Студопедия — Тема: Стихотворение А. Пушкина
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема: Стихотворение А. Пушкина






«Уж небо осенью дышало...»

Задачи: развивать интерес учащихся к поэтическому слову; учить понимать смысл образных поэтических слов и словосочетаний; формировать навык выразительного чте­ния; развивать творческое воображение; формировать эмо­циональное восприятие.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока: Какой сейчас урок? Ко­торый урок?

2. Вводная беседа, направленная на то, чтобы ввести школьников в тему стихотворения, которое предстоит рас­смотреть на уроке. Беседа сопровождается использовани­ем иллюстративного материала (возможно использование репродукции с изображением поздней осени, например ре-

 

продукции картины И. Левитана). Сопровождающие бесе­ду вопросы учителя, которые даются учащимся на слух (за экраном): Какое сейчас время года? Рассмотрите картин­ки. Какая осень изображена? Назовите приметы поздней осени. Нравится ли вам поздняя осень?

Лексический материал для ответов: хмурое небо, небо покрыто серыми облаками; реже светит солнце; солнце светит, но не греет; часто идут дожди; день становится короче: рано темнеет; дует холодный ветер; листья с де­ревьев облетают; разноцветный ковер под ногами; по­желтела трава; птицы собираются в стаи; караваны уле­тающих птиц; птицы готовятся к отлету; птицы улетают на юг; приближается зима; Мне нравится осень, потому что...; Я не люблю это время года, потому что....

3. Сообщение темы урока. Учитель сообщает на слух (за экраном) ученикам название стихотворения, которое они будут читать. Обращает внимание на правильное про­изнесение фамилии и имени автора: Алек-сандр Пуш­кин. Учитель демонстрирует учащимся портрет поэта. На доске записано: Александр Пушкинвеликий русский поэт. Эту фразу ученики проговаривают вместе с учителем.

4. Выразительное чтение стихотворения учителем или учениками.

5. Беседа, направленная на выяснение первичного вос­приятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы учителя: Понравилось ли вам стихотворение? Какая картина больше всего запомнилась? О чем говорится в стихотворении?

6. Чтение стихотворения учениками вслух вместе с учителем.

7. Чтение учениками стихотворения по частям и бесе­да. Сопровождающие чтение задания и вопросы учителя по первой части стихотворения: Какие приметы поздней осени наблюдает А. Пушкин? Прочитайте слова и выражения.

В ходе беседы учитель объясняет выражения: Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.

Для объяснения учитель использует иллюстрации, объ­яснение словом, подбор синонимов: сень — покров, укры-

 

тие, которое образуется ветвями, листвой деревьев; таин­ственная — загадочная, непонятная.

Прочитайте еще раз строку: Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась. Какие звуки повторяются в этих строчках? (Свистящий [с] и шипящие [ж], [ш].) С помощью этих звуков А. Пушкин показывает, как шеле­стят облетающие, падающие листья. Какую картину вы представляете, читая первую часть стихотворения?

Лексический материал для ответов: дует прохладный ветерок, по небу бегут низкие серые облака, изредка про­глядывает солнце, опадают листья с деревьев, на полях лежит туман.

Какое настроение создает эта часть стихотворения?

Вопросы учителя по второй части стихотворения: О ка­ких изменениях в жизни птиц говорит А. Пушкин? Про­читайте, скажите своими словами. О каких изменениях в жизни людей говорит поэт? Прочитайте, скажите своими словами. Какую картину вы представляете, читая вторую часть стихотворения?

Лексический материал для ответов: гуси собираются в стаи; гуси медленно покидают родные места; гуси кри­чат, им грустно.

Какое настроение создает эта часть стихотворения? Ка­кое настроение вызывает у А. Пушкина поздняя осень? А у вас?

8. Выполнение учащимися словарно-стилистических упражнений:

Дополните предложения:

Небо покрыто облаками, все реже светит солнце. Мне.... Короче становится день. Мне.... Птицы улетают на юг. Это....

Слова для справок: скучно, грустно, радостно, печаль­но, весело.

9. Выразительное чтение стихотворения учащимися с соблюдением осеннего настроения.

10. Прослушивание музыкальной пьесы «Осенняя песнь» П. И. Чайковского и соотнесение ее со стихотворе-

 

 

нием. Ученикам следует определить, какие чувства выра­жают поэт и композитор? (Грусть, тоску по ушедшему лету, печальное настроение от дождливой, холодной осени...)

11. Итоговое обсуждение в виде ответов на вопросы, ко­торые учитель задает учащимся на слух (за экраном): «С каким стихотворением вы познакомились? О чем гово­рится в стихотворении?

Вывод (главная мысль стихотворения) записан учите­лем заранее на доске. Учитель вместе с учениками читают вывод с доски: В стихотворении говорится о поздней осе­ни. Мы видим хмурое и холодное небо, опавшие листья, ко­роткий осенний день, караваны улетающих птиц. Мы чувствуем осеннее настроение.

12. Домашнее задание: выразительно читать стихотво­рения, сделать к нему рисунок.

Сказки

Сказка как один из жанров устного народного творчества по своим особенностям похожа на рассказ: имеет четко обо­значенный сюжет, раскрывающий поведение и взаимоотно­шения персонажей. Однако сказка — особый род литера­турного творчества, для которого характерны элементы волшебства, особая соотнесенность с реальной действитель­ностью, своеобразная композиция, необычайная яркость персонажей, выразительность языка. Сказка при своей оче­видной конкретности всегда предполагает широкую дидак­тическую направленность: каким надо быть, а каким не надо, что является злом, что — добром. Эти особенности вносят некоторые элементы новизны в известную методику изучения эпических (повествовательных) произведений.

Сказки по своему характеру разнообразны: волшебные, бытовые, о животных и т. п. В книгах для чтения большее место занимают сказки о животных и волшебные сказки, социально-бытовые представлены меньше. Методика чтения сказок безотносительно к их тематике едина: подготовка к чтению, само чтение и работа над содержанием сказки,

 

анализ поступков сказочных персонажей и вывод о глав­ной мысли сказки, ее пересказывание учениками. Вместе с тем на первоначальном этапе (подготовка к чтению) тре­буется актуализация жизненного опыта детей, их знаний о жизни животных или о сказочных предметах, сказоч­ных героях, о волшебстве и волшебниках.

Желательно, чтобы учитель в доступной детям форме рассказал на уроке о том, как складывались сказки в дале­кие времена под треск лучины и жужжание веретена, где собирались в долгие вечера крестьяне с какой-либо ручной работой. Пели песни о тяжелой доле народа, сказывали сказки и передавали их наизусть из уст в уста, слушали былины о героях народных, потешались над проделками Иванушки-дурачка. А Иванушка-дурачок оказывался са­мым удачным, самым сообразительным, ему всегда удава­лось провести царя и богатея и добиться желаемого. Поло­жительные сказочные герои всегда борются за справедли­вость. Их добрые дела побеждают на земле зло. Коварные и несправедливые люди бывают жестоко наказаны наро­дом — автором многочисленных сказок.

Работа над содержанием сказки может проводиться в виде чтения отдельных эпизодов, иллюстрирования, со­ставления картинного и словесного плана, различных бе­сед с выборочным чтением, пересказов. Содержание сказки обсуждается в аналитической беседе: поведение персона­жей, их сравнение, выражение собственного отношения к ним. Важно, чтобы дети поняли, что сказочный персонаж сочетает в себе черты обычного человека и элементы нео­бычного, нереального (наделен необычной силой, красотой, способен на необыкновенные поступки и пр.). Сочетание сказочного и реального в описании событий окружающей обстановки, природы, персонажей привлекает детей, хотя и представляет некоторые трудности при осмыслении.

Важным компонентом чтения сказок является работа над выразительностью ее языка: включение сравнитель­ных оборотов из сказок в детские пересказы, проведение словарно-стилистических упражнений, использование

выразительных языковых средств при описании пейзажа, обстановки, ситуаций, персонажей.

 

 

Подготовка школьников к чтению может требовать ак­туализации их жизненного опыта, знаний о жизни живот­ных или о сказочных предметах, сказочных героях, вол­шебстве и обо всем том, что отличает сказку от реальной действительности. Чтение сказки на уроках всегда сочета­ется с творческой деятельностью школьников — инсценированием, иллюстрированием, сочинением сказок детьми, проведением викторин, праздников, просмотром фильмов и чтением сказок по своему желанию вне класса.

В качестве примера работы приведем описание методи­ки проведения четырех уроков во втором классе.

Петушок и бобовое зернышко

(Русская народная сказка)

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

— Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и по­давился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица, петушку горлышко сма­зать: подавился петушок бобовым зернышком.

— Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я ужо со­бью маслица.

Бросилась курочка к корове:

— Коровушка, голубушка, дай скорей молока, хозяюшка со­бьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

— Ступай скорей к хозяину. Пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину.

— Хозяин, хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, ко­ровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобо­вым зернышком.

— Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу.

— Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бо­бовым зернышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке травы, коровушка дала молочка, хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко про­скочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:

— Ку-ка-ре-ку!







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 193. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия