История украинской эстетики в контексте национальной культуры
В связи с активизацией исследований в области эстетики, значительно возрос интерес к изучению ее истории как таковой, а так же ее важной части – истории эстетической мысли Украины. В своем историческом развитии украинский народ прошел долгий и сложный путь. Огромную роль в формировании его национального самосознания сыграла эстетика. Как составная часть духовной культуры Украины она отображает специфический художественно-творческий опыт украинского народа, которой берет свое начало в своеобразном эмоционально-поэтическом мировоззрении восточных славян. Именно мировоззрение наших предков определило развитие народной фантазии, самобытность символики искусства, музыкально-песенной культуры, а позднее – социально-психологической прозы, классической драматургии и театра. Под влиянием социально-экономических условий жизни украинского народа, целого ряда культурно-философских факторов, на протяжении столетий изменялись как содержательная часть эстетического знания, так и формы ее функционирования в обществе. Эмоционально-поэтическое мировоззрение, на которое опиралась народная фантазия, нашло свое отражение в мифах, легендах, календарно-обрядовых праздниках. Кроме того, на формирование эстетико-этических представлений огромное значение оказывали две противоборствующие религии - язычество и христианство. Первые памятники украинской письменности: «Повесть временных лет», «Киевская летопись», «Галицко-Волынская летопись», опирающиеся на более ранние произведения, в частности «Изборники» Святослава 1073 и 1076 гг., приводят примеры классификации художественных образов, а так же таких понятий как притча, иносказание, слог, аллегория, метафора и др. В упомянутом «Изборнике» 1076 г. исследуется категория красоты через сопоставление «красоты умственной» и «красоты утонченной» (внешней). Эти первые попытки осмысления эстетической проблематики опирались на универсальный принцип калокогатии. Через всю историю Украины проходит идея поклонения герою: воину, поэту, философу. Реальные исторические герои переживали процесс легендаризации, превращаясь в литературно-поэтические образы. В разные эпохи эту функцию выполняли Ярослав Мудрый, Петро Могилы, Григорий Сковорода, Тара Шевченко, Иван Франко. Обозначенные тенденции прослеживаются практически на всех этапах развития украинской эстетической идеи. В 13-15 вв. эстетическое знание весьма тесно переплеталось с религиозными представлениями и философией. Данный период представлен в философско-эстетическом трактате «Стефанит и Ихнилат» Т. Данилова, а так же философско-социологической концепции И. Вышенского. Как в теории, так и обыденной жизни И. Вышенский отстаивал идеи аскетизма, самоотречения, обязанностей, которые автор ставил выше, нежели красоту и искусство. Особое место в развитии украинской эстетической мысли занимает 18 век – период создания целого ряда научно-просветительских учреждений: Киево-Могилянской академии (1701 г.), коллегии в Чернигове (1700 г.), Харькове (1727 г.), Переяславе (1738 г.). С 18 столетием связана деятельность Григория Сковороды (1722-1794), эстетические взгляды которого связаны с философией, этикой, теоретическими проблемами литературы. Тезис Сковороды о единстве красоты, добра, блага и истины не потерял актуальности, в наше время, требуя дальнейшей теоретической разработки. Значительный вклад в украинскую эстетику 18 века внес Феофан Прокопович (1681-1736). Акцентируя внимание на проблеме красоты, он рассматривал ее, во-первых, как гармонию духа и тела, во-вторых, привлекал к ее изучение быт, ремесло и мастерство. Особое отношение он выказывал поэтическому творчеству, полагая, что именно оно непосредственно влияет на эстетические чувства. В 30-50-е годы 19 века – наиболее яркий период развития украинского романтизма, связанный с творчеством Н. В. Гоголя, раннего Шевченко, М. Максимовича, М. Костомарова, П. Кулиша. В творчестве писателей данного периода, в частности, И. Котляревского (1769-1838), пропагандируются возможности украинского языка. Значительный интерес вызывают эстетические взгляды Тараса Шевченко (1814-1861), которого интересовал целый ряд проблем: специфика прекрасного, психология творческого процесса, социальное значение искусства. Таким образом, своеобразная художественная «всеохватность» в отображении действительности, была присуща большинству украинских мыслителей, которые, в силу сложных социально-политических условий развития история Украины, пытались осмыслить социальное значение искусства, закрепить его как духовную память времени.
|