АДЫГСКАЯ ЭТИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3.1. Воспитание через устное народное творчество
Сказки, мифы, притчи, рассказы и песни о героях, о подвигах, простые повествования из жизни были важны для социализации молодого человека в адыгском обществе. Много таких повествований и напевов исполнялось в гостиных, кунацких. Об этом повествует Т. Керашев в романе «Одинокий всадник»: «К вечеру в гостиной, где остановился Ерстам, стали собираться люди. Ерстам, наблюдая за ними, замечает в каждом: владеют сердцем и головой, мужественны; следят за своим поведением и словами, никакой фальши и наигранных шуток. И поведение, и человечность, и осторожность - врожденные качества» (1). Адыги не упускали возможности посетить гостиную в доме, где остановились знатные люди, прославленные в народе. Гость и пришедшие к нему для общения и знакомства обменивались знаниями о том, как живут другие народы, казаки, русские. Адыгские дети были любознательны, расторопны, сообразительны, а про непонятливых и несообразительных адыги с иронией говорили: «И адэр къалъхури и къуэм зигъэпсэхужащ» (Родился отец, и сын отдыхает). Любые эпизоды нарушения этикета - промахи и нерадивость, позор на скачках -не оставались незамеченными. Говоря о воспитании детей на произведениях устного народного творчества, нельзя не вспомнить роль народных певцов - джэгуак1уэ, вся жизнь которых была цепью беспрерывных шуток и острых слов. Джэгуак1уэ воспевали не только геройство, мужество и храбрость. Попасть на острие их шуток из-за своей неуклюжести в быту, в труде или в бою было крайне неприятно. «При них каждый старался держать себя чинно, как бы боясь попасть им на язык». Адыги учили детей добропорядочности («Сделаешь добро, добром вернется»), бережливости («Не положишь, не возьмешь»), трудолюбию и ответственности («Узэгугъур къогугъуж»), сплоченности («Зэхьэзэхуэр мэунэри, зэижит1ыр мэунэхъу»), осмотрительности («Чэнджащэ щыуэркъым» - Кто советуется, тот не ошибется). Взвешивать свои поступки считалось необходимым: «Гупсыси псалъэ, зыклъыхьи т1ыс» (Подумав, говори, посмотрев вокруг себя, садись). В этой пословице четко отражается характер адыгов и требования их этики. Черкес слов на ветер не бросает и просто так не болтает, никогда не садится в присутствии старших. Адыги трезво смотрели на жизнь, и непременным условием благополучия считалось трудолюбие: «Улажьэм, лыжь пшхынщ», «Лажьэр 1ыхъэншэу къанэркъым» (Кто работает, тот ест мясо. Кто работает, не останется без доли), «1уэху мублэ, блэ хэсщ» (В неначатом деле змеи водятся). Пословицы отражают решительность, волю к действию без боязни и суеты: «Укъимык1уэтыу пэрыувэ гуэхуми къохъул1энщ» (Будешь неустанно добиваться своей цели, твой план осуществится). «Л1ы пхар яук1къым» (Связанного мужчину не бьют). Черкесы были смелы и мужественны, но хранили достоинство настоящего воина. Они не стреляли в спину, как трусы, а всегда наступали на врага достойно, по-рыцарски. Обессиленного и связанного никогда не били. В книге Т. Керашева «Одинокий всадник» есть такой эпизод. На Ерстама, главного героя романа, нападает в лесу всадник, которого он легко одолевает и связывает. Побежденный воин молча лежит лицом вниз, готовясь гордо встретить смерть. Но Ерстам не таков, чтобы убить лежачего. Он оставляет его в лесу живым (2). Адыгейские песнопения играли также воспитательную роль. Адыгейские певцы (гегуако) собирались на празднествах, чтобы по обыкновению петь про богатырей адыгского народа. Песни черкесов делятся на героические, исторические, обрядовые, любовно-лирические, песни пахоты, косьбы, свадебные и др. История черкесов (адыгов) хранит множество героических имен. Черкесы восхищали мир своей отвагой и умом, благородством и чистотой души, горячей любовью к свободе и физическим совершенством. Духом рыцарства были проникнуты быт и нравы. «Быть или не быть порядочным наездником, то есть героем, было для всякого свободного адыга почти равнозначно вопросу о жизни и смерти. Можно сказать, что адыгское дворянство не знало иных целей и стремлений в жизни, кроме наезднических подвигов, и слава героя была для них заманчивее всех мирских благ. Оно не довольствовалось репутацией воина бесстрашного, смелого, предприимчивого, испытанного всякого рода лишениями и невзгодами, но метило гораздо дальше, добивалось вместе с тем славы благородного, великодушного рыцаря» (3). Мудрость народной педагогики адыгов - в самой сути и призвании человека на земле, в продлении жизни и обеспечении ее наилучшими нравственными законами. Встречая восторженно и радостно эту жизнь, адыги растят здоровые корни на здоровой почве. Человек, произрастая на ней, получает уроки того, что хорошо и приемлемо для этики его народа, и что плохо. Народное мнение, контролируя допустимое и недопустимое, растит угодное этой почве здоровое поколение, способное хранить этику народа с се нравственным запросом, учтивостью, человечностью существования и преданной патриотичной искренней любовью к своим истокам. К родной земле. Напевы, идущие из глубин народной жизни, остаются в сердце навсегда. К примеру:
|