Гештальт и «перекрестье» психоанализа.
Противоречие «мужского» и «женского» начал создает разницу потенциалов, с которой есть масса проблем. Кроме того, есть инцесту ал ьный запрет, одна из важнейших находок психоанализа. Для меня инцестуальный запрет тесно связан с запретом на убийство. Запрет на убийство прямо вытекает из инцестуального запрета. Весь «прицел» психоанализа построен этими двумя делениями. Это деление на «мужское» и «женское» и инцестуальный запрет. Это создало «перекрестье» психоанализа, позволяющее «попадать в цель» в работе. И эти темы существуют и никуда не исчезли. Гештальтисты, нарочито избегающие психоаналитических тем, плохо знают историю. Что такое гештальт-терапия? Для меня это просто прямое развитие психоанализа. Разница в том, что в психоанализе существенно больше запретов. Но формируя запрет, мы одновременно формируем желание. Идея инцестуального запрета, наказания и, соответственно, обязательного исполнения, транслируемого страхом, распространяется во многих, многих направлениях. Не делай того, другого, третьего, а то будет тебе страшное наказание. У меня есть бунт против этого положения. Способ манипулирования человеком посредством поощрения или наказания — это способ дрессировки, обращенной к рефлекторной сфере человека. Рефлекторная сфера не предполагает никакой души, никакой осмысленности и никакого сознания. В этом смысле, человек, который соблюдает запрет, является невменяемым. Если человек не крадет, потому что боится страшного наказания, он невменяем. Это на 100 % противоречит юридической позиции. Для того, чтобы от чего-то отказаться, нужно хоть на мгновение признать это возможным. И тогда я могу выбрать, тогда я могу отказаться сознательно. Для меня самой важной особенностью гештальт-подхода является возможность свободомыслия. Не действий, не слов, но, хотя бы, мыслей! Это то, что мы можем себе позволить при любом режиме, при любых раскладах. Это то, в чем я свободен, и никто меня ограничить не может. Это создает важную сущность для меня - существование внутреннего мира. Если внешний мир по каким-то причинам закрыт, внутренний мир открыт всегда, насколько я жив. Это мой взгляд, скорее всего, неправильный. Потому что, если предположить, что есть какой-то правильный взгляд, то это не он. Помню из писем людей имперской цивилизации фразу о том, что гадкая и страшная картина - дикарь, вооруженный справедливостью. Раб мечтает не о свободе, он мечтает иметь своих рабов. Свобода мысли, относящаяся к тому же инцестуальному запрету, для нас очень важна. Эта ключевая тема для меня, отличающий Ветхий Завет от Нового Завета и много обсуждавшаяся в Церкви в разные века, служившая полем битвы между сторонниками Христа и сторонниками Ветхого Завета. В Ветхом Завете очень много всего написано про наказание, про обращение с человеком как с животным, у которого нужно выработать рефлексы. А какое это для нас имеет значение? Очень большое. Если у нас есть двое разнополых детей, брат и сестра, и они живут вместе, то потом бывают какие-то искажения в половом развитии этих детей. Эти искажения связаны с тем, что они стараются игнорировать вполне естественные биологические желания, и дальше этот жесткий сексуальный запрет может активно распространяться дальше. Я видел это в терапии много раз. Либо, наоборот, эта ситуация может провоцировать раннюю сексуальную активность. Это просто биологические обстоятельства. Если с ними справляться наказанием, то мы попадаем в бесконечную цепочку запретов, наказаний за наказание, наказанием наказующего плохим к нему отношением и т.д. В соответствии с легендой, Христос попытался выбраться из этой цепочки. Но Бог-Отец его убил, показав, что нечего вырываться из-под власти папы. Все кончилось печально, с моей точки зрения. Эта идея потом была «задушена» Воскресением. Это мои психотерапевтические размышления по поводу канонических текстов. Мне всегда очень интересно, когда инцестуальный запрет перерабатывается как-то иначе. Например, яркое, известное произведение, которое и в психоанализе неоднократно рассматривается, - «Гамлет». Это книга о том, как можно освободиться от всей инцестуальной провокации. Смерть отца - это, в каком-то смысле, инцестуальная провокация. Но, отомстив, уничтожив отчима, можно осуществить эту же самую эдипальную агрессию, будучи вооруженным идеей справедливости. «Тень отца» при этом появляется, все нормально. Равновесие восстановлено. Очень интересна эта тема в «Братьях Карамазовых». Любовь к Грушеньке отца, который имеет больше финансовых возможностей, и сына. Получается Эдип наоборот, когда речь идет не о влюбленности в маму, а в женщину сына. Этот мотив прослеживается в массе произведений, когда инцестуальный барьер возникает в самом неожиданном месте. Например, в испанском фильме «Лабиринт Фавна» приемный отец убивает дочь. Инцестуальный барьер не был придуман психоанализом. Психоанализ описал его. И раньше были попытки как-то отрегулировать конфликт мужского и женского. Для меня выход из инцестуального запрета - это переход от страха к любви. Родители не занимаются сексом с детьми не из страха, я так думаю. Хочется сохранить отношения, а не разрушить их. Страх - это навязанное мне чувство. В страхе и стыде растворяется все. Я хочу сознавать себя вменяемым и выбирать свободно то, что я делаю и то, что я не делаю. К вопросу о наказании. Неважно, наказание внутреннее или внешнее. Внутреннее наказание - это подавление себя. Почему-то в психиатрии нет понятия «богобоязни». Психиатры почему-то утверждают, что это не вопрос психиатрии, а вопрос религии. Все зависит от точки зрения. Люди чаще говорят о том, что боятся смерти, а не о том, что любят жить. Комментарий из группы: Я только недавно стала осознавать привлекательность своего взрослого сына. При признании этого пропал страх. Гештальт-терапия для меня здесь обозначает смену образа. Один образ связан с насилием, наказанием, страхом, а другой образ возникает какой-то совсем другой. Помните, как у Тома Сойера, которого заставили красить забор, тяжелая работа стала наградой? Образ изменился. Насилие стало игрой, и появилась свобода. Вопрос из группы: А почему все-таки в Новом Завете осталось понятие греха? Для меня это означает победу Бога-Отца, он же все-таки убил сына. Вопрос: Но он же воскрес? Это вопрос веры. Доказательства жития Христа есть. Легко предположить, что среди множества бродячих философов того времени, был и такой. А доказательств его Воскресения нет. Для меня инцестуальный запрет не есть правильное решение, которое ты нашел один раз в жизни и им руководствуешься. Это постоянная часть жизни. То, что мы каждый раз решаем. Например, детская брутальность, желание убийства и отказ от убийства возможно предшествует инцестуальному запрету или идет параллельно с ним. Это было и в филогенезе, и в онтогенезе. Сначала просто убивали неугодных, потом постепенно изобрели регуляторные механизмы. Ребенок в своем развитии проходит те же стадии. Неуместно говорить, что младенец жесток, но это так. Его чувства очень грубы, и это остается навсегда, просто сверху что-то надстраивается. А при регрессе - обнажается. Один из важных вопросов - это вопрос о норме и патологии. Как он решается в гештальт-подходе? Это вопрос медицинского мышления. Мы можем «играть в доктора» и пользоваться медицинскими метафорами, объяснять все фрустрацией. Но важно при этом помнить. Что мы играем «на чужом поле». При этом для меня важно, как человек относится к своему состоянию, например, к состоянию раздражительности. Иногда мне даже нравится быть раздражительным, когда мне самому моя раздражительность кажется адекватной. Речь о том, что приоритет принадлежит интеграции, а не абстрактно хорошему состоянию, вечной идиотской радости. Если я плохо себя чувствую, то плохое настроение соответствует моему состоянию. Быть целостным лучше, чем быть хорошим. И здесь возникает определенная этика. Быть расщепленным вроде бы оказывается хуже. Хочется иметь возможность и расщепляться, и собираться. Вот это - хорошо. Плохо, если расщепился и собраться не можешь. Но также плохо быть постоянно собранным или совершенно неадекватным. Быстрее всего интегрируется психопат. Например, кто-то задел машину, а водитель уже выскакивает с кулаками, не разбирая, кто перед ним. И он очень интегрирован! Но, вообще-то, надо сначала посмотреть, кто перед тобой, что такое произошло. А чтобы посмотреть, надо расщепиться на кулаки и глаза, и мысли. Комментарий Елены Калитеевской: В гештальт-полходе для меня важен отказ от интерпретации и замена ее на феноменологическое осознавание. Все очень индивидуально. Сейчас много говорилось о восстановлении свободы в зоне привязанности. Но восстановлению свободы может препятствовать нарушение в зоне безопасности, когда возникает растерянность, например, в ситуации «двойного послания» как соблазнения и запрета одновременно. Человек при столкновении с запретом может отреагировать нарциссически, как будто его лишили возможности каких-то достижений. Если мы говорим о «поле», важно помнить, что у всех нас «приемники» настроены на разную «волну». Для меня важно сохранять гибкость, разбираться каждый раз, а не действовать как автомат. Но это тоже напряжение. Одни и те же вопросы все время встают по-новому.
ЕЛЕНА КАЛИТЕЕВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕШТАЛЬТ – ПОДХОДА -
|