Студопедия — ПСИХОТЕРАПИЯ И ВЛАСТЬ. ЦЕНА ПРОФЕССИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПСИХОТЕРАПИЯ И ВЛАСТЬ. ЦЕНА ПРОФЕССИИ






Статья написана на основе семинара по философии гештальт-подхода.

Е.: Как философия психотерапии соотносится с контекстом реальности, в котором существует эта терапия и развивается эта философия? Каково отношение к власти в психотерапии? Какова цена этой профессии? Цена усилий, профессиональная деформация, цена в деньгах и адекватность обмена. Если благодеяние оказано и за него нет благодарности, значит само благодеяние оказано неверно (Сенека). Для того, чтобы помочь, часто приходится конфронтировать с клиентом. Как часто? На каком основании? Другой полюс - для того, чтобы помочь, необходимо поддерживать клиента. Вопросы те же. Как часто? На каком основании? И что поддерживать при этом, с чем конфронтировать?

Если рассмотреть насилие, усилие и бессилие как дилеммы развития, то поиск хорошей формы в данном случае - это усилие. Бессилие терапевта часто оказывается результатом насилия, которое клиент, да и упорно стремятся осуществить над самими собой. Использование насилия и власти нарушает эстетический принцип нашей профессии.

Мы нередко попадаем в важную дилемму: отношения или убеждения. Индивидуализм или лояльность. Изолированные практики не включены в контекст жизни сообщества. «Изгойство» оказывается обычной платой за избыточный романтизм. Многие участники наших программ, не собирающиеся заниматься преподаванием психотерапии, приходят в программы третьей ступени. Вопрос: зачем? Скорее всего, это происходит потому, что в этом пространстве происходит осознавание и осмысление реальной заряженности поля какими-то возможностями. Какое место психотерапевт занимает в сообществе? Осознать это можно лишь с учетом реальных силовых линий, вдоль которых мы выстраиваем свои усилия. Если попытаться в одиночку открыть какой-нибудь «крутой» центр, плохо представляя, при этом, кому и что рекламируешь, и кем на самом деле являешься, может получиться ерунда. Для того, чтобы работать и оставаться при этом адекватным необходимо признание коллег. Не растворение в психотерапевтическом сообществе, не проповедование неких общих целей и взглядов, а признание своих собственных взглядов в диалоге. Когда мы употребляем понятие «поле», что мы имеем в виду? Можно ли говорить о «поле» профессии? Я вспоминала, как я пришла в эту профессию. Я была захвачена интересом к людям, которые формировали некую реальность, дающую мне новые возможности обращаться с отношениями. Это был интерес к увлекательному социальному эксперименту по созданию «пространства возможностей». Готовность использовать эти возможности пришла далеко не сразу. Но если бы я в свое время не попала в этот «поток», этих возможностей я бы могла так и не увидеть и не задалась бы многими вопросами, которые куда-то «толкали» мою жизнь. Еще я думала о том, что если сажаешь дерево, то не все семена дают всходы. И думала о том, что, когда пересаживаешь готовые взрослые деревья на новую почву, половина из них гибнет. У меня есть опыт, когда я «пересаживала» себя, переезжая из Питера в Москву. Это было трудно.

Любой практикующий терапевт проходит этап романтизма в профессии. Он думает, что сможет учесть ошибки и сложности других терапевтов, и его жизнь будет складываться вполне удачно, без всяких ловушек и капканов. Облом романтизма может повлечь за собой полное разочарование в профессии. Ресурсом здесь является печаль. Оказывается, чего-то нет, вообще нет, нигде. Думали, что есть, надеялись, а этого нет. А чего-то уже никогда не будет, оно закончилось. А что-то оказалось на поверку совсем другим, открылась оборотная сторона явления и теперь ее невозможно не замечать. И на веру все труднее опираться. Опыт образуется в постконтакте, как опыт расставания, в частности с иллюзиями.

Д.: Мне кажется, что в нашей деятельности очень много удовольствия. В фильмах про психотерапевтов показано, что жизнь у них вполне хорошая. Сидит в своем удобном кабинете, где находятся предметы, которые ему нравятся. Особенно приятная система - психоанализ, очень энергосберегающая, интерпретации редки. Сидишь и ничего не делаешь. На эту тему много анекдотов, например, про особое, «юнгианское», молчание психоаналитика. Или еще как встречаются в лифте старый, очень известный психоаналитик и молодой. Молодой говорит: «Уважаемый метр, мне так нравится Ваше спокойствие, Ваш стиль работы. Вы так известны, и я очень хочу достичь в будущем такого же эффекта». Они доезжают до нужного этажа, и старый психоаналитик говорит: «Напрасно Вы все это рассказываете. Я все равно ничего не слышу уже много лет». Анекдоты, конечно, рассказываются, когда возникает напряжение и не очень понятно как с ним обходиться. Например, есть напряжение про реальный контекст нашей деятельности, про политику.

Государство как таковое как форма устарело. Все время действуют надгосударственные структуры. Все время какие-то транс-деньги мы переводим в евро или в доллары. Какие-то транс-законы действуют, религиозные транс-идеи. При глобализации любая государственная система - это насилие. Это попытка создать идеальный проект существует еще со времен Платона. Политики постоянно принимают решения, которые нарушают жизнь. Это раздражает. Например, чего стоят слова: «Вы мне заплатите, или все будет по закону!». Закон звучит как угроза. Это нелепо. Ведь это означает только то, что законы не соответствуют реальности проживания на данной территории.

Е.: Если у нас такая разная философия профессии и философия контекста, для чего нужно учитывать этот контекст? Да для безопасности, прежде всего. Если я начинаю свой поиск хорошей формы в ситуации, которой я не знаю, это очень опасно.

Государственная система - это всегда коллективный проект, психотерапия же - проект индивидуальный. И в этом также проявляется разная философия. Хотя давить на себя можно и изнутри с помощью различных прекрасных идей. Иногда получается не хуже, чем давление снаружи с помощью власти.

Д.: То, что относится к психотерапевтической деятельности, базируется, прежде всего, на парадигме индивидуализма. Хотя сейчас очень сильна тенденция в сторону социальной психотерапии. Это проявляется и в гештальте, и в других направлениях. Делается упор на лояльность. На мой взгляд, индивидуализация не подразумевает ущерба для кого-то. Это просто право на отличие. Разные идеи не обязательно согласовывать до той поры, пока они не вступают в противоречие. Если есть противоречие, можно думать о правоте и наказании «неправых», а можно разобраться, что получается, если человек действует определенным образом. То есть логике «можно - нельзя» может противостоять логика «если так делать, то получится какой-то результат». Дальше с этим уже можно что-то делать или не делать. Для меня отношения между людьми вторичны, после того как обеспечена индивидуальная безопасность.

Е.: Коллективный проект неизбежно регулируется с помощью морали. А мораль расщепляет общество на правых и неправых. Это помогает избежать индивидуальной ответственности человека за свою жизнь, избежать индивидуального поиска, опоры на персональную этику. Мне кажется, что люди включаются в различные социальные движения зачастую просто от страха. Все время происходит «борьба за мир». А это означает, что мы живем в условиях небезопасности. Выстоять в одиночку в небезопасной ситуации очень трудно, нужно стать героем. Это уже философия агрессии как «начала войны». Гораздо проще включиться в какой-нибудь коллективный проект. Уникальность и аутентичность имеют вполне конкретную цену. Это - одиночество. Если у человека сильно нарушена безопасность, то выбрать одиночество ему очень трудно. К сожалению, сейчас имеет место некоторая «сакрализация» психотерапии, когда психотерапевт наделяется властью через передачу ему клиентом ответственности. Клиент исправно ходит к терапевту, но по поводу собственной жизни как бы погружается в «сон». Любую хорошую вещь можно испортить, передав ей власть, то есть свой личный ресурс.

Д.: Индивидуалистический подход - это подход не анти-политический, а аполитический. Задачей не является уничтожение политики. Если это кому-то нравится, прекрасно. Эти люди могли бы собраться где-нибудь в хорошем месте, на специальной территории, где действовали бы представительства разных стран, Но подальше от всех. Дистанция — это лучшая граница.

Я все время говорю про гештальт-подход как про философию реализма. А вот Достоевский выступал против реализма. В его работах много высказываний в поддержку идеалистической модели. Исходя из реалистической модели, никто из его позитивных персонажей так бы не действовал.

Поскольку у меня есть внутренний мир, есть уже «нереальность», склонность к романтизму. Все политические высказывания - это романтизм. А все это существует потому, что есть другая крайность - реалии нашего времени. Это финансовые вопросы, территориальные вопросы, вопросы личной небезопасности, желание быть привлекательными в сфере обслуживания под названием «психотерапия», зависимость от мнения других людей. Важен вопрос о соблазнении. Но соблазнять-то можно на разные вещи. Например, я могу соблазнять как «хороший родитель», добрый и понимающий человек, мне все можно рассказать и больше ничего делать не нужно. Так создаются иллюзии «понимания».

Не стоит кидаться в крайности из идейных соображений. Я довольно часто встречаю мнение, что идеология гештальт-подхода считает ценность эмоции. Какая же это ценность? Примерно такая, как ценность ключа, для того чтобы входить в дверь. Это важно, но это не ценность. Ценность - то, что «за дверью». Очень часто люди принимают вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?» за основное содержание гештальт-подхода. Эмоция - это остановленное действие, напряжение. Если в системе мало напряжения, это переживается как комфорт. Поэтому задача не создать эмоцию, а в том, чтобы ее не было. Полюс эмоции при этом значения не имеет. Люди от позитивного напряжения «портятся» ничуть не меньше, чем от негативного. Хотя субъективно есть иллюзии, что позитивное напряжение - это хорошо. Основную массу неприятностей, однако, мы получаем от разнообразных аффектов, которые нас «переклинивают». Это относится не психотерапевтической идее, а к очень древней идее, еще до-буддистской. Это практика, реальность.

Е.: Я думаю, что здесь имеет место ошибка восприятия. Когда эмоции принимают за ценность, похоже, речь идет не об эмоциях, а о восстановлении чувствительности. Эмоция - это скопление напряжения в том месте, где чувствительность была утрачена.

Д.: Ценность - это всегда нечто производное от чьей-то жизни. Все великие творения потому и великие, что в них отражена чья-то жизнь. Нет этого отражения -нет и ценности. Поэтому единственная ценность - это ценность собственной жизни. Одной из распространенных ошибок является ситуация, когда какие-то «оторванные» от контекста ценности начинают диктовать, как нам жить. Как жить? Да выживать, кто как может.

Е,: В том, чтобы «выживать» нет ничего позорного. Поле - это зараженность ситуации какими-то возможностями и ограничениями. И если у нас есть чувствительность к этим возможностям и ограничениям, то мы способны быть адекватными, конгруэнтными и находить «хорошую форму». Это переживается как овладение своей жизнью или, проще говоря, дает ощущение присутствия в собственной жизни. Как только мы теряем чувствительность, все это уходит. Я в свое время написала одностишие: «Из группы в группу, в жизнь не попадая». Я занимаюсь терапией, в частности, для того, чтобы не попадать в ту жизнь, где у меня нет возможности повлиять на то, что мне не нравится. Могут сказать, что я занимаюсь терапией от трусости, растерянности и от осознавания собственных ограничений. Я не могу общаться с государствами, с большими социальными процессами в обществе. Я не могу остановить войны. На уровне моей профессиональной деятельности и моей семьи у меня есть условия для создания комфорта. И я готова держаться за это и платить за то, чтобы это сохранить и не разрушить. Я встречаюсь со многими людьми в терапии. Каждый человек - это отдельная Вселенная. Он сидит передо мной «всей своей жизнью», своим прошлым, настоящим и будущим. Мне кажется, что терапевт, который много работает с людьми, знает о жизни намного больше, чем чиновник, сидящий в политических «верхах» и создающий романтические проекты. Другой вопрос, что это альтернативные системы мировосприятия и разные способы жить. Один способ жить - с позиции силы, другой - с позиции чувствительности. Это две разные философии. В этом отношении мне нравится принцип «психологического айкидо». Если я вижу, что кулак противника направлен мне прямо в солнечное сплетение, и выдержать этот удар я вряд ли смогу, а развить ответную агрессию уже не успеваю, единственное, что я могу сделать - это уклониться. Тогда кулак противника попадает в воздух. Так я могу обходиться с философией, делающейся с позиции силы. Иногда неплохо найти в себе мужество перестать быть борцом в ситуации превосходящих сил противника, и занять то место, на котором можно чувствовать себя относительно уверенно.

Д.: Есть убеждения, стыдливо прикрывающие «правду» о психотерапии. Например, что это очень тяжелая работа. Да ничего в ней особенно тяжелого нет. Доказано, что просто слушающий терапевт так же эффективен, как и активно.действующий с помощью различных приемов.

Е.: Я с этим не совсем согласна. Можно сказать, конечно, что топором махать тяжелее. Но когда большое количество людей претендует на то, чтобы занять в моей жизни хотя бы ненадолго какое-то место, границы моей приватности, моей личной свободы, оказываются сильно атакованы. Много работающий терапевт подвергается этой агрессии регулярно. Это большая коммуникативная перегрузка.

Д.: Мимо работника эскалатора в метро ежедневно проходят толпы людей, а в школах учителям, что, проще?

Е.: Тяжело там, где есть насилие. Или избыточные усилия. А избыточные усилия приходится совершать там, где потеряна чувствительность. Там возникают напряжения, аффекты, срывы и кризисы. Если терапевт - это ангел, то, конечно. Но •мы - люди. И периодически теряем чувствительность. Это оборотная сторона профессии, о которой не очень принято говорить. Лучше шутить и смотреть фильмы про психоаналитиков.

Д.: Есть еще одна идея - о «проработанном» терапевте. То есть о полностью здоровом терапевте, без проблем. С этой идеей обходятся так же как с идеей про эмоциональность. Зачем быть «проработанным»? Да затем чтобы, обнаруживая у себя какие-то переживания, состояния, не впадать в панику и не прерывать контакт с клиентом, а про себя отмечать, что куда-то «влипаю».

Идея не в том, чтобы перестать пугаться, например, а в том, чтобы знать свои особенности. Этот процесс никогда не заканчивается, и хорошо. Потому, что только поэтому мне продолжает быть интересна моя работа.

Е.: А по этому поводу есть еще одна прекрасная идея. Идея в том, что терапевт не должен включать в процесс работы свои фигуры. Простите, а чем мне работать? У меня ничего нет, кроме моих мыслей и моего опыта, то есть кроме самой себя.

Д.: Когда я веду машину на дальнее расстояние, я обращаю внимание на то, как я сижу. Моя напряженная поза не улучшает процесс вождения, а усталость наступает быстрее. Типичная ошибка начинающих терапевтов поникать своим ясным умом в любое движение клиента, все замечать на все реагировать. Я для себя всегда проверяю, насколько я свободен, то есть, могу ли я задуматься о чем-то, посмотреть в окошко? Если я обнаруживаю, что потерял свободу в работе, то буду ее восстанавливать.

Е.: К вопросу о свободе. Могу ли я конфронтировать с клиентом? Или я боюсь испортить с ним отношения?

Д.: Еще о пользе терапевтической работы для терапевта. Очень мала расходная часть. Достаточно иметь кабинет. Не надо тратиться на рекламу, работа по рекомендациям. Не надо никакого оборудования. Если я перегружен, то это со мной что-то не так, а не с занятием терапией. Финансовые доходы вполне достаточны, чтобы жить нормально. Кроме того, можно в работе переживать многие вещи самому их не делая. Катартическая проекция – это прекрасная вещь. Если человек начал практиковать как терапевт, еще не обзаведясь семьей, очень велик шанс что и не обзаведется. Послушаешь, как люди мучаются...

Е Я согласна, что эта профессия точно позволяет удержаться от экстремальных действий в собственной жизни. Экстрим же часто бывает от неосознанности. А легенды, часто возникающие вокруг терапевтов, дают ' достаточно энергии, чтобы их можно было уже и не реализовывать. Можно спрятаться за собственный «легендарный образ». Эта профессия позволяет удерживаться в средней зоне и в отношении денег и не испытывать сложностей нищеты и искушений могущества.

Д. Никто на меня не охотится, поскольку есть закон скунса: «шкурка - тьфу, а вони много!»

Е. Терапевт живет обычно на уровне тех, с кем работает. Плохо получается
устанавливать длительные терапевтические отношения и с теми, кто не может
нормально платить за регулярную терапию, и с теми, кто готов платить очень много. С этой точки зрения, власть терапевта точно определяется законами ситуации. Выполняют ли деньги регулирующую функцию в терапевтических отношениях? Насколько адекватен обмен? Если я работаю с человеком, с которым у нас сильно расходятся мнения о «достаточной» сумме за терапию, то он либо может стараться меня купить и тем лишить профессиональной позиции, либо попытаться подсадить меня на чувство вины и требовать от меня эффективности. В каждом из этих случаев мне угрожает потеря свободы. Поэтому моя задача не встречаться с клиентом на ложной и чужой для меня территории. Интересно, что терапией по большей части интересуются люди, принадлежащие к среднему классу. Женам крупных бизнесменов очень трудно начать практиковать в своем кругу во многом из-за «повязанности отношениями», то есть из-за отсутствия свободы устанавливать с коллегами мужа терапевтическую дистанцию, конфронтировать и т.д.

Терапевт должен быть отдельной человеческой единицей. Кроме того, возникает путаница с деньгами. Брать мало - уважать не будут. Брать много - неловко для начинающего терапевта. В этой ситуации много страха и стыда. Неприятна и обратная картина, когда человек отдает за терапию последние деньги и злится. Терапия - это не необходимость. Это возможность. Это область культуры.

Д. Наша специальность все же опасна. Внутренний мир, - разрастаясь, пухнет. Надо куда-то сбрасывать напряжение. Поэтому у терапевтов нередко развиваются химические зависимости, возрастает агрессивность. Многие терапевты заканчивают жизнь одинокими людьми. Количество суицидов у терапевтов в среднем больше, чем в остальной популяции. Токсичная профессия.

Е. Поэтому надо с собой аккуратно обращаться, сохранять отношения комфортные и привычные, понимая, что новые отношения психотерапевтам Устанавливать крайне трудно.

Д. Включаться в учебные программы для себя, менять регистры, обращаться к терапевтическим проектам. И все это оплачивать обязательно. Это психологическая часть. Но есть часть экономическая. Интересно, что каждая отрасль человеческой жизни весит столько, сколько в ней задействовано денег в обороте. Если деньги оборачиваются, отрасль растет. Если в терапии деньги будут активно вращаться, это реальная защита от токсичности профессии.

 

 

 

 

Московский Гештальт Институт

Московский Гештальт Институт (МГИ) - система подготовки практикующих гештальт-терапевтов,

тавляюших основу Общества практикующих психологов «Гештальт-подход». МГИ - член Ассоциации Русскоязычных Гештальтинститутов (АРГИ). АРГИ - национальная ассоциация,







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 169. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия