Студопедия — Стихотворение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Стихотворение






Лирическое произведение как особый род литературного творчества имеет свою специфику: в нем нет сюжета, де­тального и развернутого воспроизведения событий и по­ступков, т. е. главное в лирике — это эмоционально окра­шенные описания и размышления автора. Содержание лирических произведений весьма разнообразно: политичес­кая лирика, пейзажная, любовная, философская. В школь­ной программе во 2—6-х классах основное место занимает пейзажная лирика и стихотворения о дружбе детей, их учебе и труде в школе; стихотворения на общественно-ис­торическую тематику малочисленны.

Тематико-содержательная направленность стихотворе­ний диктует свою методику их изучения. Пейзажная лирика (к примеру, стихотворения «Береза» С. Есенина, «Весна» Ф. Тютчева, «Люблю дорожкою лесною...» А. Майкова) предлагает средствами словесно-художественной изобра­зительности фрагментарное описание обобщенного образа. Работа над лирическими произведениями должна помочь школьникам увидеть, понять и почувствовать суть изобра­жаемого поэтом, сопереживать прочитанному, оценить ав­торское мастерство, выразительность используемых им языковых средств. Основной путь изучения пейзажной

 

 

лирики — расширение сенсорного опыта детей, позволя­ющего соотнести реальную действительность с поэтичес­ким описанием, содействовать развитию творческого и воссоздающего воображения учащихся, что в свою очередь помогает пониманию прочитанного произведения.

При изучении пейзажной лирики рекомендуются сле­дующие методические приемы: чтение стихотворения пе­дагогом, учениками, выборочное чтение отдельных фраг­ментов (картин), их соотнесение с иллюстрациями, словесное рисование. Каждый из этих приемов целесооб­разно сочетать со словарно-стилистическими упражнения­ми. Завершается работа выразительным чтением учащихся, их оценочным суждением (чем взволновало стихотворе­ние, какие мысли и чувства возникли и т. д.).

В процессе изучения пейзажной лирики педагог дол­жен учитывать, как создает поэт образ-пейзаж. В литера­туроведении принято считать, что поэтический образ мо­жет быть создан индуктивно или дедуктивно. При индуктивном способе создания поэтического образа поэт уточняет содержание картины, выделяя отдельные дета­ли, яркие и выразительные. Например, в отрывке из рома­на А.Пушкина «Евгений Онегин» «Опрятней модного пар­кета...» читатель воспринимает картину зимы через совокупность различных выразительных деталей: блиста­ет речка, льдом одета, коньками звучно режут лед (маль­чишки), скользит и падает (гусь, вступивший на лед).

Подобный способ создания образа-пейзажа наиболее до­ступен ученикам в начале обучения чтению пейзажной лирики. Педагог в процессе изучения произведения учит школьников выделять отдельные картины, обращает внима­ние на выразительность языковых средств, которыми созда­ны эти картины, на интонационную окрашенность описания каждой картины. Все, вместе взятое, позволяет ученикам увидеть многообразную, но единую картину природы.

При дедуктивном способе создания поэтического образа-пейзажа читателю видится обобщенная картина природы, нарисованная автором с помощью выразительных средств

 

 

сочетания эпитетов, метафор, сравнений). Например, «Закружилась листва золотая...» С. Есенина или «Осень» А. Толстого создают выразительную картину золотой осе­ни. Восприятие таких произведений сложно для школьни­ков. Обучающая работа с произведениями подобного пост­роения отличается от работы с пейзажной лирикой индуктивного построения образа. В этом случае необходи­мы ассоциации с увиденным ранее, подкрепление житей­ского опыта учеников рассматриванием художественных картин, близких по своему содержанию к картине, описан­ной поэтом. Словесное рисование единой картины, рассказ об увиденном ранее с использованием образной лексики произведения, описание произведения изобразительного искусства — все это позволит целостно воспринять стихот­ворение, не разрушив его поэтического образа.

Чтение и изучение стихотворений о дружбе детей, их школьных годах требует предварительного анализа жи­тейского опыта школьников (суждения учеников о своих друзьях, о различных школьных ситуациях). Чтобы по­мочь слабослышащим и глухим выразить отношение к тем или иным житейским ситуациям, можно привлечь иллюс­тративный материал, детские диафильмы и фильмы о школе и школьной жизни. Например, до чтения стихотво­рения О. Высотской «Мы мороза не боимся...» детям пред­варительно предлагается вспомнить о зимних забавах, рассказать о них или нарисовать несколько рисунков о за­нятиях детей зимой. На уроке до чтения стихотворения учащиеся делятся своими впечатлениями (в качестве опо­ры на доске могут быть записаны словосочетания, предложе­ния, а также помещены детские рисунки). После обмена впе­чатлениями, чтения стихотворения педагогом и учениками рисунки соотносятся со строчками стихотворения (читаются отдельные фрагменты и все стихотворение). Возможна бесе­да с выборочным чтением о зимних занятиях школьников, а также словарно-стилистические упражнения типа:

 

Дополни: Мы не боимся (кого?)... Нам не нужно (чти?)... Кто любит мороз, тот... и...».

Урок заканчивается выразительным чтением стихотво­рения и выражением своего отношения к прочитанному: «Мне понравилось стихотворение, потому что оно (какое?).,.,... о. Ученик должен выбрать слова из предложенных: веселое, радостное, смешное, грустное.

Если стихотворение содержит нравственную оценку си­туации, поступка (например, стихи А. Барто о детях), то необходима аналитическая беседа о поведении героя. Уче­ники предлагают свою оценку поступкам персонажа и со­относят ее со своим жизненным опытом.

Среди поэтических произведений, включенных в книги для чтения в 5—6-х классах, в незначительном объеме представлены лироэпические произведения («Крестьян­ские дети» Н. Некрасова, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина). Опыта чтения и изучения лироэпических произведений у школьников 5—6-х классов еще нет, по­этому они нуждаются в значительной помощи педагога.

Особенностью лироэпических произведений является сочетание специфических черт обоих родов, что обязывает педагога тщательно продумывать методы и приемы рабо­ты при изучении этих произведений. От особенностей ли­рики проистекает требование широкого использования различных видов чтения, что позволяет добиться большей выразительности и эмоциональности восприятия произве­дения школьниками. От специфики эпического рода исхо­дят требования составления плана главы или всего произ­ведения, включение пересказов, составление элементар­ной характеристики персонажей.

Оба произведения, представленные в книгах, даны в со­кращении. После их чтения целесообразно познакомить школьников со всем произведением в целом. Большой ин­терес вызовет у учащихся сравнение литературных произ­ведений с художественной иллюстрацией и фильмом-мультипликацией.

Таким образом, методика работы над стихотворениями, несмотря на различие их тематики и жанровое разнообра­зие, исходит из общего положения: ориентировка на ши-

 

 

рокое использование разнообразных видов чтения, позво­ляющих создать у школьников заинтересованное эмоцио­нально выраженное восприятие. Предлагаем возможный вариант урока во втором классе.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 200. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия