Медицина в древнерусском государстве
С ранней поры на Руси появились ремесла. Русские люди были одними из лучших кожевников в мире; русский поташ и смола вывозились за рубеж. Уже в IX веке русские торговали льном. Из новгородских пределов вывозилась за границу лиственничная губка (противотуберкулезное средство). Кора ясеня, издавна использовавшаяся за границей как противомалярийное средство, первоначально получила признание у русского народа. О багульнике, как о мощном противопаразитарном средстве, за границей узнали также от новгородцев. Новгородским лекарям ранее всех в Европе стало известно употребление в пищу сырой печени трески при куриной слепоте. Ими же применялись панты (молодые рога оленей), чеснок, лук, редька, хрен, подорожник. Подорожник широко использовался при гнойных язвах наружно, а чеснок – при кишечных болезнях внутрь и в виде чесночной воды для обмывания всего тела при эпидемиях (чума, дизентерия и др.). В этот же период из числа торговых и ремесленных людей выделилась новая профессия — « лечцы», затем появились зелейники. В X веке на Руси вводится христианство и распространяется просвещение. На Руси в медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское. Принятие христианства сыграло огромную роль в укреплении Древнерусского государства. Просвещение вообще и в том числе медицинские науки проникли в Россию из Византии вместе с христианством. Первыми врачами были духовные лица. Принято считать, что первую всенародную больницу учредил в 1091 году Ефрем – епископ Переяславский, будущий киевский митрополит. Из других врачей – духовных лиц были известны Пимен Постник, Дамиан Целитель, Агапит, благодаря которым Киево-Печерская лавра во времена Ярослава Мудрого стала центром медицины на Руси. Позднее, в XIII – XIV веках в Новгороде, Смоленске, Львове появляются гражданские больницы. Взгляды на причину болезни и ее лечение под влиянием церкви среди народа было распространено мнение о том, что возникновение болезни зависит от сверхъестественных сил, гнева богов, неправильного стояния светил, изменения климата, поэтому, когда в XIV веке в Новгороде вспыхнула эпидемия чумы, чтобы предотвратить «Великий мор», народ в течение 24 часов построил церковь Андрея Стратилата (существует и поныне). Чума в народных сказаниях изображалась женщиной огромного роста с распущенными косами в белой одежде. Холера изображалась старухой со злобным искаженным лицом. Описание симптоматики некоторых болезней известно из заговоров, придуманных народом для избавления от страданий. С принятием христианства, распространением грамотности и письменности создались предпосылки для систематизации и обобщения опыта народной медицины. Были написаны травники и лечебники. Многие из них погибли. Первый литературный памятник как источник изучения древнерусской медицины «Изборник Святослава» 1073 года. Источники для изучения истории русской медицины: I. Древнерусская медицинская письменность: «Вертограды» (сад, цветник) – медицинская энциклопедия (основное содержание – лекарственная ботаника). 1. Травники – описание приготовления лекарств из трав. 2. Лечебники – руководства с перечислением болезней и лекарств против них. 3. Переводы древних классиков – Галена, Аристотеля, Гиппократа, Авиценны. 4. «Сказание о пропущении вод» – этот вид рукописей был рассчитан на лаборантов, аптекарей, т.е. тех, кто занимались приготовлением дистиллированной воды, от них требовалось знание элементарной химии, достаточное умение обращаться с лабораторной посудой и инвентарем. Само лечение по этим рукописям сводилось к употреблению «пропущенной» воды, получавшейся простым кипячением ее с травами и последующей отгонкой и охлаждением водяного пара. II. Немедицинская письменность (как источник для изучения древнерусской медицины) 1. Летописи 2. Древнерусские сборники: Ø Изборник Святослава – переведен в X веке с греческого языка на болгарский, позже переписан для Киевского князя Святослава – это хрестоматическая энциклопедия. Ø Сборник «Пчела» – переведен с греческого в XII веке, состоит из изречений Священного писания, изречения из книг античных и византийских светских авторов – наставления «Пчелы» облечены в форму афоризмов, исторических анекдотов и легко были усвояемы. Поэтому исключительно популярен был до XVII века. 3. Агиографическая литература – жития святых – например: Повесть о Петре и Февронье. 4. Древнерусские юридические памятники. Ø Договоры русских князей с греками – оговаривалась оплата врачей за лечение. Ø Древние русские грамоты Ø Кабальные книги – при вступлении в кабалу подьячие проводили осмотр закабаляемого, и данные заносили в книги. 5. Сказания иностранцев о России. 6. Памятники древнерусской педагогической литературы. III. Древнерусское изобразительное искусство. Монастырская медицина, широко практикуя лечение молитвами, использовала и богатый опыт народной медицины: лечение мазями, травами, водами. Уставами монастырских больниц предписывалось иметь лекарственные средства, в том числе различные масла, медь, клюкву, сливы, пластыри, вино. О появлении врача-профессионала в Киевской Руси свидетельствует ряд законодательных актов. В «Правде Русской» - древнейшем своде законов, установленным Ярославом Мудрым (1019-1054 г.г.), упомянуты «лечцы» и оплата их труда. «Лечцы» умели распознавать болезни, готовить лекарства и даже предсказывать исход некоторых заболеваний. В Киеве, Новгороде и других городах при княжеских дворах, монастырях работали русские и иностранные врачи. Благодаря развитию торговли и внешних сношений с зарубежными странами на Руси стали появляться врачи-иностранцы. Эти врачи лечили князей и бояр. Народ лечился у знахарей, «ведунов», «бабок», чаще всего, используя «заговоры» и «нашептывания». В этот период широко стали использоваться такие лекарственные средства как шиповник, валериановый и солодковый корень, сабур. Врачи X-XI вв. применяли лекарственные средства медицины восточных славян. Так, например, в «Шестодневе» описывалось применение аконита, болиголова, белены, втирание металлической ртути, получение опия из головок мака; указывалось на целебное значение «теплиц» (минеральных вод). Лекарственные средства готовилось в форме порошков, отваров, мазей. Нередко назначались ванны с настоями из различных трав. Во Флорентийской библиотеке «Лоренцо Медици» сохранился до наших дней единственный экземпляр древнейшего русского лечебника «Алимма» (Мази), который составила в XII веке внучка Владимира Мономаха – Евпраксия (в замужестве Зоя Комнина). Евпраксия (1108-1180 г.г.) известна в народе под именем «Добродея». Рукопись состояла из пяти частей, в первой части говорится о временах года, движении и покое, сне и бодрствовании, о четырех типах телосложения людей и о бане, которая очень «предохраняет здоровье и укрепляет тело». Вторая часть посвящена гигиене брака, беременной и младенца; в третьей части идет речь о гигиене питания; в четвертой и пятой - описаны наружные и внутренние болезни. Кроме того, в лечебнике сказано о болезнях рта, о качающихся зубах и о том, как зубы «белыми сделать». Лечение ран рекомендовалось проводить квашеным тестом, печеным луком и медом с луком. Лечение хронических заболеваний - способом «заволока». Изучив опыт народной медицины, способы лечения, целебные травы, она занималась врачебной практикой. Проживая в Киеве до замужества, собирала травы, коренья, изучала их лечебные свойства. В 1122г. Евпраксия вышла замуж за сына Византийского императора Алексея Комнина. При короновании ей дали имя «Зоя». В Византии она изучала греческий язык, перечитала Гиппократа, Галена, Авиценну – в результате написала руководство по медицине. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» (XV век) автор рассказывает о девушке Февронии, которая излечила князя Петра мазью из хлебной закваски. Она «взяла небольшую плошку, зачерпнула из дежи хлебной закваски, и приготовила мазь. Предложила истопить баню для князя. После мытья велела помазать все язвы и струпы на теле. Вскоре наступило выздоровление князя». В повести нашел отражение эффективный способ лечения больных в бане. В Древней Руси, наряду со своим прямым назначением, она служила местом, где лечили различные простудные, кожные заболевания, ревматизм, боли живота, выполняли сложные процедуры. В бане вправляли вывихи, «пускали кровь», делали массаж, растирание, «накладывали горшки», принимали роды. В XI веке вместе с монастырскими больницами создавались «строения банные». Широкое распространение получили индивидуальные,бани при усадьбах и дворах. В конце XVIII века русский ученый Н.М. Максимович-Амбодик писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы с силою бани». Лечение больных в Древней Руси проводилось различными средствами растительного, животного и минерального происхождения. В народной медицине находили широкое применение множество целебных растений: полынь, ревень, бодяга, крапива, куколица, подорожник, березовый сок, можжевеловые ягоды, чемерица, проспурняк, листья березы, листья и цветки липы, золототысячник, бузина, чеснок и др. Из лекарств животного происхождения на Руси применяли «бобровую струю» и кобылье молоко (степные славяне), «струю каборги» и панты (Восточная Русь), новгородцы использовали сырую печень трески. Из минеральных продуктов в лечебную практику вошли различные минералы и камни. Скифские врачи знали лечебные свойства мышьяка и других солей. Опилки из меди назначали внутрь, порошок золота применялся для припудривания при заболеваниях кожи головы. Известны были уксус, селитра, поташ, скипидар, медный купорос. На Руси очень распространено было применение драгоценных камней при лечении всевозможных болезней: «алмаз блюдет от ран, обнаруживает отраву, покрываясь потом, яхонт укрепляет сердце и уничтожает перхоть в голове, облегчение родовой деятельности. Изумруд сберегает от проказы, бирюза спасает от насильственной смерти, так как бирюзы никто никогда на убитом человеке не видел. Кто рубин при себе носит – мысли злые отдаляет и промеж людьми приятельство чинит, и всякое счастье размножает, аметист неплодного плодным делает». С незапамятных времен на Руси для укрепления здоровья назначали минеральные воды. Целебные свойства «кислой воды» народ знал давно и с успехом применял ее для укрепления здоровья. До настоящего времени сохранилось название этой воды - нарзан, что в переводе означает «богатырь-вода». На Руси процветала хирургия как важнейшая отрасль практического врачевания. Потребность в хирургии была вызвана частыми войнами и бытовыми травмами. Для обработки ран пользовались вином, березовой водой, растворами обычной соли. Сообщения летописей, записи современников свидетельствуют о распространении заразных заболеваний на Руси. Это побуждало к активной выработке самых разнообразных мер борьбы с ними. Так, создавались пограничные заставы и засеки, иногда для этой цели разводили костры. О необходимости разобщения заразных больных и здоровых упоминается в сборнике Святослава (XI век). Во время морового поветрия в Полоцке в 1092 г. жители прибегали к самозащите в своих жилищах во избежание заражения при встречах с больными на улицах и площадях города.
|