Третий этап.
Работа над произведением «Антоновские яблоки». Метод: эвристический, прием: слово учителя, беседа; метод творческого чтения, прием – комментированное чтение, проведение ассоциаций, работа над интонированием произведения. Еще одним течением в искусстве начала ХХ века становится импрессионизм. Основной категорией, к которой апеллирует импрессионизм, становится мир, переданный через мгновенье. Ценность мига становится несомненной, более того, человек живет не столько мигом настоящего, сколько прошлого. Произведение, которое мы с вами сегодня будем изучать построено на субъективном осмыслении мига прошлого, человеческой жизни, которая может вернуться лишь в памяти. —Исходя из вышесказанного, как выдумаете, каким должен быть сюжет произведения? В чем проявятся его особенности, если учитывать особенности человеческой памяти? Как будет организовано повествование? —Учащиеся по возможности определяют особенности организации повествования и сюжета произведения, используя при этом ключевые понятия (они выписаны на доске): субъективность, ассоциативность, ретроспективность, лиричность, светоносность, фрагментарность... Учащиеся должны ответить, что привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. Это рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание об осени, об антоновских яблоках... —Это произведение можно назвать импрессионистским, т.к. в нем запечатлены остановившиеся мгновения. Рассказ разворачивается как череда воспоминаний (ретроспектива). Повествование ведется от первого лица. Глаголы употребляются чаще всего в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях (ученики так же подкрепляют свои ответы примерами из текста). —Что является предметом воспоминаний? — Вспоминаются не какие-то события, а картины, впечатления, ощущения. Например, праздничный день (гл.1), учащиеся зачитывают отрывок из произведения. Находят в тексте описание охоты (гл. З). —Как достигается эффект присутствия читателя в изображаемых картинах? (Учитель просит найти примеры аллитерации. Помогает ученикам.) — Это грамматические приемы (употребление глаголов настоящего времени, глаголов 2-го лица ед. числа). (Учащиеся находят примеры из текста). — Кроме того, Бунин мастерски передает звуки, запахи, цвета окружающего мира. Очень сильна память запахов (находят и зачитывают примеры из произведения, учитель помогает им): —«Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб» - а с ним угасает и прежний уклад жизни. —«Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою» - эффект усиливается яркой звукописью. Учащиеся отвечают, что мы и впрямь слышим, как, например, шуршат листья под ногами: — «Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша». Или «запах дедовских книг в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьянных корешках. Славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами...». К обонятельным ощущениям добавляются осязательные («толстая шершавая бумага»). —Мы видим мельчайшие подробности – даже золотые звездочки на корешках книг – и словно окунаемся в прошлое. Данный фрагмент урока сопровождается выразительным чтением учащихся, конкурсом на лучшее прочтение фрагмента для передачи особого настроения в произведении. Для этого задается следующий ряд вопросов: —Какова интонация рассказа? —Как она меняется на протяжении рассказа? Учитель помогает учащимся находить в тексте части-фрагменты воспоминаний, т.е. учащиеся работают над лирической интонацией произведения. — Общая интонация «Антоновских яблок» элегическая. Это изображение угасания, умирания «дворянских гнезд». Начало рассказа полно радостной бодрости: —«Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!». Постепенно интонация становится ностальгической: «За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков - охота»; —«…понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска...». —И, наконец, в описании поздней осени и предзимья – грусть. Песня «на каком-нибудь глухом хуторе» звучит «с грустной, безнадежной удалью».
|