Возникают специфические диалогические методы. В их числе — мастерство обличения, выявление ошибки, критика и опровержение. Содействие рождению истины представляется как диалогический метод — оказание помощи собеседнику разрешиться от бремени мыслей и сомнений. Это не отрицание всего того, что говорится оппонентом. Этот метод включает в себя методологическое сомнение, экспликацию и наставление. Майевтика (повивальное искусство) не только обличает и опровергает тезис оппонента. Она ставит его в такое положение, в котором собеседник вынужден противоречить себе, т. е. рассматривать свой тезис не только с точки зрения «рго» (доказательства), но и с точки зрения «соп1га» (опровержения и критики). Как нельзя более точно это соответствует принципу «познай самого себя». В диалоге возникли вопросно-ответные схемы, включающие в себя уточняющие вопросы, вопросы-сомнения, вопросы-опровержения, вопросы-установления. Если диалектика софистов — это эристика (искусство спора и убеждения), то диалектика Сократа — это искусство рассуждения и доказательства. Сократический диалог развился как метод исследования понятий, способ установления точных определений. Сократический диалог содержал в себе и выдвижение гипотез, и аналогии, и методы наведения, и амбивалентную (двухстороннюю) иронию, и скептицизм. Платон Платон был учеником Сократа. Он родился в 427 г. до н. э. и умер, прожив 80 лет, в 347 г. до н. э. Он происходил из царского рода, его подлинное имя Аристокл. Платон же - прозвище (от греческого слова — «широкоплечий»). До нашего времени дошли почти все его сочинения. В основном это философские диалоги. Платона считают родоначальником философского идеализма, учения, в котором мышление, дух, идея существуют объективно и независимо от человеческого сознания. Философский идеализм обычно выносит эти качества за пределы человека и человеческого общества, полагая, что идеальная субстанция имеет свои законы развития. Все эти заключения можно сделать, прочитав диалоги Платона. Но кроме этого, можно сделать еще и много других выводов, в частности о том, что философия Платона очень мифологична, образна. Мифы, как и выводы, к которым приходит Платон, являются аллегоричными и метафоричными. Платон избегает однозначных ответов на философские вопросы; его выводы расплывчаты, облечены в форму наставлений, сентенций, поучений, литературных образов. Порою Платон прибегает к математическим, большей частью, к геометрическим примерам для доказательства своих воззрений. Вот один из них. Доказывая примат общей идеи над конкретной вещью, Платон обратился к прямоугольному треугольнику. Его сущностью (идеей) является соотношение квадрата гипотенузы и суммы квадратов катетов. Это общее свойство всех прямоугольных треугольников. Но если допустить, что в мире не существует ни одного прямоугольного треугольника, то правомерно сказать, что это соотношение (идея) все равно остается. «Значит, — заключает он, — идея существует вне, независимо и до каждой конкретной вещи». В основе философского идеализма Платона лежит убеждение, что чувственный мир дает лишь мнение. Этому миру должен противостоять мир идей; только он позволяет приблизиться к сущности вещей, а не остаться на уровне видимости. Это доказывается им с помощью образа «пещеры». Люди как бы с рождения находятся в пещере и видят вдалеке только отсвет идей. Они не могут вырваться из этого заточения и увидеть реальные вещи. Платон в «Государстве» пишет примерно следующее. Представим себе, что человека бросили в подземелье. Он закован и повернут спиной ко входу. Теперь подумаем, как он воспринимает мир. То, что находится за пределами пещеры, человек не видит. (Разве у нас есть гарантии, что реальность представлена перед нами во всей своей универсальности? Может быть, мы наблюдаем только то, что нам открыто?) Итак, человек в пещере. Что он видит? Он наблюдает тени, которые маячат на стене скалы и ничего другого. Что же получается? Именно эти тени он воспринимает как реальность. (Думай, философ, думай!) Проверь себя, не прикован ли ты к пещерной скале? Славу Богу, наконец-то тебя освободили. Оковы сняты. Ты вышел из пещеры на свет. Глаза твои слезятся. Перед тобой некий мир. Конечно, ты воспринимаешь его как призрачный. Ты же привык к другой реальности вещей. Теперь дальше. Освобожденному от цепей, тебе неуютно. Твое сознание не позволяет тебе сразу принять новую истину. Но вот наконец ты все понял, прозрел. Что остается? Надо вернуться в пещеру и освободить людей из заточения, избавить от химер. Куда там. Разве те поймут тебя? «Погляди на эти тени, — скажут они, — разве ты не видишь, что это и есть реальный мир?» Мало того что тебе не поверят. Платон высказывает и такое предположение: люди прогневаются и, возможно, даже убьют философа. Мир, данный чувственностью, является обманчивым, постоянно изменяющимся. Мир идей вечен, неизменен. Сущее, по Платону, это то, что есть и никогда не порождается. Чувства могут дать лишь мнение о вещи («докса»). На уровень идеи («эйдос») можно выйти лишь с помощью разума. Рассуждение об идее прекрасного Платон вложил в одном из своих диалогов в уста Сократа. Тот спрашивает у собеседника: «Что есть прекрасное?» Собеседник своим ответом даст пример прекрасного в виде воспринимаемого органами чувств предмета. Он говорит, что прекрасное — это прекрасная лошадь. Сократ спрашивает, есть ли еще образы прекрасного. Собеседник вынужден признать, что прекрасной может быть чаша, изваяние, девушка и т. п. Отсюда Сократ и делает вывод о том, что прекрасное есть нечто общее, присущее разным конкретным предметам. А общее — это есть идея. Идеи в платоновской философии находятся в отношении подчинения и соподчинения. Они могут быть более или менее общими, находиться в отношении рода и вида. Одна идея может включать в себя другую идею или несколько других идей. Отношение вещей и идей у Платона до конца не является ясным. Есть, по крайней мере, три таких варианта отношений. Это подражание, причастность и присутствие. Подражание — это стремление вещей к идеям, тоска вещей по идеальному, любовь к нему. Причастность означает, что вещь, будучи тенью идеи, стремится отображать ее, быть хотя бы ее частью. Присутствие означает, что вещи в мире становятся сходными со своими идеями, когда идеи приходят к ним, начинают в них присутствовать. Кроме обоснования философского идеализма, Платон развивает идеи космологии, телеологии, психологии. В космологии Платона все рождается вместе с небом, а небо создано богом-демиургом. Космос, по Платону, — это овеществление бога в материи. Космос — как живое существо — имеет душу и тело. Телеология — учение о целях. Все в мире имеет цель постольку, поскольку причастно к идее. Души живут в занебесье и вселяются в тела. Гносеология (теория познания) и логика Платона также идеалистичны. Особенностью является его априорность (доопытность). В разуме, в душе уже есть все. Нужно просто создать условия, чтобы душа припомнила все, что есть в ней, приобщила тело к идее. Этот метод напоминает метод майевтики Сократа; он тоже полагал, что в уме собеседника истина уже содержится, нужно просто помочь ей родиться. У Платона метод припоминания называется анамнезисом. В диалоге «Менон» мальчик-раб, никогда не учившийся геометрии, решает геометрическую задачу, «припоминая» то, что знала его душа. Платон различает несколько видов знания: 1) знание совершенно достоверное без примеси заблуждений — знание идей; 2) близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук; 3) знание мнимое, чувственное и эмпирическое. Первое знание дается методом анамнезиса. Второе дается математическими методами, третье — органами чувств. Платона считают также основателем идеалистической диалектики. Этот термин нужно рассматривать в двух смыслах: в первоначальном смысле слово «диалоге» означало искусство рассуждения и спора. Во втором — учение о том, как бывают тождественны противоположности. Платон преуспел и в том, и в другом отношении. Он мастер философского диалога, философской аргументации, философского спора. Все его диалоги полемичны, истина в них рождается из противоположных мнений, которые, сталкиваясь в философском споре, дают представление о мере истинности и мере ложности каждого из воззрений. Диалектика идей Платона характеризует его и как родоначальника диалектики, как антиметафизики. Ряд диалогов Платона посвящены вопросам социальной жизни, этики, политики, теории и истории государства. Государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп: правители (философы), стратеги (воины) и производители (земледельцы и ремесленники). У философов преобладает разумная часть души, у воинов - воля и благородная страсть, у производителей - чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми, умеренными. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель - справедливость - не относится к отдельным сословиям. Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место занимает его идеальное государство. Ближе всего к нему стоит аристократическая республика. К упадочным он относит тимократию (власть нескольких личностей, основанная на военной силе). Существенно ниже тимократии стоит олигархия (власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связаные с чувственной частью души). Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, и тирания, которая представляет диктатуру, направленную против аристократии. Платон подчеркивает значение набожности и почитание богов. Система воспитания Платона (воспитание стражей и политиков). Социальная проблематика Платона. Первая коммунистическая утопия. Платон: нужно создать идеальную систему, и эту систему связать с душой. Части души: мудрая (золото), воинствующая (пылкая), вожделеющая (железо и медь). У каждого человека есть все три части, но в разных пропорциях. Hадо разделить общество на три слоя: мудрецы - правление, стражники - защита государства, ремесленники, обслуживающие первых и вторых (низшие). Можно переходить из одного слоя в другой - тест, испытание. Хотя в целом слои достаточно сильно разграничены. Евгеника - браки только со своими. Коммунистическое распределение женщин и мужчин. Моногамия - все женщины слоя принадлежат всем мужчинам этого слоя. Правители могут проводить браки вроде бы по жребию, а на самом деле передергивать. Все система подчинена интересам государства. Дети не должны знать своих родителей. Воспитание - ориентация на защиту целостности государства. Цензура на искусство - оставлять лишь стихи, воспевающие героев и тому подобное. Идея доносительства. Платон: деградация начинается тогда, когда заканчивается монархия. Демократия - олигархия богатых, тимократия (военных) и далее - тирания. Модель тоталитарного государства. Система абсолютного подавления личности.
В чем главное отличие философии Аристотеля от философии Платона? Аристотель (384 г. до н. э. — 322 г. до н. э.) был учеником Платона. Основные возражения Аристотеля против учителя концентрируются вокруг теории идей Платона. Аристотель считал, что идеи, конечно, есть, и они есть причина вещей. Но вместе с тем, идеи должны быть в самих вещах, а не в каком-то умопостигаемом, «втором» мире, «мире идей». «Если идеи вне мира, каким образом они определяют мир?» — спрашивал Аристотель. Если идеи вне мира, из идей в реальности ничего нельзя объяснить. Идеи — это общее в вещах. Но общее проявляется в единичном. Следовательно, идеи как «общее в вещах», как «чистые формы вещей» находятся в самих вещах, а не вне их. В своей работе, названной позже «Метафизика», Аристотель выдвигает ряд аргументов против платоновского понимания идей. Наиболее сильный аргумент Аристотеля состоял в том, что, следуя Платону, мы как бы умножаем сущность вещей и предметов. Например, есть живой реальный человек — Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще «идея человека», еще — «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо, потому что логически противоречиво. Получается, что над миром вещей «высится» не один мир сверхчувственных идей, а уже два (этот аргумент называется в античной традиции — «третий человек). Аристотель выдвинул много аргументов, остроумно доказывающих, что идеи должны быть в самих вещах, а не вне их. По Аристотелю дело выглядит следующим образом. Каждая единичная вещь содержит идею — «субстанцию» и «субстрат». Несколько осовременивая мысль Аристотеля, можно сказать, что для него каждая вещь имеет «форму» и «содержание». Форма вещи и есть сущность вещи. Например, медный шар. Главное здесь «форма»— шар, а «содержание», или «материя», из которого состоит шар, — медь. Какие выводы делает Аристотель из своей критики Платона? Во-первых, — мир один. Он духовно-материальный, реально существующий мир. Во-вторых, — вещи и процессы реального мира надо познавать из него самого, т. е. изучать следует саму действительность, а не «запредельный» мир идей. В-третьих, — в центре познания должны быть не абстракции и схемы ума, а сами вещи и процессы. Тогда и наука оправдана, она получает смысл развития в познании реального, а не идеального мира. Конечно, само познание идёт через понятия. Наука — это мышление в понятиях. Сущес1вуюг схемы и законы движения понятий, которые являются «органом», т. е. орудием науки, орудием мышления. Схемы и законы движения понятий изучаются Логикой. Значит, Логика и есть орудие науки, орудие мышления. Научить логике можно любого человека, имеющего определенные способности. Таким образом, нам доступно постижение сущности вещей и процессов мира, в котором мы живем. Для этого надо изучать сам этот мир при помощи Логики. Выводы Аристотеля часто трактуются как философский «реализм», — стремление осмысливать теорию идей Платона с позиций здравого смысла. Аристотель открыл в Афинах философскую школу — Ликей (школа находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского). Поскольку на территории Ликея находились крытые галереи, по которым прогуливался Аристотель со своими учениками, то членов аристотелевской школы называли перипатетиками («прогуливающимися»). Наследие Аристотеля велико. Помимо общих философских вопросов он разрабатывает логику, обращается к вопросам психологии, зоологии, космологии, педагогики, этики и эстетики, физики, политической экономии, риторики. Аристотель, обращаясь к проблемам познания, строит целую теорию науки. Знание отличается от мнения следующими чертами: доказательностью — всеобщностью и необходимостью, способностью к объяснению, единством своего предмета. Науки не сводимы одна к другой, их нельзя вывести из одной-единственной первоформы, хотя науки созерцательные, теоретические — выше других. Созерцательные науки, осуществляющие знание ради знания, дают метод наукам «практическим». Теоретические науки — созерцание «начал и причин» — согласны с философией. Практические науки идут от следствия к причине. Аристотель разработал основы логической теории, дедуктивную и индуктивную логику («Аналитики», «Топика»), методы доказательства. Аристотель, исходя из своего учения о нераздельности материи и формы, уделяет большее внимание, по сравнению с Платоном, чувственному знанию. Душа, по мнению Аристотеля (трактат «О душе»), принадлежит только живым существам. Душа — это энтелехия. Энтелехия — это осуществление целенаправленного процесса, обусловленность через цель. Душа тесно связана с телом, она способствует развертыванию всех возможностей, таящихся в живом существе. Есть три вида души. Душа растительная (способность к питанию), душа животная (способность к ощущению). Эти два вида души неотделимы от тела и присущи также и человеку. Душа разумная присуща только человеку, она не является энтелехией, она отделима от тела, не прирождена ему, бессмертна. С учением о душе связана этика Аристотеля («Никомахова этика»). Главная цель человека— стремление к благу. Высшее благо — это счастье, блаженство. Поскольку человек наделен разумной душой, его благо — совершенное выполнение разумной деятельности. Условие достижения блага — обладание добродетелями. Добродетель — это достижение совершенства в каждом виде деятельности, это искусность, способность самому найти единственно верное решение. Некоторые аналогии удивляют современного человека: Аристотель говорит о хорошем зрении, например, как о «добродетели глаза». Он утверждает, что добродетель всегда выбирает между избытком и недостатком, стремится к середине. Так, щедрость находится посередине между скупостью и расточительностью. «Среднее» в данном случае означает самое совершенное. За таким «техническим» пониманием добродетели, далеким от современного понимания добра, скрывается глубокая мысль. То, что природа «находит» естественным путем, человек должен искать сознательно, он должен постоянно контролировать свое поведение, искать свою, человеческую меру во всем, помнить, что он не животное, но и не Бог. «Середина» — это и есть собственно человеческое. Человек, говорит Аристотель, родитель не только своих детей, но и своих поступков. И порок, и воздержание зависят от нас. Аристотель выделил этические добродетели (добродетели характера) и дианоэтические (интеллектуальные: мудрость, разумность, благоразумие). Этические добродетели связаны с привычками, дианоэтические требуют специального развития. Благо человека совпадает с общественным благом («Политика»). Государство — это вид общения между людьми. Нельзя сводить роль государства только к организации хозяйственного обмена. Государство возникает как общение ради благой жизни. Человек не может существовать вне государства, он существо политическое, общественное. Однако, в отличие от Платона, Аристотель не столь пренебрежительно относится к частной собственности. Человеку свойственна любовь к себе. Чтобы это чувство не переродилось в эгоизм, необходимо любить в себе разумное начало. Такие «себялюбцы», любя великое и прекрасное для себя, способны жертвовать жизнью ради отечества. В состав государства входят земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные. Прав гражданства, по мнению Аристотеля, не должны иметь не только рабы, но и все низшие классы, кроме воинов и тех, кто входят в законосовещательные органы. Только эти последние группы думают не только о собственной пользе, но и об общественном благе. Они имеют право на досуг — главную социальную ценность. Средний элемент, «средний класс» есть, по Аристотелю, основа для наилучшего общения людей в государстве. Граждане со средним достатком не стремятся к чужому, как бедняки, им не завидуют богатые. Формы государственного правления Аристотель делит на правильные и неправильные: в правильных власть руководствуется общественной пользой, в неправильных — личной выгодой. Среди правильных форм Аристотель выделяет монархию, аристократию и политию. Монархия (царская власть) — власть одного, первая и самая «божественная». Аристократия — это правление немногих «лучших». Полития — правление большинства или тех, кто представляет интересы большинства и владеет оружием. Средний класс — основа политии. Эти правильные формы правления могут вырождаться в неправильные. Монархия вырождается в тиранию. Тиран не заботится о благе подданных, он враг добродетели, лишающий людей энергии, желания отстаивать общее благо. Аристократию может сменить олигархия — господство богатых. Полития может выродиться в демократию — господство большинства, состоящего из бедняков. И те и другие используют государство в своих своекорыстных интересах.
|