Студопедия — Рассказ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рассказ






Рассказ как жанр повествования предлагает читателю картины из жизни людей, изображение природы, челове­ческих характеров. В рассказах, включенных в учебники для школ глухих и слабослышащих, упрощен сюжет, ко­личество действующих лиц ограничено, что облегчает вос­приятие произведения.

Осмысление сюжета (пространственно-временная по­следовательность событий, мотивируемая поступками персонажей), характеров литературных героев, выраже­ние авторского и собственного отношения к событиям и людям, прочувствованное восприятие красоты описаний, своеобразия художественной модели (особенностей стиля, языка) — составные эстетического восприятия рассказа.

С учетом тематической вариативности (рассказы мораль­но-этического, общественно-политического направления, рассказы-описания, деловые статьи) каждый вид рассказа

предполагает некоторые отличительные особенности мето­дики его изучения.

Работа с рассказами морально-этического характера предполагает осмысление сюжета, характера персонажей, сопоставление прочитанного с житейскими наблюдения­ми, определение своего эмоционального отношения к про­читанному, к его автору. Например, работу с рассказом М. Зощенко «Калоши и мороженое» можно провести сле­дующим образом: предварительная беседа о хороших и плохих поступках (введение лексики), слово учителя о пи­сателе, чтение рассказа учителем или учениками, беседа об эмоциональных средствах выражения, используемых автором, повторное чтение рассказа учениками, беседа с выборочным чтением со словарно-стилистическими уп­ражнениями, рассматривание иллюстраций, их списыва­ние, сопоставление с рассказом, аналитическая беседа о персонажах, словарно-стилистические упражнения по за­креплению морально-этической лексики, чтение по ро­лям, пересказ от лица детей, родителей Лели и Миньки, дяди Коли и тети Оли, итоговая беседа о поступке детей, перенос к реальным событиям каждого ученика класса.

Работа над рассказом-описанием предполагает умение школьников увидеть и почувствовать картины природы, акцентированные чтением учителя, установить их после­довательность, выразительность и эмоциональность, опре­делить собственное отношение к этим картинам. Полезно проводить сопоставление картин рассказа с личными на­блюдениями учащихся, с известными им произведениями изобразительного искусства. Методика чтения подобных рассказов предполагает многократное обращение к отдель­ным описаниям и рассказу в целом, словесное рисование с опорой на данную педагогом лексику, сопоставление рас­сказа и иллюстрации (нахождение общего и различного), определение выразительности рассказа-описания и иллю­страции. Завершается работа над рассказом детскими уст­ными пересказами фрагментов текста, выяснением того, чем (почему) понравилось авторское описание природы.

 

 

Чтение рассказов общественно-исторического характера требует большой подготовительной работы по расширению и уточнению знаний школьников из истории страны, озна­комления с общественно-политической лексикой. «Введе­ние в эпоху» и ее проблемы может осуществляться в рассказе учителя о том или ином общественном событии (имеющем отношение к читаемому тексту). После чтения и освоения со­держания рассказа выясняется отношение автора к описы­ваемым событиям, определяется позиция читателей.

Деловая статья в книгах для чтения предназначена для ознакомления школьников с признаками, особенностями того или иного природного или общественного явления. Эти статьи расширяют кругозор, совершенствуют знания школьников. Методика чтения деловых статей предпола­гает обозначение конкретного содержания, осмысления того, что нового узнали дети, сопоставление нового мате­риала с ранее усвоенным и увиденным в окружающем мире (личные наблюдения).

Выбор методов изучения рассказа зависит не только от тематической направленности произведения, но и от осо­бенностей композиции рассказа.

В теории литературы выделяют несколько видов сюже­тов рассказа: последовательное повествование, описательно-повествовательное, диалоговое, сказовое и непоследова­тельное повествование. Каждый вид предполагает исполь­зование в работе различных методов и приемов.

Последовательное повествование дает возможность чи­тателю постепенно ознакомиться с событиями, фактами, их деталями. Примером такого композиционного построе­ния являются рассказы «Мильтон и Булька» Л. Толстого, «Слепая лошадь» К. Ушинского, «Ранние гости» Г. Скребицкого и многие другие. В них события раскрываются последовательно, логично, что позволяет с наименьшими трудностями установить связи между фактами и явления­ми, облегчает ученикам составление плана и пересказа.

При изучении рассказов с последовательной компози­цией целесообразно использовать такие методы, как со-

 

ставление плана рассказа, обучение школьников подроб­ному пересказу.

Повествовательно-описательная композиция предпола­гает, что повествование прерывается различными описани­ями (природы, ситуации, портрета и пр.). В книгах для чте­ния представлены: «Осина» И. Тургенева, «Осень» К. Ушинского, «Весна в лесу» И. Соколова-Микитова и др. Рассказы с повествовательно-описательной композицией поддаются как полному, так и выборочному пересказу, а описания — словесному рисованию и иллюстрированию.

Сказовая и диалоговая композиция произведений тре­бует применения иных методов: драматизации, составле­ния сценария воображаемого фильма, чтения в лицах, пе­ресказа с изменением лица.

Непоследовательное повествование в рассказе — самая сложная композиция для осмысления читателя. При та­кой композиции в рассказе имеются отступления, встав­ки, воспоминания о событиях, происходивших в про­шлом. Примером такого построения является рассказ «Ванька» А. Чехова. В работе с таким произведением важ­но помочь ученикам установить последовательность собы­тий, осмыслить мотивы таких отступлений. Для этого ис­пользуется метод составления плана, пересказ эпизодов, составление рассказа о герое или теме повествования. Приведем возможные варианты уроков по изучению рас­сказов во 2-м классе.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 176. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия