Аутентичность и стыд.
С феноменологической точки зрения, человеческое «Я» — это переживание. Формирование Я связано с развитием способности ребенка к здоровой ретрофлексии, способности смотреть на самого себя, осознавать себя, встречаться с собой, поддерживать себя и признавать себя. Видимость существования Я (образ Я) есть у всех людей. Вопрос в том, насколько человек чувствителен к своему опыту и насколько он способен его интегрировать. Занимаясь гештальт-терапией, мы не стремимся изменить человека. Скорее, мы пытаемся помочь ему осознать, кто он есть, чтобы он заметил и признал самого себя, такого, какой есть, и научился с симпатией с собой обходиться. Это и есть то, что называют восстановлением «самости», чувствительности к себе. После этого человек уже сам выбирает то, что для него важно. Важно быть собой, а не кем-то другим. «Верность самому себе» является выражением аутентичности. Возможно дать «функциональное» описание аутентичности (Осин, 2004). Основным условием аутентичности является чувствительность к самому себе, способность слушать себя. Первый шаг к аутентичности - осознавание человеком своих чувств как данности. Второй шаг - обретение доверия к себе, внутреннего согласия со своими чувствами, что является основой свободы выбора. Третий шаг к аутентичности человека связан с его способностью поступать так, как он считает нужным. Человек постоянно выбирает, следовать своему собственному пути или отказаться от него. Четвертый шаг к аутентичности предполагает способность прислушиваться к сомнениям, ретроспективное доверие к себе. Аутентичность - это способность сказать: я есть. Я такой и я согласен с этим. И я буду поступать в соответствии с самим собой. Человек не может стать аутентичным раз и навсегда. Аутентичность - это качество бытия и свойство процесса. Можно предположить существование связи между аутентичностью и стыдом (Е.Калитеевская). Динамика self в цикле контакта отражает динамику процессов переживания «Я» в различных стадиях организации опыта. «Я» различно на разных стадиях цикла контакта: Я - рождающееся, Я -выбирающее и действующее и Я - интегрирующее, нарративное Я. Стыд возникает тогда, когда возникает переживание, что «я не равен самому себе». Таким образом, можно допустить, что стыд выступает регулятором аутентичности, чувственным сигналом, индикатором процессов нарушения аутентичности. Это может быть выражено через метафору: стыд возникает тогда, когда человек берет неверную ноту в «мелодии» самого себя. Стыд - это всегда потеря поддержки со стороны поля, опыт одиночества. В онтогенезе, если окружение не выдерживает возбуждения ребенка и начинает стыдить его, у ребенка нарушается формирование способности выдерживать в дальнейшем самого себя. Основа психотерапии стыда — восстановление способности к близости. Ключевым моментом здесь является признание себя в присутствии значимого другого, который это выдерживает. Признание не в смысле признания какого-то достижения, а признание как замечание себя, обнаружение себя реального. Признание себя означает способность выдержать встречу с самим собой. Задачей терапии является восстановление у клиента функции стыда как конструктивного регулятора его существования. Можно дать краткое феноменологическое описание стыда с точки зрения цикла контакта и динамики аутентичности. 1. Стыд, соответствующий нарушениям процесса появления Я в точке завершения преконтакта - токсический стыд. Это соответствует переживанию «Я не имею права на существование». 2. Обесценивание как стыд собственного выбора. Соответствующие переживания: «Я стыжусь тебя» или «Я такой, какой я есть, не могу быть принятым и любимым». 3 Стыд содеянного, так называемый «детский» стыд в постконтакте, подобный переживаниям ребенка на стадии приучения к горшку. Переживание: «Я, сделавший это, недостоин принадлежать к человеческому обществу». В заключение, хочется надеяться, что описанный в данном тексте материал окажется полезным для практической работы.
Литература Бейтсон Г. Экология разума. М.: Смысл, 2000. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. Калитеевская Е.Ресурсы творческого несовершенства // Гештальт-97.М.:МГИ, 1997, с. 35-42. Калитеевская Е. Гештальт-терапия нарциссических расстройств личности // Гештальт-2001. М.: МГИ, 2001, с.50-59. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М.: Класс, 2001. Осин Е.Н. Аутентичность // Экзистенциальная традиция, 2004, № 2 (5), с. 88-92. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. Погодин И. Грандиозность и отчаяние нарцисса // Гештальт-2003.М: МГИ,с.49-58. Хломов Д. Динамическая концепция личности в гештвальт-терапии // Гештальт-96. М.:МГИ, 1996, с.46-51. Хломов Д. Индивидуальная история нарциссизма // Гештальт-97 М.: МГИ 1997, с.24-29. Хломов Д. Динамический цикл контакта в гештальт-терапии // Гештальт-98 М.:МГИ, 1998, с. 39-45.
|