Конца 19-первой половины 20 ст.
На рубеже 19-20 ст. происходит небывалый подъем литературного процесса, связанный с именами И. Франко, Леси Украинки, М. Коцюбинского, О. Кобылянской, В. Винниченко. В рамках своеобразного литературного «ренессанса», возникло большое количество авторских эстетических концепций, которые нашли свое отражение в опосредованной форме – эссе, письмах, дневниках, автобиографиях. Особое внимание заслуживает теоретическое наследие И. Франко (1856-1916), в частности его программное исследование «Из секретов поэтического творчества» (1898). Оперируя значительным количеством понятий – память, фантазия, чувства, Франко ввел в научный оборот новый многоаспектный термин «смысл». Кроме того, И. Франко подробно исследовал логику межпонятийной связи: эстетические чувства – стимулы творчества – художественный образ. В своих работах он обращается к идеям таких западноевропейских ученых как А. Бергсон, А. Грант, З. Фрейд. Исследователи творчества Франко находят определенные параллели между положениями психоаналитической концепции З. Фрейда и теорией «эруптивности» Франко. Значительное место в его теоретических работах занимает познание и его инструменты: инстинкты, интуиция, интеллект. В то же время, Франко абсолютно не приемлет идей Ф. Ницше, называя его анархическую философию «фальшивой говорильней». Среди эстетических школ Украины ХХ века особое место занимает харьковская школа. Традиционно отличаясь мощным интеллектуальным потенциалом, харьковская научная мысль получила мощный импульс, связанный с жизнью и деятельностью А. Потебни (1835-1891) – одного из основателей лингвистической эстетики. Именно Потебня и его последователь Д. Овсянико-Куликовский олицетворяют собой своеобразный «теоретический мост» между 19 и 20 столетиями. В теоретическом плане их вклад состоит в четком разграничении чисто эстетических проблем, использовании методологии и научно-категориального аппарата, присущего исключительно эстетике. Д. Овсянико-Куликовский (1853-1920), профессор Харьковского универсистета, в своих работах большое внимание уделял проблемам изучения психологии художника, соотношения категорий «красота» и «истина», эстетическое наслаждение, меры «разумного» в эстетическом чувстве. Особое место в истории украинской эстетической мысли занимает харьковская театральная модель, созданная выдающимся театральным деятелем Л. Курбасом. Лесь (Александр Степанович) Курбас (1887-1942) учился и работал в Киеве и Львове. В Харьков он переехал в 1922 году, создав там знаменитый театр «Березиль». В 1926 году Курбас начал преподавательскую деятельности в Харьковском музыкально-драматическом институте, где он преподавал основы разработанной им самим театральной эстетики. Харьков первой половины 20 века стал творческой родиной украинского писателя, актера и искусствоведа Игната Хоткевича (1877-1938). Хоткевич – писатель, актер, театровед, литературный и художественный критик, являлся одним из ярчайших представителей украинской эстетической мысли. Эстетические взгляды Г. Хоткевича следует рассматривать в контексте его противоречивого отношения к неопозитивистской эстетике – теории, под влиянием которой находилось большинство представителей украинской творческой интеллигенции. Эстетика Хоткевича базировалась на попытках соединения реализма и модернизма, рационализма и мистики, традиционализма и декаданса. С традициями харьковской эстетической школы связана деятельность Н. Хвылевого (1893-1933) – известного идеолога украинского возрождения 20-х годов. Хвылевого интересовала проблема эстетической культуры, которую он рассматривал как самодостаточное явление. Сердцевиной эстетической культуры он считал элитарное (высокое) искусство и «азиатский ренессанс» - специфический путь развития украинской культуры и искусства. Хвылевой был убежден в необходимости отделения украинской культуры от официальной советской. Украинское искусство и эстетику 30-40-х годов нельзя рассматривать в отрыве от процесса формирования культа личности Сталина и его репрессивных действий относительно талантливых украинских ученых и деятелей культуры. Волна репрессий, прокатившаяся по Украине, затронула все сферы национальной духовной жизни. Трагической была судьба таких украинских писателей как Н. Зеров, М. Бойчук, М. Вороной, М. Кулиш, Л. Курбас, Г. Хоткевич, М. Семенко и многих других. Действовали официальные запреты на издание произведений В. Винниченко. Выдающийся украинский режиссер А. Довженко пребывал под постоянным идеологическим прессом.
|