Студопедия — МЕНТАЛЬНЫЙ ФАКТОР
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕНТАЛЬНЫЙ ФАКТОР






 

Ментальный фактор важен для культуры, а потому многими он признается ведущим. Менталитет человеческой культуры выполняет три важные функции: функцию целеориентации культурной общ­ности, функцию обеспечения социальной солидарности между членами культурной общности и функцию накопления и передачи производственного опыта. Человеком движут идеи, те или иные интересы - обеспечение себя пропитанием, воспроизводство потомства, - всегда оформлены в какую-либо идейную форму, реализуются посредст­вом тех или иных выработанных человеком символических типов коллективного соци­ального действия, достигаются при помощи знаний и накопленного культурной общностью производственного опыта. В частности, русский историк XIX века В. Герье неплохо написал по этому поводу: «Сущест­венное содержание истории составляют идеи. Они дают направление творческой деятельности исторических лиц и управляют событиями. В последнее время историки стали обращать больше внимания, чем прежде, на интересы: интересы экономические и вызванные условиями, в которые поставлена хозяйственная жизнь на­родов; интересы социальные, вызванные потребностями отдельных слоев на­рода; но такое изучение интересов не уменьшает значение идей, напротив, мы постоянно видим, что самые интересы становятся под знамя какой-нибудь идеи, стара­ются воспользо­ваться господствующими идеями, чтобы восторжествовать в борьбе с противополож­ными интересами» (Герье В. Западное монашество и папство. Зодчие и подвижники «Божьего царства» ч. II. М. 1913. С.29).

Надо всегда учитывать, что идеи, которые составляют менталитет человеческой культуры имеют сложную структуру, в которые входит не только накопленный опыт и знание, но и способ переживания мира, а также тип поведенческой стратегии людей в культуре.

Многие отдают предпочтение лишь тому, что только технические идеи и знания при­носят пользу человеческой культуре, - как говорил со скепсисом в свое время Генри Форд – изобретения Эдисона более способствовали прогрессу и уничтожению нищеты, чем все реформаторы и политические деятели мира. Тем не менее, при всем согласии с мнением Г. Форда, нельзя согласиться с ним полностью. Для создания и за­крепления каких-либо технических изобретений нужна и идейная «подкладка», а также определенная степень согласия членов какой-либо культурной общности на ту или иную «идеологию» социального действия.

Очень интересно рассмотреть с связи с ментальным фактором идеи Т.Г. Бокля – вы­дающегося культуролога второй половины XIX века. Многие считают его сторонником вышеуказанного «географизма», что, на мой взгляд, ошибочно. Он утверждает совершенно иное, а именно - что с прогрессом цивилизации влияние географических и иных физических условий ослабевает. Как он считал, это особенно существенно для европейской цивилизации: «.. принимая всемирную историю за одно целое, мы находим, что в Европе преобла­дающим направлением было подчинение при­роды чело­веку, в вне Европы – подчине­ние человека природе.. На этом великом различии ме­жду европейской и неевропейской цивилизациями основана вся философия истории» (Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии» Спб., 1895 (в 2х т.) с.49). Он считал, что факторами прогресса цивилизации являются два фактора: нравствен­ный и ум­ственный. При этом он отдавал предпочтение умственному фактору: «..умственное начало не только гораздо прогрессивнее нравственного, но и дает более прочные результаты. Во всякой цивилизованной стране приобретения, сделанные умом, тщательно сохраняются выраженные в известных общественных формулах и ог­ражденное употреблением тех­нического, научного языка. Они удобно передаются от одного поколения к другому и принимают такую доступную, так сказать, обязательную форму, что часто имеют влия­ние на самое отдаленное потомство. Они становятся на­следственным богатством чело­вечества, как бессмертное завещание тех ве­ликих умов, которым они обязаны своим бытием. Добрые же дела, совершаемые под влиянием на­ших нравственных побужде­ний, несравненно менее подлежат такой передаче; они имеют бо­лее частный, скрытый характер» (Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии» Спб., 1895 (в 2х т.) с.59)

Существенно то, что вышеупомянутый Т. Бокль говорит именно о двух факторах – умственном и нравственном, хотя и принижая последний, ибо только одной суммой на­учно-технических знаний не ограничивается менталитет. Менталитет – это не только комплекс научных знаний, но и комплекс религиозных, эстетических и нравственных аспектов человеческой культуры.

Действительно, ментальный фактор состоит не только в изменениях объема знания, но и в изменении этических норм и форм эстетического мировосприятия. П.Л. Лавров, публицист-народник Михайловский и русские анархисты, не отрицая роли науки в ка­честве фактора, считали, что именно моральное совершенствование человека является одним из важных ментальных факторов прогресса человечества.

Многие, следуя идеям романтиков, утверждают, что «совершенная» ци­вилиза­ция та, которая развивает «воображение» и «фантазию» - эстетическое отношение к жизни. Философ романтизма Фр. Шлегель «Об изучении греческой поэзии» (1795) писал об «эстетической революции», которая грядет в ближайшем будущем, в основе же мировоззрения будет взята поэзия греков (включая ландшафтно-философскую поэзию досократиков). Одновременно с романтиками Ф. Шиллер в работе «Письма об эстетическом воспитании» (1795) утверждал, что эстетическое воспитание – это основ­ное средство для формирования человека. Именно эстетическое мировосприятие, по мнению, в частности одного из «неоромантиков» - Г. Маркузе (1898-1979), формирует не «одномерного» человека, а человека цельного и счастливого. Это, во многом перекликается с идеями известного в конце XIX века французского философа Ж. М. Гюйо (1854-1889), который еще утверждал, что именно искусство заменит религию в будущем обществе.

Как бы то ни было, видно, что ментальный фактор имеет сложную структуру и разлагается на несколько векторов – это вектор знания («Истины»), вектор искус­ства («Красоты») и вектор моральный («Благо»). Именно эта «триада» часто представляется в качестве основополагающих символов или ценностей культуры. Это свойственно часто мыслителям, склонным считать ведущим именно ментальный фак­тор, игнорируя при этом часто значительно более существенный социальный и хо­зяйственные факторы.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 247. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия