Студопедия — В. И. Вернадский — Дж. Лавлок — К.Циолковский— П. Тейяр де Шарден — А.Швейцер — К. Лоренц — Н. Моисеев — А.Печчеи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В. И. Вернадский — Дж. Лавлок — К.Циолковский— П. Тейяр де Шарден — А.Швейцер — К. Лоренц — Н. Моисеев — А.Печчеи






Экофилософия — сравнительно новая область фило­софского знания, вызванная к жизни рядом объективных обстоятельств. У истоков экофилософии находятся работы естествоиспытателей XX века — Леруа, В Вернадского, А. Чижевского и других, а сам термин экология был пред­ложен еще в середине XIX века известным германским ученым-биологом Э. Геккелем. С его точки зрения, эколо­гия (с гр. — наука о доме, жилище) означает науку, кото­рая изучает взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания В. И. Вернадский (1863—1945) фор­мулирует понимание жизни на Земле как геологическое явление, потому что по силе своего воздействия и по по­следствиям развитие жизни и создание биосферы оказало значительное влияние на эволюцию нашей планеты. Еще большее воздействие на все процессы, происходящие на планете оказало появление человека и его хозяйственная деятельность, которая, по словам В И. Вернадского, уже в сороковые годы XX века приобрела масштабное, геологи­ческое влияние. Человечество, по Вернадскому, с одной стороны, — геологическая сила, а с другой, — новое состояние биосферы и на определенном этапе она перестает развиваться стихийно, преобразуясь в ноосферу — разумную оболочку планеты. Таким образом первая группа причин возникновения экофилософии — развитие естественнонаучного знания о планете Земля.

Вторая группа причин, ускорившая становление экофилософии — обострение кризисных явлений в среде обитания — в природных процессах в связи с возмущающим воздействием хозяйственной деятельности людей на все природные процессы, идущие в атмосфере, гидросфере и на земле.

Третьей группой причин являются проблемы будущего земли, это — теоретические разработки, независимых экспертов, собравшихся под эгидой Римского клуба, равно и разработки других ученых, работающих по глобальному моделированию.

В 80-е гг. складывается понимание предмета экофилософии как комплексных социальнофилософских исследоний взаимодействия общества и природы. Экология, в

узком смысле слова, является наукой, задача которой — определение предельно допустимых границ воздействия промышленной деятельности людей на природу, а значит задачей экофилософии является отыскание таких способов взаимодействия с природными объектами, которые не при­носят катострофических последствий для природы, среды обитания, и для человека

Исследования социологов показывают, что большинство людей на планете, независимо от региона, в котором они живут, рассматривают экологию как науку, призванную создавать экологически чистые продукты питания, не испорченные химией или удобрениями, в крайнем случае, как охрану природы и практически никогда как науку, за­дачей которой является гармонизация человека и природы. Ученые с удивлением для себя обнаружили, что антинауч­ное отношение к природе и техноцистское потребительское отношение к ней характерно не только для малообразован­ных людей, но практически для всех категорий населения Именно поэтому пропаганда экологических знаний и вос­питание подлинной экологической культуры становится одной из самых насущных современных задач.

С 80-х гг. XX века становится все более заметной экологизация всей современной науки. Если в начале своего становления экология как особая область знания исследо­вала только экологию природы, отношения внутри биомов (животных и растительных организмов, объединенных условиями существования), и объектами ее анализа были — популяции и биологические виды, сообщества, то сейчас объектом ее анализа становятся экосистемы и биоценозы, а затем и вся биосфера Земли в целом Если центральными понятиями в концепции В И. Вернадского было живое ве­щество, как совокупность организмов, составляющих осно­ву биосферы, которая рассматривалась как явление косми­ческое, то человечество он неразрывно связывал с биосфе­рой, а геологически — с материально-энергетической структурой планеты (питание, дыхание, труд), подчерки­вая, что вне природных условий человечество не может су­ществовать.

Продолжая идеи В. И. Вернадского английский геофи­зик Джеймс Лавлок выдвинул гипотезу существования Земли, которую назвали Гея — гипотеза. С этой точки зре­ния все сферы Земли, включая биосферу, представляют собой и действуют как единый, внутренне согласованный организм и наблюдаемые в нем динамические процессы обеспечивают планете стабильность и равновесие. Продол-


жая эту гипотезу ряд философов заявили о том, что ноосфера Земли представляет собой объемную кардиоду и отрицательные эмоции людей влияют на планету угнетаю­ще Анализируя особенности аутоагрессии человека, на­правленной на самого себя, сторонники этой точки зрения считают, что подобная аутоагрессия характерна для миро­вой цивилизации XX века и это усугубляет глобальные проблемы, обостряя их характер, делая разрешение насущных задач, связанных с выживанием человечества, весьма проблематичным. Такова точка зрения пессимистов или экоалармистов (с фр. — тревога).

На базе современной экологии закладываются не толь­ко основы охраны биосферы, методы ее улучшения и ра­ционального использования. В понятие экофилософское знание в настоящее время входит и обязательное исследо­вание процессов, идущих в обществе, когда оно осуществ­ляет взаимодействие с окружающей его географической, природно-климатической, социальной и культурной средой обитания Особым объектом такого анализа становится исследование влияний антропогенного фактора не только на биосферу, но и на само человечество В это же время выделяется в самостоятельную область знания и экология человека, предметом анализа которой является воздейст­вие природной и социокультурной среды на здоровье чело­века, его генофонд, а также изучение специфики социо-культурной адаптации человека в современном мире. Еще одним направлением экофилософии является экология культуры. Это направление экологического знания определял академик Д. С. Лихачев, который подчеркнул, что необходимость сохранения культурной среды и культурного наследия не менее значима, чем охрана природы. Экология культуры подчеркивает, что социальная память человечества может быть сохранена только в определенной культурной среде и это является непременным условием для становления нравственности людей, их духовной и душевной организации, их стремления к сохранению духовных ценностей, культурных традиций.

В настоящее время социальную экологию рассматривают как своего рода синтез экологии и социологии, на основе которого возникает новая социальная реальность, связанная с отысканием путей выхода из экологического кризисаи других глобальных проблем современности. исследователи этой проблематики, начиная с Аурелио Печчеи считают, что в основе новой социальной реальности должна находиться преображенная система ценност-

ных ориентация и потребностей человека, что, в свою очередь будет создавать новые образцы поведения людей, экологически оправданные и обеспечивающие решение глобальных проблем. Следует подчеркнуть, что по мере развития проблематики социальной экологии объектом ее анализа становятся все новые и новые проблемы, возника­ющие под воздействием изменяющихся условий существо­вания современного человечества. К таким сравнительно новым проблемам относятся — борьба за качество среды обитания, где исследование ведут совместно социальные экологи, культурологи, медики, этнологи; проблема жизне­обеспечения необходимыми материальными предпосылка­ми социальных процессов, где исследования проводятся совместно с экономистами, специалистами сельского хо­зяйства, геологами, инженерно-техническими работни­ками.

Исследователи отмечают, что среди концепций совре­менных социальных экологов можно выделить ряд отлича­ющихся друг от друга направлений, таких как:

1. Теории биоцентризма, направленные на охранитель­ные концепции дикой природы, на основе чего создаются определенные типы поведения и предлагается определен­ный, весьма специфический способ бытия людей;

2. Концепции консервационализма, направленные на реорганизацию существующих общественных институтов с целью получения от них рациональной и продуктивной деятельности, не нарушающей ни техникой, ни техноло­гией экологически осмысленного природопользования;

3. Теории экологистов, предлагающие осуществлять взаимодействие общества и природы на основе объектив­ных требований естествознания. Центральным понятием их теорий является биосоциогенез (единство и развитие среды обитания и общества), причём главная задача социальной системы, с их точки зрения,заключается в том, чтобы предотвратить экокатастрофу;

4. Экологи-экономисты резко выступают против экспотенциального экономического роста и неограниченных возможностей экономического, социального и культурного развития; Выступая сторонниками гармонизации отноше­ний человека и природы, они выдвигают ряд Глобальных моделей Будущего человечества, начиная от концепции ну­левого роста и кончая концепциями ресурсо- и энергосбе­регающих технологий. И безотходных производств.

