ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Агон (от греч. agonia – борьба) – отличительная черта греческой культуры – неудержимое стремление древних греков к любым состязаниям во всех сферах
- Агон (от греч. agonia – борьба) – отличительная черта греческой культуры – неудержимое стремление древних греков к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни.
- Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого; многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации; целенаправленное заимствование и освоение культурных институтов одного общества другим.
- Аксиология (от греч. axia – ценность,logos – учение) учение о ценностях, их происхождении, типах и видах.
- Альтруизм (от фр. аltruisme;. л ат. alter – другой) – готовность личности бескорыстно жертвовать своими интересами ради интересов другого человека или социума.
- Антропология культурная – научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. В отличие от социальной антропологии, для неё характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. На первый план выдвигаются вопросы динамики развития культуры, механизмы её передачи от поколения к поколению. Её задача – построить теорию человека как творца и носителя культуры с учётом изменчивости его сущности в конкретно-историческом многообразии культур и с опорой не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию.
- Артефакт – (от лат. arte – искусственный и factus- сделанный) – термин обозначает любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание: предметы, вещи, технические орудия, жилище, одежда, хозяйственная утварь, дороги, созданные людьми; любые феномены духовной жизни общества, будь то научные теории, суеверия, произведения искусства – всё то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества..
- Архетип (от греч. arche– начало иtypos - образ) – термин психологии К. Юнга. Используется для обозначения общечеловеческих праобразов, выступающих источником мифологий, религий и искусства.
- «Вторая природа» - трудовая деятельность человека, в процессе которой он создаёт то, чего нет в природе. Результатом её является «очеловечивание» природы и самого человека, то, что создано трудом и знанием человека.
- Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевлённую гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.
- Деятельность - целенаправленность, рационально осмысленная активность, являющаяся специфически человеческой формой отношения к окружающему миру. Её содержание составляет целесообразное изменение мира.
- Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате взаимодействия внешних и внутренних сил.
- Диффузия – стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве посредством взаимного проникновения культурных черт разных сообществ.
- Духовная культура – совокупность творческого опыта человека, воплощённого в материальных элементах, которые существуют в сознании людей, реализуются через их общение и отражают конкретно-исторический уровень нравственного развития человека.
- Духовность – одна из основополагающих ценностей общества, определяемая как специфически человеческая способность постигать и развивать высшие идеалы культуры.
- Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
- Игра – термин, характеризующий широкий круг деятельности людей, сопровождающийся переживаниями удовольствия и не имеющий практически утилитарного значения; форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развёртывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучений (Й. Хейзинга) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д..
- Инверсия (от лат. inversio –перестановка) – частный случай циклических культурных изменений, которые совершаются по типу так называемых маятниковых качаний от одного полюса к другому и обратно. Возникает, как правило, в обществах, где не сложилось устойчивого культурного ядра. Возврат к прежней системе ценностей в человеческом обществе не может быть тотальным, поэтому инверсии в чистом виде как таковой не бывает.
- Инкультурация – процесс освоения человеком-членом конкретного общества – основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.
- Интеграция – соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое целостное культурное явление, отличающееся от исходного качественным своеобразием.
- Интертекст - основной вид и способ построения художественного текста, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.
Канон – система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.
- Катарсис – (от греч. catarsis – очищение) – термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через страдание и сострадание.
- Кич - этимология слова имеет несколько версий: 1) От нем. музыкального жаргона начала ХХ века – по смыслу «халтура»; 2) от нем. удешевлять; 3) от англ. – «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4) - специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишённого художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект, деталями.
- Код культуры – совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.
- Коллективное бессознательное – термин психологии К. Юнга. Определяется как сверхличное начало, представляющее собой совокупность общечеловеческих первообразов, передающихся по наследству и определяющее универсальные образцы поведения людей.
- Контркультура – термин, характеризующий совокупность культурных установок, ориентаций и ценностей, оппозиционных господствующей культуре.– религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
- Креативность (от лат. creative –творческий, cratio – создание) – характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры; способность осуществить нечто новое: решение проблемы, метод или инструмент, произведение искусства
- Креацинизм
- Культура - категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания и самореализации, которая выступает источником регулирования социального взаимодействия.
- Культурно-исторический тип - термин, предложен Н.Я.Данилевским для характеристики единства религиозного, социально-бытового, промышленного, политического, научного и художественного направлений развития.
- Культурные универсалии – фундаментальные решения ключевых жизненных проблем, с которыми сталкивается человечество в той или иной форме во всех культурах: календарь, число, имя, семья.
- Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.
- Материальная культура – мир вещей и предметов, созданных трудом человека, являющихся воплощением его идей, творчества, знаний.
- Маргинальность – качественное состояниечеловека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграции, межэтнические браки и др.) на грани двух культур: они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д.
- Массовая культура – понятие обобщённо выражает состояние культуры с середины ХХ в., подчёркивая её групповой характер. Ей присущи: развитие средств массовой коммуникации, коммерциализация производства и распределения духовных благ, повышение уровня образованности масс, увеличение времени досуга.
- Мимесис ( от греч. mimesis подражание)- способ художественного творчества (преимущественно в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов.
- Мировая культура - синтез лучших достижений национальных культур, отражающий общеродовые взаимосвязи человеческого общества.
- Миф (от греч. myphos – предание) – первичная форма духовной культуры, самое древнее идеологическое образование человечества, имеющее синкретический характер, в котором переплетаются элементы религии, философии, науки, искусства в их зародышевом состоянии.
- Модель культуры – абстрактное понятие эталона или образца какой-либо культуры, представление самых общих характеристик как общественного феномена; общая схема теоретического описания той или иной культуры.
- Морфология культуры (от греч: morphe – форма, logos – учение) – наука, изучающая типичные формы культуры, существующие в обществе самостоятельно и независимо от человека: традиции, общественные институты и др.
- Нарратив – глобальное культурное явление: эпоха, направление в социокультурной жизни, система ценностей, разделяемая как элитами, так и массами.
- Национальная культура – синтез культур различных слоёв, групп и классов исторически сложившейся общности людей, характеризующейся единством территории и экономической жизни.
- Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Понятие развивали П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, В. Вернадский.
- Норма – способ регуляции поведения, вырабатывающий меру допустимости поступков и предполагающий добровольное приятие во имя сознательного сотрудничества людей.
-
Праксеология (от греч. praksis –действие, logos – учение; польск.prakseologia) – наука о нормах и принципах эффективной и правильной деятельности, продуктивной работы, результативности труда.
- Профессиональнаякультура – интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.
- Реминисценция – заимствование отдельных элементов из предшествующих литературных и др. источников с некоторым изменением элементов; смутное воспоминание; явление, наводящее на сопоставление с чем-либо; отзвук иного произведения в поэзии, музыке и пр.
- Русскийкосмизм - теория, появившаяся в России и ставящая в тесную связь культурную историю человечества с космическими явлениями и теологическими процессами. Представители: К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский.
- Секуляризация (от лат. saecularis – светский) – процесс освобождения различных сфер общественной жизни, индивидуального и группового сознания, деятельности, и поведения людей от влияния религии. Падение влияния религии выражается в изменении её места в обществе, сужении круга выполняемых ею функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственных отношений, изъятие образования из ведения церкви, развитие светского искусства и морали.
- Семиотика (семиология) (от греч. semiotike- учение о знаках) – научная дисциплина, предметом которой являются общие принципы, лежащие в основе структуры всех знаков с учётом их использования в составе сообщений, а также особенностей различных знаковых систем и сообщений (естественные языки, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т.п.). Её разделы: 1) синтактика – изучает соотношение знаков друг с другом; 2) семантика - изучает соотношение между знаком и его смыслом; 3) прагматика – изучает отношение знаков с их отправителями и контекстом знаковой деятельности.
- Символ (от греч. symbolon) – 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определённой общественной группы; 2) предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
- Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных. Формирует представление об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими.
- Срединная культура устойчивая и противоречивая совокупность ценностных ориентаций в обществе, обуславливающая единство и целостность духовной его жизни. Формирование такого ядра культуры снимает напряжённость оппозиционных ценностей, устраняет угрозу раскола и радикальной инверсии в динамике общества. В её рамках формируется устойчивый нравственный идеала, приемлемый для широких масс населения на длительный период времени.
- Текст (от лат. tekstum-ткань, сплетение) – последовательность символов, образующих сообщение. В семиотике представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании – последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.
- Техника – совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой..
- Техногенность, техногенный характер современной цивилизации – выдвижение техники и технологии на первый план, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, составляющих духовное, культурное содержание цивилизации, когда доминирование техники и технологии как ценностных ориентаций подчиняет себе все другие стороны жизни людей, а технократизм как стиль мышления становится главным в определении характера и типа цивилизации.
- Технократизм – стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии; при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни.
- Технология – способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения
- Традиции культурные (< лат. Tradition - передача, предание) - стороны, элементы целостного многовекового процессов развития культуры, которые воспроизводятся исторически на протяжении либо длительного времени, либо в различных типах культур; осуществляют связь времён и знаменуют избирательное овладение культурным наследием предшествующих поколений во имя решения современных социокультурных задач, поэтому им необходимо сопутствуют новации.
- Традиционная культура – культура, которая имеет безавторское происхождение, воспринимается как искони существующая и предаётся путём устной и невербальной коммуникации; изменение в традиционной культуре происходит медленно, постепенно и не фиксируется этническим коллективным сознанием.
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...
|
Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...
|
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при которых тело находится под действием заданной системы сил...
|
Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации
К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...
Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...
Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...
|
БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...
Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...
|
|