КОНЦЕПЦИЯ МНОГОФАКТОРНОСТИ РУССКИХ НАРОДНИКОВ
Основой для возникновения мощной традиции марксизма явилась переоценка способов модернизации России. Но, обращаясь к Марксу, русские марксисты оказались в крайне «скандальной» ситуации. Причиной явился ответ Маркса В.И. Засулич о своем видении процесса модернизации в России. Маркс в ответ оппоненту марксизма Жуковскому писал, что его схема развития общества является приемлемой лишь для Европы. Сам Маркс, подобно русским народникам, считал, что в России возможен непосредственный переход от сельской общины к социализму. Так он и ответил Засулич, тем самым подрывая саму основу полемики русских марксистов с народниками. Хотя далее, спустя десятилетие, Энгельс уже выражал сомнение по поводу того, что не упущен ли шанс этого перехода. Это он и писал Н.Ф. Даниельсону в письме от 15 марта 1892 г. Вот что он писал: т.38 с.265
Люди, которые, допустим, работают на производстве, не понимают людей, работающих в сфере Далее рассматривается динамика взаимоотношений между разными стратами общества. Общество не обладает строгим единством, как биологический организм, вернее всего это совокупность конкурирующих и довольно независимых друг от друга страт общества, обладающих собственной идеологией, языком, формами поведения и организации.
В завершении следует сказать, что время «школ одного фактора», свойственное для социальной философии второй половины XIX века, ушло в прошлое. Эти школы подверглись разрушительной критике уже к концу XIX века. Это было связано с критикой «экономизма», которая шла наиболее интенсивно в России того времени в связи с ростом популярности марксизма в среде революционно настроенной интеллигенции. Основой для взлета марксизма явилась существовавшая достаточно сильная традиция «экономизма» у сотрудников «Современника» (Чернышевского, Жуковского и др.), переоценка способов построения социализма в России и разрушительный голод в России начала 90-х годов XIX века. Обращаясь к Марксу для критики народников- сторонников крестьянского социализма и «многофакторников», русские «экономические» марксисты оказались в крайне скандальной ситуации. Причиной явился ответ Маркса В.И. Засулич о своем видении процесса модернизации в России. Маркс писал, что его (т.е. Маркса) схема развития общества является приемлемой лишь для Европы. Сам Маркс (ближайшим другом которого был П. Лавров – философ народничества и «многофакторник»), подобно русским народникам, считал, что в России возможен непосредственный переход от сельской общины к социализму. Так он и ответил Засулич, тем самым подрывая саму основу полемики русских марксистов с народниками. Хотя далее уже Ф.Энгельс выражал сомнение по поводу того, что не упущен ли шанс этого перехода. Но это сомнение было высказано с долей сожаления. Более того, в поздний период именно Ф. Энгельс уточнял первоначальную формулировку «экономизма» именно в сторону многофакторности культурно-исторического процесса. Что потом получило более четкое выражение у ближайшего последователя идей Маркса-Энгельса, их друга Э. Бернштейна. По мнению известного американского культурантрополога Херсковица вообще не существует единого подчинения одних страт общества другим и связь между ними имеет случайный характер, нет единых руководящих факторов, и в каждой культуре присутствует только немного доминирующая какая-то существенная черта, которая образует её «культурный фокус». Вообще, как подчеркивал Ю. Лотман: «Культура как сложное целое составляется из пластов разной скорости развития, так что любой её синхронный срез обнаруживает одновременное присутствие различных её стадий. Взрывы в одних пластах могут сочетаться с постепенным развитием в других» (Лотман Ю.М. Культура и взрыв.М.,1992 с.25). В этом отношении интересно мнение видного представителя народничества Н.К.Михайловского: «Общество представляет собой арену бесчисленных действий и противодействий, и в то же время все его элементы находятся в теснейшей между собой зависимости, друг друга обусловливая»(«что такое прогресс? С.92)
ЭНГЕЛЬС Ф.
КАРЕЕВ Н.И.
Выдающийся историк Н.И.Кареев писал: «Весь фактический материал, которым оперирует историческая наука, заставляет теорию исторического процесса идти не по пути монизма, выводящего все из одного начала, а по пути плюрализма, видящего во всем множественность элементов» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса) Пг.,1915. с.62). Более того, он подчеркивал следующее: «Общий ход истории каждой страны, тип культурной эволюции, в ней совершающийся, зависят не от действия какого-либо общего закона, управляющего последовательностью событий в жизни народа, которыми определяются его судьбы, и направляющего известным образом развитие его внутренних отношений, -такого закона вовсе нет, - а от особых в каждом случае условий, в каких приходится жить и действовать тому или другому народу» (там же. С.65). При всем согласии с Н.И. Кареевым, следует заметить, что факторы – вещи исторические, и их роль в процессе динамики культуры изменяется. Если в обществах до второй половины XX века можно было спорить о преимуществах того или иного фактора перед другими, то наше время характеризуется торжествующей правотой К. Маркса (о чем он сам бы, «Бунтарь-Философ», сожалел) – экономический фактор становится довлеющим и захватывает все сферы жизни. Остальные факторы и формы культуры становятся призрачными, становятся, если употреблять широко распространенный термин в постмодернистской философии, – симулякрами, призрачными «фантомами», лишенными какого-либо смыслового содержания. Если в прошлых обществах имела значение сила авторитета «Чудака-мыслителя», «Героя-революционера», «Таланта-изобретателя», то сейчас основную силу имеет хозяйственная жизнь и ее «символ» – деньги. Хотя, я уверен, это временное явление, люди начинают уже сейчас ценить более «духовные ценности» и «ценности свободы», о чем свидетельствуют периодические взрывы протеста против идеологии «общества потребления», против «экономического мещанства». Н. И. Кареев писал следующее: «История человечества не есть внутренне единый процесс, а совокупность целого ряда параллельных процессов, есть сумма историй отдельных народов, находившихся между собою в многообразных отношениях. Да и в истории отдельного народа проявляется не одна как-либо движущая сила, а действует великое множество таких сил. Даже отдельные события в жизни каждого народа порождены обыкновенно сочетанием целого ряда причин, из которых каждая, в свою очередь, есть не что иное, как место встречи или пересечения также нескольких самостоятельных каузальных рядов. Законов, действующих в общественной и исторической жизни человека, много, и лишь разные сочетания их действий в отдельных случаях производят некоторое общее течение исторического процесса, а не какой-то единый основной закон, из которого все остальное вытекало бы, как из одного общего источника» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса) Пг.,1915. с.47). И, вполне вероятно, что конфигурация этих «разных сочетаний» выдвинет на первое место в ближайшем будущем не только «экономический» фактор, может появиться вообще какой-то иной дотоле неизвестных ведущий фактор культурного процесса.
|