Исследуя проблемы экологии человека, современные экофилософы обращают внимание на то, что проблемы

глобалистики возникли не столько от последствий стихий­ного развивавшегося индустриального общества, сколько с развитием христианства, ибо еще в самом начале распрост­ранения христианской религии, по мнению французского исследователя Жана Дорста, именно христианство воспита­ло презрение ко всему, чего не касалась рука человека. Оно создало миф о неисчерпаемости богатств Земли и формировало безграничную веру в человеческий гений и в технологию, которая разрешит все проблемы, стоящие пе­ред человечеством. Аналогичные взгляды, поддерживаю­щие мнение о принципиальной разрешимости всех гло­бальных проблем современности имеют многие философы, апологеты индустриального и информационного общества — Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, Г.-М. Маклюэен, О. Тоффлер и многие другие, принадлежащие к оптимистическому крылу ученых.

Центральной категорией экофилософии является категория жизнь, которая понимается предельно широко, как космическое явление, куда входят биологические, психоло­гические, духовные и душевные характеристики, интуиция и вчувствование, благодаря чему снимается граница между миром человека и миром природы. Рационализм и, в особенности, голый рассудок, на протяжении многих столетий разделяли мир природы и человека. Современная экофилософия предполагает радикальную трансформацию в понимании социальных и гносеологических проблем и это обеспечит человечеству отказ от экспансии на природу, позволит создать альтернативную технику и принципиально новую технологию, сформировать альтернативную культуру систему ценностей, противоположную ныне существующей, связанной с эгоизмом, погоней за прибылью, борьбой за власть, эгоцентризмом и агрессивностью. Практически все ныне существующие критические движения в той или иной мере примыкают к экофилософии и пропагандируют принципы биосферной концепции культуры.

Биосферная концепция культуры развивалась под непосредственным влиянием работ не только В. И. Вернадского, но и других русских ученых — А. Л. Чижевского. К. Э. Циолковского, говоривших о нерасторжимой связи между историей человечества, космическими процессами и геополитическими явлениями, происходящими на планете долгие годы работы по философии К. Э. Циолковского (1857—1935) замалчивались в связи с тем, что ученый был не только идеалистом, но и приверженцем элитарной кон-


цепции власти. Истина состоит в том, чтобы самая лучшая часть человечества управляла Землей — писал Цилковский. Будучи продолжателем идей русского космизма, он рассматривал жизнь как явление космическое, считая, что атом, как определенная субстанция, и как бессмертное эле­ментарное существо свободно переносится в разные концы Вселенной, на основе чего возникает "космическая этика" или "круговая порука нравственных существ". Ученый счи­тал, что жизнь на Земле имеет только первые, сравнитель­но неразвитые формы жизни и что ей предстоит еще боль­шая эволюция и трансформация.

Большое значение для понимания нового отношения к человеку и жизни на планете оказали экспедиционные тру­ды по антропологии и главная книга Пьера Тейяра де Шapдена (1881—1955) "Феномен человека", в которой он рас­сматривает человека и его культуру в соотнесении со Все­ленной, подчеркивая, что все в мире подчиняется универ­сальной эволюции и космогенезу Деятельность человека и его духовность добавляют к материальным оболочкам Зем­ли еще и оболочку духовности, названную Ноосферой или сферой разума. С его точки зрения, культура человечества является не искусственным образованием, а необходимым этапом в развитии космоса. Он выдвигает любовь как сред­ство создания новой культуры, свободной от абсолютного индивидуализма Запада Человек, по мнению Тейяра де Шардена, является определенным итогом эволюции косми­ческого целого и его духовность и весь его сложный мир сознания представляют один из этапов эволюции Вселен­ной, состоящей из преджизни, жизни, мысли и сверхжиз­ни. Человек появляется на этапе Омега, являющейся регу­лятором Вселенной, ее концом и началом. П. Тейяр де Шарден считал, что современное человечество достаточно разумно для того, чтобы понять, что в единстве науки и религии возможно отыскать пути для решения проблем со­временного человечества. Творческая эволюция современ­ного человека происходит на основе духовности и любви с помощью энергии, идущей от бога и это создает возможно­сти совершенствования человека и его взаимоотношении с природой.

Альберт Швейцер (1875—1965) создает этическую кон­цепцию благоговения перед жизнью. Он резко критикует европейскую философию за иссушающий рационализм и утрату творческих ценностей культуры. Материальное производство не может быть выше духовного, утверждает ученый, и доказывает, тго фабричный труд и конвейер не

сделали людей ни богаче, ни счастливее Европейский человек становится все более одиноким и несчастным, хотя его уверяют в прогрессивном развитии общества. Совре­менный мир испытывает острый упадок культуры, по­скольку она теряет этическое. Содержание, ее губит нацио­нализм и неблагородный, доведенный до абсурда, патриотизм. Второй причиной упадка культуры Швейцер считает утрату мировоззрения, что ставит общество уже на грань патологических изменений.

Созданная им этическая концепция благоговения перед жизнью утверждает, что добро -- это сохранение и разви­тие жизни, а зло — унижение и уничтожение ее. Для реализации этого этического требования не нужны какие-то особые нормы и правила. Личные качества человека, его - жизненные обстоятельства по-разному могут способствовать реализации требования защиты живого, но представ­ление о зле напоминает, что уничтожение и принижение жизни всегда есть зло По мнению Швейцера, этика благоговения перед жизнью может быть реализована только в личностном, индивидуальном выборе, потому что. с его точки зрения, нравственный выбор и нравственные поступки связаны только с самим человеком и не могут диктоваться со стороны общества, иначе придется оплачивать так называемое общее благо. Ценой счастья людей и в истории человечества тому множество примеров. Этика жизни ввиду этого всегда должна быть наготове, чтобы не дать обществу выступить в качестве нравственного воспитателя человека Он считает, что "гибель культуры происходит вследствие того, что создание этики перепоручили государству". В современном мире пока нет путей для расширения этики личности до этики общества, однако трансформация этики общества в этику, как показывает европейская культура личности, крайне нежелательна — этот путь приводит к гибели и общество и человека. Для того, чтобы не погиб­ла современная цивилизация, утверждал А. Швейцер, необ­ходимо соединение ее основ с моралью вообще, и в первую очередь, с принципом благоговения перед жизнью, что является не только испытанием для каждого отдельного человека, испытанием для каждого общества, эта испытание для самой жизни на всей Земле Этические проблемы в рамках сохранения жизни на планете были подняты и в работах Римского клуба, во главе которого стоял итальянский бизнесмен и ученый Аурелио Печчеи (1908—1984). Разработка идей социального глобализма в работах этого клуба была неразрывно связа-

на с новым гуманизмом, основой которого они называли признание феномена жизни как высшей ценности Римский клуб признает высшей ценностью саму жизнь в ее единст­ве, богатстве и многообразии Выдвигая императивы выжи­вания человечества и его целостности они называют при­оритетными ценностями — сотрудничество и кооперативность людей, взаимную помощь, социально-экономическое развитие, искоренение нищеты и человеческих страданий, инновативность, творчество, ответственность и оптимизм. Вся мощь современного научно-технического прогресса должна сдерживаться таким явлением как мораль, которая способна внести существенные самоограничения в совре­менную практику жизни С точки зрения Римского клуба, целостность новой морали придают сам человек, культура общества и ценности культуры Центром этических пред­ставлений они называют Природу, Человека, Общество, Технику, а главной основой бытия — Природу.

Важнейшая задача современного человечества — куль­турная эволюция, которая предполагает развитие челове­ческих качеств, обеспечивающих процесс самоактуализа­ции человечества.

Новый гуманизм, предложенный А. Печчеи, предпола­гает развитое чувство глобальности, любовь к справедли­вости и нетерпимость к насилию, — обращенность к внут­реннему миру человека, его духовно-душевной культуре.

Основой и началом нового бытия человечества экофилософы считают формирование экологической культуры у всех людей, что обеспечит оптимизацию взаимодействия природных и социальных, естественных и искусственных процессов. Это предполагает, что человечество уже пони­мает равноправность двух систем: природной и искусствен­ной. без которых существование человечества невозможно.

Современное человечество призвано гармонизировать все традиционные виды взаимодействия человека с приро­дой: использование ее природных богатств (природополь­зование), охрану природы как естественной среды обита­ния человека; разумное регулирование природных процес­сов, в первую очередь, их восстановление, сохранение я улучшение

В конце XX века стала очевидной утопичность взглядов тех философов, которые призывали к возвращению в при­роду, к уничтожению техники и техногенной культуры, к возвращению человека- в "естественное" состояние, с его простыми формами жизни. Социокультурные процессы со­временности и, в особенности, неконтролируемое техно-

генное вмешательство человека в биосферные процессы показали, что для сохранения планеты. Земля необходимо совместное природное и искусственное развитие на основе принципов коэволюции. Академик Н. Моисеев подчерки­вает, что это означает "целенаправленное и согласованное развитие биосферы и общества, а ее разрушение эквива­лентно гибели цивилизации". В работе "Восхождение к ра­зуму" (1993 г) он подчеркивает, что человек — часть при­роды, но природа для него не соперник, не раб и не конку­рент. Экологической культуре нет альтернативы, если че­ловечество хочет выжить, поэтому уже в настоящее время оно должно отказаться от гордыни и мифов XX века. про­тивопоставлявших природу и человека, а также народы и государства друг другу Необходимо восстановить нравст­венные ориентиры, ослабить тоталитаризм и абсолютиза­цию власти и сформировать глобальный интеллект, тот коллективный разум, который одухотворенный любовью к жизни, живому, к каждому человеку, поможет выйти че­ловечеству из тупиков техногенной культура.

Сторонники биосферной концепции культуры создали свою классификацию культур человечества По их мнению, на ранних этапах существования человечество имело раз­ные модификации биогенной культуры, подчиняясь всем ее законам. Затем возникает, вначале преимущественно в Европе, техногенная культура, которая создала огромную искусственную среду, опираясь на лозунг "господства над природой" Современное человечество переходит к ноогенной культуре, предполагающей бытие людей, определяемое экологическими законами К. Лоренц в работе "По ту сто­рону зеркала" пишет, что основанием биосферной концеп­ции культуры является понимание того, что культуры — естественные структуры, развившиеся естественным пу­тем, они созданы в ходе борьбы за выживание и в настоя­щее время на планете насчитывается до трех тысяч разных культур, конкурирующих за экониши в биосфере Развитие человечества ведет к интеграции разных культур и, види­мо, недалеко то время, когда на месте множества культур сформируется единая глобальнотехнологическая культура (глобалтех). которую отличает высокая степень свободы во всех областях, превосходство перед другими культурами, с точки зрения знаний и их реализации, с точки зрения ценностей, культурных образцов и норм. А главное, именно культура глобалтеха обладает безусловным приоритетом при передаче ее эталонов, называемых мемы, темы, сцены и грезы. Если определять каждую культуру как особую

 

форму приспособления сообщества к окружающей среде, то современный глобалтех является уникальной попыткой такого приспособления и приобретения энергетических преимуществ перед другими существующими сейчас куль­турами. С точки зрения К. Лоренца, техническая цивилиза­ция гибельна в своей основе, она загоняет человечество в тупик, на ее место приходит новая культура, основанная на создании общепланетарного информационного пространст­ва. Это означает: "экофильное", нравственное отношение к природе, связанное с обузданием научно-технического и технологического бума; развитие экономики, базирующее­ся не на погоне за прибылью, а удовлетворяющее новые потребности людей. Культуры Запада и Востока, Севера и Юга при этом не должны противостоять друг другу, а до­полнять и утверждать новый тип цивилизации, связываю­щий через разные формы общения не только всех живу­щих на Земле людей с живой и неживой природой, но и со всем Космосом. Началом изменения человечества является сам человек, а развитие и самосовершенствование всех его качеств и способностей — гарант выживания человечества.

Литература

Каталог биосферы. М., 1991.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1993.

Циолковский К. Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986.








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 219. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия