Студопедия — ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ФАКТОР
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ФАКТОР






 

Этот фактор один из самых «скандальных» в истории общественной мысли XX века, ибо он связан с идеологией марксизма. Но осознание хозяйственного фактора как фактора культурного прогресса старо. Еще у Лукреция картина развития человеческой культуры связана с хозяйственным фактором. Утверждение об определяющей роли хо­зяйственной дея­тельности известна и во времена средневековья. В частности, с этой идеей связано имя Ибна-Хальдуна (1332-1406) - знаменитого арабского культуролога, арабского «Маркс» (как его назы­вают). И этот факт не составлял ни для кого секрета никогда. Вот что Ибн-Хальдун пишет о хо­зяйственной обусловленности культуры (ум­ран): «Знай, что условия, в которых живут поко­ле­ния, различаются в зависимости от того, как люди до­бы­вают средства к существованию. Люди объединяются для сотрудничества, чтобы их получить, и на­чинают с [получения] того, что не­обходимо и жизненно, а не с того, что приносит пользу или лишено необходимости» (Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун М.,1980. С.131). Ибн-Хальдун под­черкивает, что именно волей «Всевышнего» человеку предначертана воля добывать самому про­питание, и для этого он вы­нужден объеди­няться с другими людьми ибо «способность од­ного чело­века не­достаточна для удовлетворения его потребности в пропитании и не может дать ему полностью материю его жизни» (там же, с.127). Всевышний не дал человеку естествен­ных средств для выжива­ния, что дал он животным - «взамен всего этого он дал мышление и руку» (там же, с.128). Кроме под­черкивания ведущей роли хозяйственного фактора Ибн-Хальдун был также сторонником гео­гра­фической обусловленности куль­туры. По Ибн-Хальдуну, большое значение на развитие культуры (умран) имеет темпе­ратура воздуха, в зависимости от температуры воз­духа, климата различаются и народы и их культура (умран). Характером климата объясняется и различие в нравах народов. К при­меру, у суданцев нрав легкий и беззаботный чему способст­вует «разре­жение и распростране­ние жи­вотного духа в теле», северные же народы склонны к большей серьезности, ибо их животный дух сгущен и уплотнен. Но он не придает ему решающего зна­чения, ибо антитезой климату и окружающей среде выступает культура (умран), которая хотя и зависит от окружающей природы, но определяется способами и мето­дами активного воздействия на эту природу посредст­вом коллективной трудовой деятельности.

У правоведов- канонистов XIV-XVI вв. хозяйственный фактор также осознается как довольно независимый фактор.

У меркантилистов экономика связывалась с политикой, анализ экономики был связан в основном с стремлением увеличить богатство и могущество государства.

 

1. АДАМ СМИТ

 

В Новое время Тюрго (1721-1781) при описании истории культуры отдает предпочте­ние экономическому фактору как ведущему фактору прогресса. Но, тем не менее, осознание экономического фактора, как независимого фактора культуры осуществлялось до второй половины XVIII века довольно медленно. Он рассматривался в связке с социальным фактором. До сих пор осталось стремление говорить о социально-экономических факторах развития того или иного культурно-социального явления. Дело в том, что в условиях иерархически организованного феодального общества именно социальный статус обеспечивал автоматически и экономический статус той или иной социальной группы. Только в условиях становления буржуазного общества выявилась автономность экономического фактора, хотя их связь до сих пор имеет существенное значение. Противоположность социального и экономического была убедительно вскрыта Б. Мандевилем в сатире «Ропчущий Улей, или Мошенники, ставшие честными людьми» (1695), которая потом разрослась в «Басню о пчелах» (1714, 1723). Собственно автономность экономики стала осознаваться со времен выхода книги А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) – идейного документа экономизма.

 

2. К. МАРКС

 

Далее экономическая идеология была развита К. Марксом – значительной фигуры в культуре конца XIX - XX века. При всей «сумбурности» его творческого на­следия, ошибочности многих положений, которые выявились далее, - главное его дости­жение – это разоблачение ложного сознания, и утверждение о том, что, в конечном счете, все формы ментальности и социальной организации формируются на базе тех или иных форм хо­зяйственной деятельности. И именно про­гресс в этой сфере определяет динамику культур­ного развития. И это верно, рассмот­рение всех культурных явлений вне зависимости от той или иной формы хозяй­ственной деятельности, современного этому явлению, также несостоятельно, как и не учет био­логической обусловленности человеческой культуры. Это, можно сказать вто­рая «ак­сиома» культурологического исследования.

В теоретическом плане наибольшего развития и обоснования эта идея получила у сторон­ников экономического направления в ис­ториографии: Роджерс, Бюхер и др.

При всей многофакторности культурного процесса, как нельзя актуально звучат слова итальянского социолога А. Лориа (1857-1943) – «.. я смело предсказываю: наступит день, и быть может скоро, когда вооруженная результатами прежних учений, свободная от партийной односторонности, логически и эмпирически обоснованная, социология на экономической основе, окажется в силах постичь тайну общественной жизни» (Лориа А. Социология, её задачи, направления и новейшие успехи. Спб., 1903. С.89). Дело в том, что экономическая сторона жизни приобретает все более и более существенное значение, «все стало товаром», это подчеркивают все современные философы – «Истина», «Красота», «Благо» превратились в красивые обертки «Товара», преврати­лись в «симулякры».

 

Крайне интересно и плодотворно развитие «экономизма» в творчестве современного историка Ф. Броделя и русского философа XVIII века...

 

3. ЛИБЕРАЛИЗМ И ХОЗЯЙСТВО

 

Экономический фактор как фактор независимый свойственен больше новоевропейскому типу культурного развития. В обществах иного типа он часто подчинен ментальному и социальному фактору. Особо это свойственно предшествующим новоевропейскому обществу формам культуры.

В обществах, построенных по принципам иерархии экономические факторы тесно связаны с социальным

С условиях глобального экономизма все остальные факторы: ментальный и социальный слабеют. Это время «конца идеологии» и превращения государств и обществ в марионеток глобализма.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 228. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия