Студопедия — КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ






философских терминов

Абстракция (с лат. отвлечение) — основная опе­рация мышления, предполагающая отвлечение от не­посредственно, чувственно воспринимаемого в объ­екте и выделение в нем существенного и необходи­мого. На основе абстрагирования происходит образо­вание философских понятий и категорий.

Аксиология (с гр. учение о ценностях) — как осо­бая область вненаучного исследования и своеобраз­ный способ видения мира возникает на рубеже XIX—XX вв. Природа и эволюция ценностей, причи­ны их существования, роль в познании мира — пред­мет острых дискуссий между философами.

Амбивалентность (с лат.) — двойственность пере­живания, двойственные чувства, эмоции, вызывае­мые у.человека какими-либо явлениями:, любовь и ненависть, симпатия — антипатия, радость — горе и пр.

Антиномия (с гр; противоречие в законе) — про­тиворечия между рядом положений, каждое из кото­рых имеет законную силу. С точки зрения Канта, выбор субъектом той или иной точки зрения зависит от исходных посылок субъекта, а не от степени истинности положений.

Априорность (с лат. предшествующий) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, кото­рые не могут быть доказаны или опровергнуты опы­том. В XX веке считают, что априорные положения являются исходными постулатами науки, они услов­ны и относительны.

Артефакт (с лат.) — сделанное искусственно. Процесс, предмет, вещь созданная людьми, то, что возникает только под воздействием людей.

Аффект (с лат. душевное волнение, страсть) — определенное эмоциональное состояние, обладающее сильными чувствами и волевыми порывами в ущерб ясности мышления. Считается, что без сильных аффектов не может быть успешного творче­ства.


Архетип (с гр, начало + образ) — прообраз, пер­вичная форма, образец. К.-Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бес­сознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Архетип един для всех человеческих культур, но задавлен нормами и эталонами совре­менной культуры.

Аутентичность (с гр.) — подлинность, достовер­ность, соответствие самому себе.

Антропоцентризм (с гр.) — воззрение, согласно которому человек — это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире.

Антроподицея (с гр. оправдание человека) — принцип обосновывающий и оправдывающий ответ­ственность человека за свое бытие в мире.

Бессознательное — психическая жизнь, происхо­дящая безучастия сознания. По Фрейду это— id или Оно, К. Т. Юнг считает бессознательное коллек­тивным достоянием, оно формирует основиые моти­вы жизнедеятельности, является источником творче­ской фантазии духа и архетипов культуры.

Бытие — философская категория, обозначающая прежде всего сущёствование, бытие в мире. Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие или существование и идеальное бы­тие или сущность. 3 вида бытия или модусы бытия — возможность, действительность, необходимость. Значение категории бытия утверждают все философ­ские школы; содержание, категории бытия — объект дискуссий.

Витализм (с лат. жизнь) — концепция жизненной силы, имеющейся во всех организмах. Всё проявле­ния жизни зависят от витальности того или иного организма.

Витальность (с лат, жизнь) — жизненная сила, степень жизненности.

Виртуальный (с лат. сила, способность) — мо­гущий создать, способный быть, существовать.

Верификация (с лат. истина + делать) — под­тверждение истинности или ложности какого-либо высказывания с помощью логического доказатель­ства или опытным путем. Неопозитивизм считает, что метод верификации разоблачает несостоятель-


ность тех высказываний, которые не могут быть подтверждены эмпирически.

Гедонизм (с гр. удовольствие) — направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыс­лом бытия человека. Возникло в античности, в XX в. заново обосновывается многими философами.

Герменевтика (с гр.) — истолкование текстов или искусство перевода, объяснения. В XX в. герменев­тикой называют учение о понимании, о научном по­стижении наук о культуре, философская герменев­тика определяет превосходство понимания и интер­претации над объяснением.

Гетерогенность (с гр.) — разнородность. Характе­ристика чего-либо, состоящего из неоднородных элементов, в отличие от гомогенности, предполагаю­щей однородность процесса или явления.

Гносеология (с гр.) — учение о познании. Гносео­логический — относящийся к процессу познания.

Гипостазирование (с гр. сущность) — приписыва­ние отвлеченным понятиям самостоятельного суще­ствования.

Деконструкция (с лат.) — процесс, обратный кон­струкции, разборка смысловых конструкций текста с целью выявления его подлинного смысла.

Деонтология (с гр. учение о должном) — раздел этики, рассматривающий проблемы долга и мораль­ных требований в отличие от аксиологии — учении о ценностях. Деонтология исследует проблемы долж­ного поведения людей в соответствии с требова­ниями социально-исторической практики, культур­ной традиции.

Дескриптивность (слат. описание) — изображе­ние с помощью языка содержания переживания, со­ответственно — дескриптивный (описательный) ме­тод в науке.

Детерминация (с лат. определять) — причинная обусловленность явлений действительности, наличие закономерности в явлениях природы и общества.

Деятельность — человеческая форма активного отношения к окружающему миру, предполагающая целесообразное его изменение и преобразование. В любой форме деятельности есть цель, средство и ре-

зультат. Деятельность всегда опосредована орудиями и знаками.

Дискурс (с лат. рассуждение) — знания, получен­ные на основе предшествующих суждений, зафикси­рованные в письмах или устной речи.

Идеография (с гр.) - описательность истории, ко­торая всегда имеет дело с однократным, не повторя­ющимся явлением, поэтому она описывает, индиви­дуализирует его, не стремясь найти в явлениях исто­рии логику и закономерность. Термин введен в про­тивовес номотетическому методу, формально-логи­ческому, описывающему повторяющиеся явления природы и принятому всем естествознанием.

Имманентность (с лат.) — пребывающий внутри, внутренне присущий. Имманентность означает то, что всегда остается внутри границ возможного опыта.

Имморализм (с лат.) — отрицание обязательности принципов и предписаний морали. Крайний иммора­лизм стоит на точке зрения аморализма, Т. е. отрица­ния требований морали и принятых норм поведения в любом обществе.

Индукционизм (с лат. наведение). Метод и прин­цип познания, основанный на движении от частного, отдельного, единичного ко всеобщему и закономер­ному. В отличие от дедукции идет от опыта и наблю­дения, делает общие выводы по определенному классу исследуемых объектов.

Интравертность (с лат.) — обращенность человека, на свой внутренний мир, его боязнь мира, грубо вме­шивающегося в мысли и чувства человека и подчиняющего воздействиям извне (термин: введен К.-Г. Юнгом).

Интерпретация (с лат.) — истолкование, разъясне­ние смысла и значения чего-либо. Интерпретация предполагает предписывание определенных значе­ний исследуемому объекту или процессу.

Категория (с гр. высказывание) — основные по­нятия, в которых раскрываются простейшие формы действительности, их главные характеристики.В философии различают каттегории бытия и категории познания, соотношение между нимиисследуется в теории познания (гносеологии).


Картезианство (с лат. имени Декарта) — филосо­фия приверженцев и продолжателей Декарта. После­довательный рационализм, дуализм тела и души, де­дукция и матетические методы в познании состав­ляют особенности этой философской школы.

Код (с фр.) — совокупность знаков (символов) и система определенных правил, с помощью которых представляется, обрабатывается, передается и сохра­няется информация. Культурные коды характери­зуют разные типы культур.

Коммуникация (с лат.) — совещаться с кем-либо. Центральное понятие в философии экзистенциализ­ма: благодаря коммуникации субъект действительно становится самим собой, обнаруживая себя в другом. Коммуникация как общение может быть контактом, договором, дискуссией, встречей.

Коммулятивность (с лат. сообщение) — способ­ность речи сообщать другому о переживаниях гово­рящего, в отличие от риторики, где на первый план выходит эстетическая функция речи, т. е. способ­ность доставлять удовольствие своей красивой фор­мой.

Конвергенция (с лат. вместе и сближаться) — сближение различных объектов исследования к одной системе. В социальной философии — поиск одинакового в разных, сообществах и государствах, что позволяет сближать их историю развития.

Конвенция (с дат.) — договор, регулирующий ка­кие-либо отношения, условия, соглашения между познающими субъектами на основе целесообраз­ности.

Контекст (с лат.) — тесная связь, соединение. За­конченный кусок текста или устной речи, обеспечи­вающий понимание и определение смысла входящих в него слов и фраз.

Креативность — способность к творчеству, созда­нию чего-либо нового. Креативность как свойство личности, как правило, сочетается с высоким интел­лектом, творческой индукцией и правильной само­оценкой личности.

Легитимность (с лат. законность) — признание или подтверждение законности каких-либо прав и полномочий.

Либидо (с лат. влечение, желание, стремление) — термин из философии психоанализа З. Фрейда, озна­чающий врожденный инстинктивный сексуальный, по преимуществу, позыв, стихийную силу желания. К.-Г. Юнг расширяет понятие либидо до психиче­ской энергии вообще.

Ментальность (с лат.) — образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида. Ментальность обусловлена национальны­ми и социокультурными особенностями, в которых живут народы.

Метафизика (с гр. после природы) — со времен Аристотеля — первофилософия, основная философ­ская наука, которая ищет постоянное и связь всего, что есть в действительности. Позитивизм XIX в. объявил метафизику ложным знанием, но в XX в. возрождается стремление людей к простому, едино­му и целостному знанию, которое дает метафизика, толкующая связи всего сущего в мире.

Мимесис (с гр. подражание) — стилистический прием; воспроизведение какого-либо образца или подражание каким-то манерам и стилю поведения. Термин введен Аристотелем.

Миракль (с фр.) — средневековое религиозно-на­зидательное представление в Европе, посвященное "чуду", характерному какому-либо святому или Ма­донне.

Чудо (с лат. миракль) — необычное событие, про­тиворечащее естественному ходу вещей и предписы­ваемое вмешательству сверхестественных сил.

Монада (с гр. единица) — термин обозначающий простейший элемент, неделимую часть бытия. Не­редко термином монада обозначают духовную при­роду в противовес материальной частице атому.

Номотетика (с гр.) — законодательное искусство

или способ законодательной деятельности разума в установлении им законов и правил познания преиму­щественно в естествознании. Процедуры научного мышления с точки зрения номотетического метода подчинены формально-логическим законам.

Объективация (с лат. предмет) — превращение в объект, опредмечивание. Объективировать — превра­тить что-либо в объект.


Овеществление — понятие, которое обозначает исторически преходящую форму социальных отно­шений, когда отношения между людьми принимают видимость отношении между вещами, что приводит к отчуждению человека от его сущности и обезличе­нию человека.

Онтология (с гр.) — учение о бытии, об основных началах всего существующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, развиваемая с самых истоков философии.

Опредмечивание и распредмечивание — процессы, в которых человеческие способности в процессе деятельности воплощаются в определенном предме­те или вещи. Вместе с созданием чего-то нового, че­ловек изменяет и самого себя. Обратный процесс на­зывается распредмечивание, когда свойства предмета в процессе познания становятся достоянием чело­века.

Ориенталистика (с лат. восточный) — совокуп­ность наук, связанных с изучением культуры и язы­ков восточных народов.

Отчуждение (с нем.) — одна из наиболее обсуж­даемых проблем философии XX века. Понятие отчуждения раскрывает положение человека в со­временном мире, когда его судьба не зависит от его собственных усилий, само существование бессмыс­ленно, основано на одиночестве и потере собствен­ного "подлинного Я". Проблема истоков, сущности и снятия отчуждения исследуется многими философ­скими школами, но не получила убедительного тео­ретического решения.

Пантеизм (с гр.) — учение отом, что все есть Бог. Обожествление Вселенной, природы приводит прак­тически к исчезновению Бога, как творца и вседержателя.

Панлогизм (с гр.) — учение о том, что все в мире является осуществлением разума, что сама Вселен­ная имеет логическую природу.

Парадигма(с гр.)—образец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства опреде­ленных смысловых связей между изучаемыми явле­ниями. Термин парадигма заменяет понятие Картина мира.


Пассионарность (с лат. страсть, неистовость) — термин Л. Гумилева, означает особое состояние этноса, получившего извне большой заряд энергии, что делает этнос пассионарным.

Паттерн (с анг.) — образец, пример, специальная форма, модель, манера поведения. В социальной фи­лософии — типичные образцы какой-либо культуры, ее артефакты.

Позитивизм (с лат. устойчивый, положительный) — философская школа, основанная О. Кантом, счи­тающая философию обобщением наук, основанных на опыте и претендующая на "снятие односторон-ностей" материализма и идеализма.

Редукция (с лат. отодвигать назад, возвращать) -— методологический прием сведения исследуемых явлений к исходным началам, :такое упрощение структуры объекта позволяет понять его происхож­дение и единство с другими объектами.

Реинкарнация (с лат.) — первоплощение души, возрождение.

Релятивизм (с лат. относительный) — учение об относительности всякого познания, а значит о невоз­можности получения константного, абсолютного объективного знания.

Репрезентация (с фр.)—представительство, доста­точное для того, чтобы судить о свойствах генераль­ной совокупности всех исследуемых процессов.

Референт (с лат.) — сообщающий. В лингвистике — это предмет, к которому относится слово или знак.

Рефлексия (с лат.) — самоуглубление внутрь себя, вскрытие существенных характеристик, внутренне присущих исследуемому явлению.

Ригоризм (с лат. строгость, суровость) — без­условное повеление какого-либо нравственного принципа. Например, у И. Канта — долг — главный принцип морали. Ригористская этика — этика дол­женствования.

Свобода — категория философии, обозначающая возможность поступать так,.как хочется. В XX; в. философами рассматривается свобода "от" и свобода "для". Свобода "от" принуждения, насилия, эковдэми-

ческого диктата и т. п., или от смерти, страха, отчая­ния, рассматривается как своего рода иллюзия, а сво­бода "для" есть свобода всестороннего развития сил и способностей человека.

Сенсуализм (с лат. чувство, ощущение) — прин­цип познания, основанный на чувственном восприя­тии, согласно которому в интеллекте нет ничего, че­го ранее не было в чувстве. Сенсуализм близок по­зитивизму.

Семитичные (от Сим. сын Ноя) — народы, осново­положником которых был Сим (в первую очередь евреи), говорящие на родственных семитических или семитских языках.

Символ (с гp.) — отличительный знак, которому придает особое значение какая-либо группа людей. Символ всегда многозначен, он хранит тайну, намек, понятный только посвященным. Символы влияют на все стороны жизни человека: разрешают и запре­щают, предписывают и покоряют.

Синология (с лат. названия Китая) — наука о ки­тайском языке и литературе, часть китаеведения.

Синтезия (с гр.) — соединять, сочетать, сопостав­лять.

София (с гр. мудрость) — в русской религиозной философии творческая премудрость Бога, в ней за­ключены все мировые идеи и идеи самого человече­ства. Олицетворение женственного в Боге и символ тайн бытия.

Стохастический (с гр. догадка) — случайный или вероятностный процесс, характер изменения которо­го точно предсказать или описать невозможно.

Сублимация (с лат. вознесение, поднятие кверху) — в философии З. Фрейда обозначает переключение либидозных влечений, не получающих удовлетворе­ния, на более высокие, преимущественно духовные виды деятельности — политику, искусство, науку.

Субстанция (с лат. сущность) — нечто неизмен­ное в противовес меняющимся состояниям и свойст­вам. Чаще всего субстанция — синоним материи, ве­щества. Термин используется с античных времен, однако, в разных философских школах понимается по-разному.

Сциентизм (с лат. наука) — абсолютизация роли науки а жизни общества, особенно характерная для современной индустриальной цивилизации.

Тварность (с гр.) — сотворенное Богом — при­рода, вещь, человек — созданное, сотворенное, воз­никающее, т. к. акт божественного творения непре­рывен.

Тенденция (с нем.; лат.) — стремление, склон­ность к чему-либо — предвзятая мысль, проводимая в какой-либо теории или научном труде; направле­ние, в котором идет развитие каких-либо явлений действительности.

Теодицея (с гр. бог + правда, справедливость) — учение об оправдании бога, в связи с существова­нием в мире не только добра, но и зла.

Теология (с гр.) — богословие, учение о боге, систематизация вероучения той или иной религии^ Теология зачастую отождествляется с религиозной философией и в этой связи является объектом фи­лософской критики.

Теизм (с гр.) — вера в единого индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, сущест­вующего как творец, хранитель и властитель мира, вне мира и выше всего мирского.

Толерантность (с лат. терпение) — терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привыч­кам, отличным от тех, которые разделяет субъект. Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей.

Тоталитаризм (с лат. целый, полный) — общест­венно-политический строй, основанный на автори­тарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отноше­нии инакомыслящих.

Трансцендирование (с лат. выходящее за пределы) — недоступное познанию, то, что находится за" пре­делами опыта, лежит по ту сторону опытного, эмпирического знания.

Трансцендентализм — исходное понятие филосо­фии И. Канта, означающее систему рассудочных по­нятий и принципов, которые связаны с предметами,


данными нам чувственно, а значит могут быть под­тверждены опытом. Трансдентальным могут быть: теория познания, проблема внутри нее, познание, связанное с предпосылками возможного опыта.

Феноменология (с тр. явление + наука) — по И. Канту: "наука о феноменах или явлениях действи­тельности; по Гегелю: учение о развитии науки и знания, начиная от первой мысли познающего субъ­екта об объекте вплоть до абсолютной истины; по Гуссерлю: априорная наука о чистом сознании, кото­рое всегда является "сознанием чего-либо" т. е. направленным на предмет.

Филогенез (с гр. "племя, род и происхождение, развитие") — общая эволюция различных родов и видов организмов. Филогенез необходимо рассматри­вать в единстве с онтогенезом — особенностями индивидуального развития живого организма.

Физикализм — философская концепция, считаю­щая, что все должно постигаться при помощи мето­дов физики, в противном случае познание бессмыс­ленно.

Холизм (с гр. целое) — учение о целостности мира во всех его главных областях— психической, биологической и самой внешней и самой рациональ­ной физической действительности.

Шизоанализ (с гр. расколоть и анализ) — на­правление современной постмодернистской филосо­фии, исследующее маргинальные группы и их пове­дение, а также их язык как существенную часть их неязыкового поля, которое называется "машинами желания". Мир желания с точки зрения шизоанализа — это мир. где все возможно.

Экзистенция (с дат.) — существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущ­ности человека и по-разному определяющего эту сущность.

Экуменическое — движение за объединение всех христианских церквей для усиления влияния рели­гии и борьбы против атеизма. Возникло в XX веке. В переносном смысле — создание на основе консенсу­са теории, одинаково пригодной для разных областей звания.

 


Экстравертность (с лат.) — обращенность лич­ности во вне. Такое поведение и образ мысли чело­века, когда он постоянно открыт для внешних влия­ний, в отличие от интровертов, обращенных в свой внутренний мир, замкнутых по отношению ко внеш­ним воздействиям. Термины предложены К.-Г. Юнгом, психологом.

Элитарность (с фр.)— лучшее, избранное. Свой­ства людей, делающие их интеллектуальной, военной, экономической, политической или творческой элитой — теми привилегированными слоями обще­ства, которые на деле осуществляют функции управ­ления и творческого развития всех сфер культуры.

Эмоция (с фр.) — реакция человека и животных на воздействие каких-либо раздражителей. Терми­ном обозначают все виды чувствительности и пере­живаний. Эмоциональное мышление находится под влиянием чувства, настроения.

Эмпиризм (с гр. опыт) — направление в теории познания, которое считает главной силой в познании чувственный опыт (эмпирию). Эмпиризм как прин­цип познания противостоит рационализму.

Эпистемология (с гр. знание + учение) — теория познания. Эпистемологический синоним — теорети­ко-познавательный, гносеологический.

Эсхатология (с гр. крайний, последний) — пред­ставление о конце мира и связанных с ним возмездиях. Разрабатывалось преимущественно в религиоз­ных концепциях. В XX веке используется в футурологических концепциях, связанных с катастрофиче­ским. видениеммира.

Эзотерическое учение (с гp.) — направленное внутрь, тайноеучение, предназначенное только для избранных, специалистов и понятые только этому кругу. Противоположное учение — экзотерическое — доступно и приятно всем, непосвященным и не­специалистам.

Элита (с фр. лучшее, избранное) — обозначение высших, привилегированных слоев в обществе. При­чина возникновения элит в природной одаренности людей. В современном мире различают 5 элит: поли­тическая, экономическая, административная, воен­ная, интеллектуальная.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 220. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия