Медицина в период образования и развития Русского государства
В XV и XVI веках Московская Русь переживала период своего возрождения. Осваивались новые земли, совершенствовались орудия труда, быстро развивались ремесла. В XV веке в Москве появились итальянские, немецкие и другие западноевропейские архитекторы, английские и голландские врачи и аптекари. Однако в государстве наблюдалось значительное отставание в области просвещения. Тем не менее, богатые традиции медицины в лекарствоведения не были утрачены. «Лечцы» в городах и селах Руси продолжали практиковать, составлять и распространять рукописные произведения медицинского характера. К XV веку относится составление «Лечебника Строгановых лекарств», а также рукописи под названием «Книга, глаголемая Травник, травам всяким по азбучным словам». Судьба первых двух пионеров профессиональной медицины в России «Антона Немчина» и «Леона Жидовина», могла надолго отбить охоту у иностранцев нести врачебную службу в Москве. Антон Немчин после неудачного лечения татарского царевича Каракача был выдан сыну умершего. Последний приказал отвезти его на Москву-реку и там под мостом зарезать. Леона Жидовина после смерти сына Великого князя Ивана Ивановича, которого он лечил, посадили в тюрьму, а затем отрубили голову. Официальная медицина обслуживала только царский двор и знать, все остальное население вынуждено было пользоваться услугами знахарей, лечцов и травознатцев – и весьма отрицательно относилось к государевой медицине, что видно из пословиц: «аптека полвека», «не жива та душа, что по лекарям пошла», «чирей вырежет, а болячки вставит». Древнерусская литература не проводила различия между врачами и «травознатцами». Последние выполняли функции первых и обратно. Поэтому все врачебные рукописи насыщены сведениями о причинах болезней, приводят названия последних, подробно описывает их признаки. Лекарственные формы отличались большим разнообразием: «питие», «порохи» (порошки), «мазуни», «пластыри», встречаются чаще всего, «горошки» (пилюли) должны «клатися болящему под язык». Пастилки из терновых ягод назывались «левашами. При зубных болях назначалось полоскание настоем из листьев шалфея. Ингаляции через камышинку из горшка с кипящей водой применялось при «ртяной жабе», а «ноздряным духом» - от насморка. При помощи такой же тростяной или полой бузинной палочки выполнялось спринцевание уретры. Присыпки к язвам и ранам состояли из пороха жженной коры березовой и т.д., баранья шерсть использовалась как перевязочный материал. В Новгородских и Московских лечебниках 16-17 веков вместо шерсти использовали высушенный мицеллий гриба, пакля конопляная или льняная, мох, собранный с деревьев, полотенце. Для исправления вкуса в качестве растворителей и обволакивающих чаще всего находили применение: мед, уксус, соль, пиво, вино белое и красное, сахар, молоко. Вино должно быть не мутно и не подмылено. Сахар употребляется в виде леденца. Молоко использовалось и от диких животных – «лосье», «оленье» и др. При глистах рекомендовали младенцам дикую рябину в коровьем молоке, «цитварину» назначали вместе с козьим молоком. Рецепты отличались сжатостью, напоминая современные прописи: «веси (взвесь) воды дятила 6 золотников, фирияку добраго I золотник, корени дягилева толченого 1,5 золотника и разведи то вместе и дай болящему пити преже спания». Весовой принцип не всегда был выдержан строго, потому что сами «скалвы» (весы) не всегда могли быть под рукой. Взвешивание было обязательным при назначении сильнодействующих средств, в торговой практике часто отсутствие гирей заменялось «гривнами», «гривенками» или бобовыми и ячменными зернами. Поэтому в лечебниках встречались меры бытового веса: «горсть» и «ложка» для порошков, а «ковш», «чарка добрая», «стакан» – для жидкостей. Сильнодействующие лекарства отмеривали яичной скорлупой или скорлупой грецкого ореха. В глазной практике применяли капельную дозировку. Количество назначенного лекарства лечебники ставят в зависимость от возраста и физической крепости больного. «Люди дебелые и мокростные противопоставлялись людям сухолявым и тощим». Последним делалась скидка в дозах прописанного зелья. Существовало «особно лечба бражника» (пьяница). Многие средства назначались «на тще сердце» (натощак), и редко «всыт». Дневная доза дробилась обычно на три или на два приема – «утре», «водни», «вечере». Были назначения «с распростертием на 40 дни» и даже «на дву месяци». Практиковалось также каждодневное восходящее увеличение количества лекарства с последующим снижением до исходной дозы. Прерывистое лечение «трясовицы» (малярии) в русских лечебниках применялось еще 400 лет назад. Противоглистные зелья прописывались по принципу двухфазной терапии: «и тою глисту надобно лекарствами утомити и обессилити, чтобы она в клубок вместилася, а и от кишок бы отстала, и как она от кишок отстанет и в те поры мочно ее на низ согнати». Самое широкое распространение на Руси получили лечебники, травники и зелейники, в которых находил отражение опыт народной медицины и русских лекарей-профессионалов, В них описывались лечебные свойства растений, давались советы, как лечить некоторые заболевания. Лечебники и зелейники содержали практические сведения без всяких элементов религии и мистики. Власть, защищавшая интересы церкви, жестоко преследовала ходившие по рукам лечебники и их обладателей: «в 1676 году известный боярин Матвеев был оговорен лекарем, что в тетрадке его «писаны приемы от всяких болезней». Матвеев был сослан в монастырь с конфискацией имущества. По другому аналогичному делу – «подъчего карпушку Тараканова за заговорные письма, которые он из лечебника списывал… бить кнутом и сослать в Астрахань на вечное поселение, а лечебник сжечь». Во вторую половину XII века под влиянием торговых связей, завязавшихся между Россией и Англией через Белое море и благодаря личным дружеским связям, связывавшим Ивана Грозного и английскую королеву Елизавету, английские врачи стали в большем количестве приезжать в Россию. При дворе Бориса Годунова (1598-1605 г.г.) было уже так много врачей, что для лечения заболевшего в Москве датского принца явилась возможность созвать консилиум. Все эти врачи были немецкого происхождения, за короткое время утвердились в России, что конкуренция с ними сделалась невозможной даже англичанам и голландцам, появившимся в России раньше их. Простой народ получал лекарства в основном в зелейных лавках. В древности лекарства называли «зельями» - от слова «зеленый», т.е. травяной, отсюда и произошло название народных аптек - зелейные лавки. Когда впервые они возникли в Московском государстве - не установлено. Известно только, что «зелейни» существовали уже в первые годы становления Руси. В Уставе великого князя Владимира (X век) отмечается, что верховным судам подведомственной зелейничество. В XVI столетии в торговых рядах многих городов Московского государства имелись зелейные лавки. Государство собирало с них оброк, как с заведений торгового характера. Сведения, как о самих лавках, так и о зелейниках можно найти в переписных книгах городов. В писцовых книгах 1585-1588 гг., имеющих отношение к Пскову, Новгороду, Костроме, Серпухову, также упоминается о зелейниках. Это указывает на то, что профессия аптекаря, отделяясь от смежных, становилась самостоятельной и была довольно распространенной. В Москве, наряду с отдельными зелейными лавками, существовал целый зелейный ряд. Историк М. Чулков писал в 1782 году: «До 1701 года был в Москве, в Китае, зелейный ряд и по улицам многие лавки, в которых продавали разные зелия, всякие товары и масти, употребляемые вместо лекарств». Зелейный ряд располагался в верхних торговых рядах между Никольской улицей и Ильинкой. В XVI-XVII веках зелейные лавки изготавливали значительные количества медикаментов и имели довольно широкий круг потребителей. Здесь запасались лекарствами «лечители» - врачи, приобретались медикаменты для воинских частей, выполнялись заказы частных лиц. Ассортимент медикаментов был весьма разнообразен. «Зелейни» вели широкую торговлю лекарственными травами, семенами, уксусом, дегтем, смолой, продуктами минерального происхождения и платили государству налоги. Зелейники и травознатцы лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Они сами собирали сырье, готовили настойки, порошки, мази, пластыри, вина, водки, различные извлечения, сиропы, сборы и пр. По мере развития торговли лекарственными травами владельцы зелейных лавок начали культивировать некоторые дикорастущие лекарственные травы в приусадебных огородах. Первые систематические описания лекарственных средств, применяемых на Руси, относятся к XIII-XV векам. Общее количество рукописных русских травников, вертоградов, зелейников, врачебников, известных в настоящее время, доходит до 250. О широком применении лекарственных растений свидетельствует первый дошедший до нас медицинский письменный памятник «Изборник» великого князя Святослава, который написан в 1073 году в Киеве. В нем описаны целительные действия многих лекарственных трав, имеются прописи настоев, отваров, ароматных вод. К первой половине XV в. относится список рукописи «Галиново на Гиппократа», т.е. комментарии Галена к Гиппократу, обнаруженный в Кирилло-Белозерском монастыре. Это был переводной трактат-комментарий, в котором кратко излагались достижения античных авторов в теории медицины. Еще более выразительным было произведение, известное под названием «Врата Аристотеливы» или «Тайная тайных». Книга пробуждала интерес к человеческой личности, осуждала вражду и воинственность. По-новому был обрисован этический облик врача в нем одинаково хороши должны быть как его мысли, так и внешний облик и его физическое состояние. Внутренним украшением врача являлись отзывчивость, доброта, упражнения в постоянном самовоспитании. Медицинские знания ему рекомендовалось систематически черпать из книг. Выдающимся событием века явился перевод книги «Hortus sanitatis» («Вертоград здоровья»), осуществленный в 1534 г. Николаем Булевым. В книге подробно описывались разнообразные лекарственные растения, препараты животного и минерального происхождения. Перевод содержал особые главы о моче, о пульсе и лихорадке; советы, как вести себя здоровому при моровых поветриях. Во второй половине XVI века, в царствование Федора Иоанновича, была напечатана книга под названием «Глаголещая сия книга лекарская - травник здешних и тамошних зелей польского края». С латинского языка переведена пану-воеводе Троцкому, а с польского языка переведена на русский язык повелением Фомы Афанасьевича Бутурлина в лето 1588 г. Среди письменных медицинских произведений особо выделяются сборники по лекарствоведению, известные под названием «Вертограды», «Сказание о пропущении вод». Хотя появление «вертоградов» тесно связано с медицинской литературой Западной Европы, русские рукописи носят самобытный характер, в них много нового, оригинального из русской народной медицины. Один из врачей, состоявших при дворе Василия III, Николай Люев, приехавший из Любека, перевел с участием митрополита Даниила «Вертоград» («Сад здоровья»), своеобразную медицинскую энциклопедию. В «Вертоградах» приводились описания различных растений и животных, а также прописи лекарств для лечения самых распространенных заболеваний. В 1672 г. на Руси появилась еще одна книга - «Прохладный Вертоград». Это уникальный труд по истории лекарствоведения, в котором содержится обширный фактический материал, рассматриваются причины, вызывающие заболевания, обобщается многовековой опыт народной медицины по оказанию помощи больным и пострадавшим. «Вертоград» состоял из 340 глав. В пятидесяти первых главах излагались сведения о питательных веществах, злаках, плодах, овощах, об их пищевой и лекарственной ценности. В следующих 18 главах перечислялись продукты диких и домашних животных, которые применялись с лечебной целью. Далее шли главы «О речных и морских рыбах» (главы с 86 по 101), «О пчелах, меде и воске» (главы 101-103), «О заморских и русских землях и травах, деревьях и водах, на траве пропущенных» (главы 101-211). Значительное внимание в книге уделялось характеристике комбинированного влияния различных средств, а также сложных лекарственных веществ (главы 319-335) на деятельность отдельных органов. Далее рассматривались лечебные свойства масел, различных смесей, Сахаров и сиропов, драгоценных камней, металлов и минералов. В книге так же отмечались изменения, которые являлись следствием заболеваний, уделялось внимание характеристике совместного влияния применяемых средств, а также сложных лекарственных препаратов на деятельность органов и жизненных систем человека. В книге излагались сведения о заразных болезнях и их диагностике на определенных стадиях развития заболевания. Авторы предлагали способы лечения ран, общей слабости и укусов змей. Рукопись «Прохладного Вертограда» из Соловецкой библиотеки содержала дополнительные материалы о лекарственных маслах и бальзамах, птицах, насекомых и «гадах», о кровопускании. Вероятно, при переписывании в экземпляры рукописи вносились уточнения из других изданий или из личного опыта русских врачей. В «Прохладном Вертограде» были представлены сведения, которые имели много общего с идеями, высказанными Гиппократом, Галеном и Авиценной (пищевые вещества делятся на горячие и холодные, сухие и влажные, и т.д.). В заключение излагались сведения о заразных болезнях и их диагностике. Во второй половине XVII столетия был составлен «Травник тамошней и здешней зелени». Травниками называли особые книги, в которых имелись не только описания растений, но и их цветные рисунки. А.В. Пруссак в своей статье приводит образец описания растения в одном из травников: «Трава чернобыль (Artemisia vulgaris) растет на лугах, собою в стрелу, цвет у нее ворон, а листвие, что хмелевые; бывает по старым лугам. Та трава добра нутро чистить, немочь женскую утоляет, нечистоту, еже после роду в нутре оставляется, вычищает, дитя мертвое выгоняет». В рукописных лечебниках XVII века довольно подробно сообщалось об оборудовании аптек того времени и о технологии изготовления лекарств. Иногда в лечебниках можно встретить чернильные зарисовки аптечной посуды, малых и больших перегонных аппаратов. Обращалось внимание на качество лекарств. В одном из лечебников имелась глава, посвященная вопросам обнаружения подделки заграничной мандрагоры, гвоздики и др. Особое место в рукописях уделялось количествам назначаемого лекарства и связи дозы с возрастом и физической крепостью больного. Известен лечебник XVII века из Московской патриаршей библиотеки «Книги лечебные, избранные от многих философов, от мудрых лекарств, перепись всяким землям от всяких недугов по главам». Большая часть лекарственных трав, описываемых в этой книге, относится к русской флоре. В книге были представлены также и некоторые химические средства: сурьмяные, ртутные и мышьяковистые препараты. Рассмотренные травники, зелейники и лечебники вводят нас в круг фармакогностических и товароведческих представлений наших предков. Сбор растений в основном определялся календарным расписанием, географическим расположением местности, метеорологическими особенностями, ибо «некогда ино лето бывает студеностно, некогда вельми жарко». В таких случаях помогают биологические приметы: одно растение надо собирать, «егда оно раскинетъся и цвететъ», другое, как, например, крапивное семя, «производить в жнитовую пору». В 1620 году был создан Аптекарский приказ, ставший высшим органом медицинского управления в Московском государстве (приказами назывались управления с 16 века). Несмотря на то, что среди служащих Аптекарского приказа преобладали иностранные специалисты, руководство этим органом не доверялось иностранцам. Во главе этого приказа стояли наиболее образованные представители русского боярства: И.Б. Черкасский (1621-1633), граф Ф.И. Шереметьев (1643), И.Д. Милославский (1662), Н.И. Одоевский (1678), Я.Н. Одоевский (1689) и др. Именно они определяли характер деятельности приказа, а не нанимавшиеся в услужение иностранцы. Должность боярина или государственного человека, который возглавлял аптекарский приказ называлась судья. Аптекарский приказ не сразу достиг статуса высшего административного центра. В конце 20-х годов XVII века он ведал царской аптекой, заготовкой и хранением медикаментов для нее. Кроме того, приглашал из-за границы медицинских специалистов, контролировал деятельность придворных врачей и аптекарей. В дальнейшем Аптекарский приказ расширял сферу своей деятельности. В функции аптекарского приказа входило медицинское обслуживание армии, в мирное и военное время, заведование делами аптекарей и врачей охрана страны от эпидемических заболеваний, подготовка врачей и аптекарей, обеспечение аптек лекарствами, заготовка лекарственных растений. Все врачи и аптекари регистрировались в аптекарском приказе, где предъявляли свои дипломы, рекомендации и «свидетельствованные грамоты», если приказ считал, что это недостаточно, то подвергал их экзамену. Аптекарский приказ сам приглашал аптекарей на службу. Самовольно приехавших на службу отправляли обратно. В делах Аптекарского приказа сохранились данные об экзамене аптекаря Филиппа Бритье, а сохранившаяся до наших дней рукопись лечебника приводит дословно запись экзамена. Вот выдержки из записи экзамена (стиль и орфография того времени сохраняются). «Дан июня 28 (1631). По государеву указу и по приказу боярина Ивана Борисовича Черкасского, велено мне дохтуру Артемию нововыезжего аптекаря при всех аптекарских чинов допрашивати: и я дохтур Артемий аптекаря Филиппа Бритье допрашивал, и он сказал, что он аптекарь полный и в место лекаря научен. Спрос: что аптекарю доведется знать и ведать. Ответ: аптекарю надобно знать и ведать всякие травы, и цветы, и коренья, и гуммы всякие, и по дохтурскому приказу лекарство всякое составы составливать про здоровье всяких людей. Спрос: как всякие составы варят. Ответ: составы всякие варят смотря по травам и по силе, что в себе имеют, времени дать варить гораздо и кипеть, и иные варят помаленьку. Спрос: как тебе со всяких лекарств порох (порошки) составливать. Ответ: составливать порох с трав и с коренья, как прежде именовало, вареные, иные надобно толчи тихонько, иные толче побольше. Спрос: какие статьи лекарства тихонько толчи. Ответ: шкаманея, мироболом, ревень и всякие цветы. Спрос: которые надобно толчи по середнему. Ответ: лист александрийский, пионии, асорум… и т.д. Всего задано 23 вопроса по аптечному делу и 22 по лекарскому. Под конец имеется следующая запись (как бы вывод экзаменатора): «Больше того у тебя не спрашиваю. Отвечал ты до сих мест, как и сам многажды своими очами видел».
Французский аптекарь Филипп Бритье приехал в Москву с грамотами от английского короля. Он учился «лечебным мудростям и учением своим достиг аптекарства и лекарства» и желал служить русскому государю. По-видимому, его грамоты и диплом были не в порядке, и ему был назначен экзамен. Экзаменовал его доктор Артемий Дий «по аптекарскому лекарскому искусству». Экзаменатор был образованным врачом, служившим ранее лейбмедиком английского короля, он изучал медицину в Вестминстере и Оксфорде. Иностранцы принимались на работу при тщательном отборе и только те, которые обнаруживали хорошее знание своего дела, что ограждало страну от наплыва авантюристов и шарлатанов, приезжавших из-за границы под видом врачей и аптекарей. В Аптекарском приказе экзаменовались ученики на звание врача или аптекаря, он же служил местом обучения лекарских и аптекарских учеников. В Аптекарском приказе проводилась врачебная экспертиза (для раненых и больных), судебно-медицинская экспертиза, для этого сюда посылались травы и лекарства, состав которых был неизвестен. Заведовал сбором, закупкой, заготовкой и разведением лекарственных трав. В Аптекарском приказе проводилась заготовка и продажа водки, вина, пива, меда, т.к. во врачебной практике и при изготовлении лекарств водка занимала большое место. При Аптекарском приказе имелось книгохранилище медицинской литературы. Там же подготавливали медико-фармацевтическую литературу, для этого имелись особые переписчики. На службе в Аптекарском приказе состояли «дохтура» - врачи по внутренним болезням, «лекаря» и аптекари. Лекарская мудрость подразделялась на три статьи: «дохтур», «обтекарь» и «лекарь», потому что «дохтур» совет свой дает и приказывает, а сам тому не искусен, а «лекарь» прикладывает и лекарством лечит, а сам не научен, а «обтекарь» у них обоих повар. Аптекари заведовали аптеками и в их подчинении находились низший фармацевтический персонал: алхимисты, дистилляторы («водочные перегонщики»), аптекарские ученики, травники. При Аптекарском приказе состояли также окулисты, цирюльники, рудометы (кровопускатели), костоправы, подлекари и почему-то даже «часовых дел мастера». В 1690 году был издан царский указ «Об улучшении и постановке аптечного и медицинского дела в Аптекарском приказе». В нем отмечалось, что доктора и аптекари не имеют между собой доброго согласия, «безо всякой причины» между ними наблюдаются часто «вражда, клевета, ссора и нелюбовь». Отсюда у младших чинов к докторам и аптекарям «непослушание», в делах – «нерадение». В указе отмечено, что при таком положении изготовленные лекарства вместо пользы могут причинить страдания. Для наведения порядка указ предписывал каждому доктору и аптекарю принимать клятву и присягу из 10 пунктов. Приведем только важные из них: 1) 2-3 раза в год смотреть аптеку и «негодные лекарства» по совету докторов «выкидывать вон»; 2) в случае ухода с дежурства лекаря или аптекаря производить вычет с государева жалования. Итак, в штате Аптекарского приказа состояли: доктора, аптекари, лекари, окулисты, переводчики, травники, целовальники, часовых дел мастера, дьяки, подьячие. Докторами называли врачей, имевших университетское образование и диплом доктора медицины. Они относились к наиболее привилегированным служащим Аптекарского приказа и принимались на службу только по рекомендательным письмам медицинских обществ или королевских особ. Доктора отвечали за здоровье царя и его семьи, экзаменовали вновь прибывших медиков, участвовали в судебно-медицинской экспертизе, разрабатывали противоэпидемические мероприятия. Они наряду с лекарями должны были дежурить в Новой аптеке и в «дохтурской палатке», которая была построена «для дохтурского сидения по осмотру болящих». К числу наиболее выдающихся докторов Аптекарского приказа относились Самуил Коллинз, Андрей Энгельгардт, Иоганн Розенберг, Лаврентий Блюментрост. Сэмюэл Коллинз – врач царя Алексея Михайловича, англичанин. Медицине учился в Кембридже и Оксфорде. В Россию приглашен в 1659 г. На службе у царя находился до 28 июня 1666. Коллинз оставил записки, которые содержат много сведений о царском дворе, о религии, обрядах и нравах народа, о Москве, Сибири и её жителях и др. Значительное внимание он уделил торговле, показав, в частности, упадок английской и рост голландской торговли с Россией в 60-е гг. 17 веке. Записки Коллинза были впервые опубликованы в Лондоне в 1671 г. Аптекари имели равные права с докторами, заведовали аптеками, аптекарскими огородами и складами. Кроме того, аптекари готовили лекарства для царя и членов его семьи по рецептам докторов. Дежурный аптекарь должен был находиться в аптеке «денно и нощно». Вместе с докторами аптекари составляли заказы на медикаменты, иногда сами отправлялись за ними заграницу. Аптекари заведовали царским винным складом, вели книги прихода и расхода вин, водки и спирта, следили за работой целовальников. Их обязанностью было присутствовать вместе с докторами при кровопусканиях царю. Окулисты - врачи без университетского образования, специализировавшиеся на проведении глазных операций. Их труд ценился выше труда лекаря. Алхимисты - лица, занимавшиеся перегонкой спирта, получением эфирных масел из растений, изготовлением водок (настоек), ароматических вод и др. Работой алхимистов руководили аптекари. Целовальники – служащие Аптекарского приказа, ведавшие запасами спирта и водок. Травники – служащие приказа, занимающиеся заготовкой лекарственного растительного сырья. Переводчики (толмачи) – иностранцы, владевшие русским языком. Они служили в качестве переводчиков, поскольку многие служащие иностранцы не знали русского языка. Дьяки – делопроизводители Аптекарского приказа, составляли протоколы, доклады, отчеты и резолюции. В качестве помощников имели подьячих. Все служащие Аптекарского приказа назначались и увольнялись по именному указу царя. Кроме всего прочего Аптекарский приказ занимался «бережением Москвы от заразы», непосредственным заведованием аптеками. В ведении Аптекарского приказа находились судебно-медицинская и всякая другая врачебная экспертиза. Сюда направлялись раненые и больные воины и прочий служилый люд для освидетельствования и лечения. Совершенно особое место в деятельности Аптекарского приказа занимали «водочные изделия», т.е. заготовка и продажа водки, вина, пива и меда. Объяснялось это тем, что в деле врачевания и изготовления лекарств водка занимала очень большое место. В конце первой половины XVII столетия в Москве в ведении Аптекарского приказа находилась Аптекарская палата (с аптекой), аптекарский сад и огород. Аптекарский приказ и Аптекарская палата располагались в Кремле, Аптекарский сад и огород занимали участок около 2,5 га и находились между Боровицкими и Троицкими воротами Кремля и рекой Неглинкой. На этой же территории был расположен Аптекарский двор («старый»). В 1670 г. в Москве был построен «новый» аптекарский двор. Дворы были предприятиями промышленного типа. Они производили заготовку различных пищевых продуктов и наряду с этим изготовляли лекарственные средства. Дворы изготовляли пластыри, мази, масла, экстракты, сиропы, настойки, соки и т.д. Там же производилась перегонка эфирных масел, вод и водок, а также ректификация последних и получение спиртов. Все это приготовлялось в больших количествах. На аптекарских дворах производились сушка, измельчение, а также хранение лекарственных препаратов и лекарственного сырья. Для этого были устроены амбары, погреба, ледники, мастерские и другие помещения. Переписчики Аптекарского приказа занимались подготовкой и тиражированием медицинской и фармацевтической литературы. В делах Аптекарского Приказа, начиная с 1632 г. упоминаются фамилии русских аптекарей: Андрея Иванова, Ивана Михайлова, Романа Ульянова и других. Во второй половине XVII в. большую работу в области фармации проводили Тихон Ананьин и Василий Шилов. Ананьин получил подготовку в Аптекарском приказе. В начале своей деятельности (1670-1678 г.г.) он именовался «алхимического дела учеником», затем «алхимистом». Ананьин занимался приготовлением новых фармацевтических продуктов и сырья для их изготовления. Однако деятельность его не ограничивалась этим. Он обучил фармацевтическому делу трех своих сыновей — Ивана, Льва и Якова, а также сына лекаря — Семена Ларионова. Руководство Приказа ценило Ананьина, доверяло ему участвовать в поездках за лекарственными растениями и лекарственными препаратами для аптекарского огорода в Киев и за границу.
В этот же период в Аптекарском приказе работал Василий Шилов. Он руководил «новой» аптекой, изготовлял лекарства и принимал лекарственные препараты, поступающие из-за рубежа, ведал сбором лекарственных трав в Аптекарском огороде за Мясницкими воротами, занимался подготовкой аптекарей. Аптекари готовили лекарства для царя и членов его семьи по докторским рецептам. В обязанности аптекарей входил также прием доставляемых в аптеку медикаментов. Два или три раза в год аптекари должны были устраивать ревизию лекарственных запасов аптеки, и если обнаружатся испортившиеся лекарственные средства, то их «по совету дохтурскому отставлять и выкидывать вон». Дежурный аптекарь должен был находиться в аптеке «денно и нощно». Вместе с докторами аптекари составляли требования на медикаменты, иногда сами отправлялись за ними за границу. Аптекари заведовали царским винным (водочным) складом, вели книги прихода и расхода вина, водки и спирта. В обязанность аптекарям вменялось также присутствовать вместе с докторами при кровопусканиях, производимых лекарями царю Аптекарский приказ существовал до Петра I, затем он был преобразован в Аптекарскую канцелярию или канцелярию Главной аптеки (1714 г.). В 1721 году она была переименована в Медицинскую коллегию, а позже в Медицинскую канцелярию Аптекарского приказа (с 1620 по 1714 г.г.). В 1581 году англичанином Джеймсом Френчем, в Москве была открыта царская аптека. Медикаменты для нее поступали из-за границы. Часть лекарственных средств (160 наименований) был привезен аптекарем из Англии. К числу этих медикаментов относились камфара, мускус, ревень, опий, колоквинт, майоран, шалфей и другие препараты и лекарства. В XVII веке лекарственные препараты хранились на специальных складах в Полоцке, Архангельске, Могилеве. Для приобретения трав, семян, пластырей, различных спиртов, масел, мазей и прочего за границей царь посылал туда своих людей, которые прекрасно разбирались в качестве покупаемых за рубежом медикаментов, иногда бракуя их. Внутри страны, в «москательных рядах» приобретали более простые товары: селитру, «серу горючую», поташ, смолу черную, белую и желтую канифоль, ярь-медянку, а в «свечных рядах» - воск для пластырей. Материалы более ценные привозились по Волге с Востока. Среди них: хинная кора, миндаль, чилибуха, гвоздика, кардамон. Аптека располагалась против Чудова монастыря и обслуживала только царскую семью, двор и близких царю бояр. Работала аптека ежедневно, а при болезни кого-нибудь из царской семьи, она должна была работать ночью. Когда заболевал кто-либо из более далекого царского окружения, только царь мог разрешить больному получить лекарство из царской аптеки. В 1630 году князь Иван Катырев-Ростовский просил государя разрешить взять ему из «государевой аптеки» от головной боли «разных масел и водок» (масла кардамонова, мушкатова, инберикова, анисова, водок – свороборинной, мятовой, финиколевой и др.). Просьба князя заканчивалась словами: «Царь государь, смилуйся, пожалуй». По этому ходатайству отпущено было: «иноземных масел по одному золотнику, московских масел по пяти золотников, водок - по фунту». Аптека была красиво и богато отделана: стены и потолки были расписаны, двери и полки обиты английским сукном, цветные стекла в окнах, на подоконниках бархатные ковры, бархатная мебель, зеркала. Стояли заморские часы, чучела птиц, глобус, аптекарская посуда из хрусталя, из гжельской глины. Обучение учеников в аптеке происходило ежедневно, и аптекари должны были оставаться на службе «до вечернего благовеста». Большими формальностями и церемонией сопровождался отпуск лекарств царской семье и царю. Лекарства, «пристойные про великого государя», помещались в особом месте, «в казенке за дьячьей печатью», и никто, не исключая и лейб-медиков и аптекарей, без дьяка не имел доступа к этому помещению. Лекарственные препараты хранились в особо запечатанных склянках и ящиках. Рецепт врача, прописанный царю, поступал в Аптекарский приказ при «сказке» - донесении, в котором подробно описывались вошедшие в рецепт лекарственные ингредиенты и их действие на человеческий организм. Это донесение приносил на доклад царю начальник Аптекарского приказа, и, если следовал ответ царя: «То лекарство составя приготовить», рецепт относили в аптеку. Там лекарство готовили самые доверенные аптекари и доктора в особой комнате, куда никто, кроме этих лиц и дьяка Аптекарского приказа, не допускался. Царский рецепт в русском переводе записывался в книге Аптекарского приказа, где также отмечались имена составителей лекарства и имя лица, взявшего его для передачи во дворец. Но этим все предосторожности не исчерпывались. Лекарство, приготовленное царской семье, прежде всего, пробовалось докторами, прописавшими его, «чтобы не было никакого повреждения государеву здоровью», затем начальником Аптекарского приказа и, наконец, лицом из высших придворных чинов, которое брало его для доставки «вверх». При удачном лечении царя аптекари и врачи получали подарки. В 1643 г. заболел рожей Михаил Федорович. К нему на консилиум были приглашены врачи и аптекари. После выздоровления царя они были вознаграждены. Аптекарю Андрею было выдано: «ковш серебряный, белый, весу гривенка 30 золотников с полузолотником, атласу светло-зеленого в 10 аршин по 25 алтын аршин и 40 соболей в 20 рублей». Если за удачное лечение и счастливый исход болезни врачи и аптекари получали награды, то неблагоприятный исход имел подчас очень тяжелые последствия. Известно, что за неправильное лечение князя Даньярова, отчего он умер, дохтур был приговорен к смертной казни. Другому врачу, Леону, за неудачное лечение сына великого князя Ивана Васильевича была отсечена голова на Болвановой улице. В целях изготовления посуды для первых российских аптек был построен первый «скляничный» завод, на котором работало 15 человек. Он был основан Юлием Костом в 1634 г. и находился недалеко от Москвы, близ деревни Духовской. Аптекарская посуда изготавливалась из глины, которая привозилась из Гжельской волости. В царствование Алексея Михайловича завод этот уже не был в состоянии удовлетворить всего спроса на аптекарскую посуду, поэтому был построен второй завод близ деревни Измайлово. Позднее, когда возникла вторая аптека, стекло стали привозить с Украины. Несмотря на исключительную нужду в лекарственной помощи, испытываемую всем населением, все же прошло около ста лет до открытия второй аптеки в Москве. Царь Алексей Михайлович 28 февраля 1672 года издал указ открыть новую аптеку в новом Гостином Дворе и продавать в ней водки (настой), спирты и всякие лекарства желающим, а за проданную сумму записывать в книги и делать ежемесячные перечни наличности лекарственных веществ с оценкой их. Она отличалась от «старой» (царской) тем, что была предназначена «для продажи всяких лекарств всяких чинов людям». В административном отношении новая аптека подчинялась царской. В «новой» аптеке аптекари «для продажи лекарственной» должны были дежурить поочередно, начиная от второго часа (от восхода солнца) до вечернего благовеста. Аптекарь, опоздавший на службу или ушедший слишком рано с дежурства, а также не явившийся без уважительных причин, штрафовался. Для этого в аптеке велась «особая книга» дежурств, которая ежемесячно отбиралась в старую аптеку для контроля. Аптекари вели инвентарные книги. Кроме того, при аптеке имелась «ценовая книга», т.е. такса, по которой лекарства продавались «всякого чина людям без задержек». Благоустройство «новой» аптеки, а также обилие инвентаря даже некоторая роскошь поражали иностранцев, описывавших ее в своих путевых впечатлениях. Круглосуточно в аптеке дежурили доктора и лекари, которые за определённую плату осматривали больных и выписывали рецепты. Первая в России аптека для населения являлась и первой амбулаторией. Аптекари должны были заботиться об ассортименте снадобий, приобретая их в выгодное для покупки время года. Дежурные аптекари должны были лично, стоя у весов отпускать лекарства, сдавая дневную выручку целовальникам, которые записывали её в «книгу сборов», а деньги прятали в особый ящик. По письменному требованию аптекарей целовальники выдавали деньги на покупку и расходы, и на запасные лекарства и на строение», оставшиеся суммы, вместе с месячным отчётом, сдавали в аптекарски
|