Студопедия — Сгубили, продали старому в жены.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сгубили, продали старому в жены.






 

Такой судьбе девушек посвящены многие народные песни. На­пример, песня о судьбе и гибели Адиюх. Аналогична судьба Ляцы в поэме Али Шогенцукова «Камбот и Ляца».

«Черкесский женский костюм чрезвычайно живописен. Поверх широких, суженных книзу шароваров, надевается длинная белая ру­башка из бязи или кисеи, разрезанная на груди, с широкими рукавами и с небольшим стоячим воротничком. По талии рубашка стягивается широким поясом с серебряною пряжкою. Поверх рубашки надевается шелковый бешмет какого-нибудь яркого цвета. Бешмет шьется коро­че колена, с короткими, выше локтя рукавами, полуоткрытый на гру­ди или украшенный серебряными или другими застежками. На ногах легкие сафьяновые чувяки, обшитые галуном, на голове круглая ша­почка, обложенная серебряным галуном» (50).

Обычаи, манеры, даже костюм и конская сбруя адыгов издавна были для остальных горских народов предметом для подражания. Женщина - хранительница очага, выступает в адыгской семье и хра­нительницей необходимых порядков, которых требует этикет по от­ношению к свекрови и свекру, к старшим. Соблюдая обычаи, которых в быту адыгов немало, женщина выступает хранительницей намыса и женской скромности в доме. «Как спартанцы в древности, черкесы посещают своих жен как бы тайком, а по отношению к своим детям не позволяют себе ни малейшего проявления нежности» (Дж. А. Лонгворт) (51).

Женщины принимали активное участие во всех празднествах и увеселительных мероприятиях, но в народное собрание не допуска­лись. Участвовали они и в адыгских игрищах. «Девушки, одетые в традиционный черкесский костюм, старались превзойти друг друга красотой нарядов, эстетикой поведения, искусством танцевать. Длин­ное, ниспадающее до пят платье туго перетягивалось массивным се­ребряным или золотым поясом, с которым гармонировал столь же массивный нагрудник. По бокам нагрудника иногда прикрепляли се­ребряные колокольчики - лъэныкъуэ щ1ы1у. Во время танцев каждое энергичное движение девушки сопровождалось переливчатым звоном бубенцов. Звук этот, помимо эстетического значения, имел еще и практический смысл как оберег, как средство спасения девушки от дурного глаза, от колдовства. Недаром адыги говорят, что влиянию дурного глаза подвержены в первую очередь красивые девушки» (52).

«В жизни и поэзии черкесская женщина является сдержанной, со­средоточенной, суровой; любит и страдает втайне. Внутренний мир ее души закрыт даже от самых близких людей. Она не меньше мужчины краснеет от невольного порыва души и таит его от постороннего взо­ра. Оплакивая жениха, мужа, сына, она выражала как свои чувства к ним, так и сожаление о том, что они не будут в стане храбрых воинов. Похвала женщины побуждала мужчину проявлять отвагу. «Решитель­но все девицы здесь ценят доблесть больше богатства... И песни, ко­торые они все слушали с таким наслаждением, были посвящены доб­лести» (53).

Знаток адыгской культуры, народный мудрец Жабаги Казаноко относился к женщинам с большим уважением. В те, далекие времена женщине приходилось очень много трудиться. Как-то раз к Жабаги приехали горцы. Въехав во двор, они были поражены тем, что народ­ный мудрец сажал на огороде лук вместе с женщиной. Удивленные горцы обратились к Жабаги:

- Разве к лицу тебе вместе с женщиной сажать лук?

- Кто женщине не помогает, тот не мужчина, - ответил он.
Рассказывают, что на смертном одре Жабаги завещал: «Не уни­жайте своих жен и не судите дважды» (54).

С ранних лет все мечты девушки были направлены к одной цели: выйти замуж за самого бесстрашного воина и, сохранив чистоту, по­пасть в его дом. «Малейшее увлечение со стороны мужчины приво­дило девушку в робость, и она с неудовольствием и страхом отталки­вала от себя соблазнителя. «Харам (нечисто, запрещено), - говорила она» (55).

Упорное сохранение девичьей чести и признание, что все другое - «харам», говорит о том, что женщины, их воспитанницы в обществе адыгов знали религию и были богобоязненны. Эти категории этики адыгов, выработанные мудрым опытом, не отличаются от требований религии к чистоте и нравственности как женщин, так и мужчин.

«О нравственной чистоте адыгских девушек писали многие авто­ры прошлых веков (АБКИЕА. 1974. 51, 65, 89, 92, 220, 265, 297, 309, 310, 342, 441, 507, 588, 610 и др.)» (56).

Одним из интересных и важных компонентов адыгского этикета и рыцарского отношения к женщине был обычай, по которому мужчине, возвращающемуся с охоты или военного похода, полагалось отделить часть добычи женщине, которая встретилась в пути. Кабардинская пословица гласит: «Щыхубз пшэрыхь хущаннэ» (Женщине добычу оставляют).

Красотой и грацией черкешенок восхищались все, кто хоть раз побывал на их родине. Шотландец П. Генри Брус, принимавший уча­стие в Персидском походе Петра I в 1722 году, спустя много лет пи­сал о черкешенках: «Женщины удивительно хорошо сложены, с чрез­вычайно тонкими чертами лица, гладкой светлой кожей и с прекрас­ными черными глазами, которые, вместе с их черными волосами, спадавшими в две косы с обеих сторон лица, придают им очень кра­сивый вид. Все это, вместе взятое, с их красивыми, всегда открытыми лицами, и их хорошее расположение духа и приятная непринужден­ность в разговоре делают их очень желанными, несмотря на все это, они слывут очень целомудренными» (57).

Все девушки, кроме княжеских дочерей, воспитывались у себя дома. Девочка-княжна отдавалась в чужой дом на воспитание уоркским и узденским женам. Здесь девочек держали в жестком повино­вении, обучая вышиванию золотом и серебром, рукоделию, этике по­ведения, красноречию, искусству иносказаний. От своих воспитате­лей-матерей девушки узнавали о сокровенных тайнах брака и семьи. Словом, все, что необходимо было знать в жизни.

Карл Кох, немецкий ученый-естествовед, писал: «Обычно девочка с раннего возраста знакомится с различными видами женских работ: часто уже на седьмом году жизни она умеет делать галуны, вязать кружева и даже шить платья. Для сохранения стройности фигуры верхняя часть ее тела бывает затянута в корсет. Вследствие этого за­медляется развитие в груди, так как развитая грудь является по чер­кесским обычаям неприличной для молодой девушки, поэтому грудь остается плоской вплоть до рождения первого ребенка, а затем разви­вается нормально и приобретает ту красивую форму, которая свойст­венна молодым черкесским женщинам. Обувь также облегчает ноги. Скудная сама по себе, пища черкесов является еще более скудной у девушек, чтобы таким образом не допустить сильного развития тела. Благодаря этому черкесская девушка имеет, как правило, красивую фигуру, которой с особой гордостью любуется каждая черкесская мать» (58).

Девушек учили вышивать, прясть, плести корзины, готовить еду, а также знакомили с легендами и обрядами, которые им надлежало пе­редать следующим поколениям. В обучение отдавали девочек только из знатных семей, и то ненадолго.

В простых семьях девочкам давалось такое же воспитание. Девуш­ки, достигая возраста невесты, владели необходимыми навыками труда, ремесел, были полностью готовы к семейной жизни.

Англичанин Джемс Белл в «Дневнике пребывания в Черкесии в 1837, 1838, 1839 гг.», изданном в Париже, писал: «На основании того, что я видел, я должен рассматривать черкесов, взятых в массе, как на­род, наиболее естественно воспитанный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал» (59).

В адыгской этике большое место занимают отношения, связанные с молодой снохой, обычаи «избегания», уважения, иносказания и т. д. Эти продуманные до тонкостей этические отношения полностью обере­гали семью от осложнений, столь характерных для современной жизни.

В воспитании девочек большую роль играла мать, поэтому адыгская пословица гласит: «Анэм и хабзэр, пхъум и бзыпхъэщ» (Этикет мате­ри - эталон для дочери). Адыги, выбирая себе супругу или сноху, обя­зательно говорили: «И анэм еплъи и пхъу къашэ» (Посмотрев, какова мать, возьми в жены дочь). Умение войти в дом будущего супруга и досконально соблюдать все обычаи, принятые адыгской этикой как эталон поведения молодой снохи, прививались детям с юных лет вме­сте со всеми необходимыми трудовыми навыками. Замужество, же­нитьба и умение вести себя в доме мужа были определенным экзаме­ном по этикету не только для молодых людей, создавших семью, но и для их родителей.

Адыги ценили внешнюю физическую красоту, но не переоценивали, если она не дополнялась внутренней, нравственной красотой. Интериано писал: «Они, черкесы, держатся того мнения, что никто не должен считаться благородным, если о нем имеются слухи, что он когда-либо занимался недостойным делом, хотя бы то был [человек] из самого древнего царского рода... И весьма восхваляют щедрость и дарят охот­но все свое имущество, за исключением коня и оружия» (60).

Мудрое отношение к своему здоровью, физическая красота, поощ­рение силовых, подвижных игр для мальчиков, ношение корсета для девочек, требования естественной природной красоты, непременным атрибутом которой были косы, делающие их обладательницу еще кра­сивей и женственней, производили впечатление на весь мир.

В X веке Абуль-Хасан Али-аль-Массуди, побывав на Кавказе и вос­торгаясь черкешенками, писал: «Ни у одного народа нет стана более стройного, талии более тонкой, бедер и талии более выдающихся и форм более красивых, чем у этого народа. Женщины их славятся мяг­костью своего обращения. Они носят белые одежды, римскую парчу, пурпур и иные виды шелковых материй, затканных золотом».

Магистр философии, дипломат и ученый Адам Олеарий в 30-х го­дах XVII столетия писал: «Женщины у них обыкновенно сложены, миловидны лицом, белотелы и краснощеки, волосы черные, как смола в двух длинных крученых локонах свисают с обеих сторон, ходят они с открытым лицом. Они общительны и любезны».

Венгерский ученый Янош Бессе, предпринявший большое путе­шествие по Кавказу, Крыму, Грузии, Армении и Малой Азии, в 1829 году побывал и в Нальчике. В его книге, вышедшей позже в Па­риже, мы находим такие строки о черкешенках: «Они красивы, у них легкие и тонкие фигуры, красивейшие глаза, брови красивого рисунка и длинные ресницы».

Иоганн-Густав Гербер, немец, перешедший на русскую службу в 1710 году, писал: «Черкешенок все знают и все превозносят за их красоту, за черный шелк тонких бровей, за черные глаза, в которых горит огонь, за гладкий лоб, округлость лица. Прямо кажется, что стрелка весов человеческого телосложения замерла тут на середине, и на одной чаше весов - Греция, а на другой - Индия. Счастье, что Евро­па была не очень удалена от этого средоточия красивых форм» (60).

Все женщины были освобождены от тяжелого физического труда. Женщина-черкешенка - мать, хранительница домашнего очага, вер­ности мужу и этикета. С большим уважением, в свою очередь, жен­щины относились к мужчинам. Обязательно вставали, выказывая уважение и почтение при появлении мужчины. Правила почитания и уважения, принятые в обществе, были одинаковы для всех. Точно так же поступала и высокопоставленная княжна.

В политической истории и жизни черкесов женщины сыграли зна­чительную роль. Выходя замуж за родовитых и могущественных представителей других народов, они способствовали налаживанию связей и тесных контактов с Черкесией. Эти связи порой затрагивали не только политические, но и культурные, хозяйственные, торговые, военные и другие отношения. Например, документы свидетельствуют о добрососедских отношениях черкесов с Грузией еще со времен ста­новления грузинской государственности. На Кавказе было престижно поддерживать добрососедские отношения с адыгами.

В период кровопролитных войн в Грузии Кабарда не раз посылала своих воинов на помощь. О. Опрышко в книге «Через века и судьбы» свидетельствует: «Во второй половине XVI столетия царь Имеретии Георгий, князья Турции и Мегрелии были женаты на трех сестрах -кабардинских княжнах. Супруга Вахтанга VI, который был царевичем в конце XVII - начале XVIII вв., «солнцеподобносияющая» Русудан, была кабардинкой. И этот брак был заключен из политических соображении» (62).

Самый известный брак в черкесской истории, заключенный из по­литических соображений, - брак княжны Марии (Гашаней) с Иваном Грозным. Темрюк Идаров, дальновидный политик, который искал союзников в борьбе с внешними и внутренними противниками, отдал замуж и других своих дочерей, старших сестер Гашаней, с тем же расчетом.

История таких браков в жизни черкесов имеет длинную цепь род­ства и сотрудничества с известными историческими личностями раз­ных времен. Здесь можно привести очень много примеров. Но важнее указать на другое: черкесская девушка, прославленная в мире умом, красотой, учтивостью, этикетом и высокой нравственностью, зареко­мендовала себя как знатная и верная супруга.

При этом сама черкешенка в выборе мужа была щепетильна: чер­кесы отдавали своих дочерей только за достойных. «Благородный черкес породнится лишь с благородным и равным себе лицом, тща­тельно избегая уронить свое звание: касательно чести черкесы щепе­тильнее итальянцев, поэтому у черкесов практически исключались неравные браки» (63), - писал Д. Асколи.

В судьбах черкесских женщин есть и трагические страницы. На Западном Кавказе была монополия на торговлю рабами. Большинство рабов, вывозимых с Кавказа, были черкесами и абхазами. Особенно многочисленную группу составляли рабыни-черкешенки. «Черкешен­ки прекраснее всех других и сложены очень пропорционально. Эти юные существа имеют репутацию очень живых духом и никому не уступают в сноровке и искусстве рукоделия. В Египте черкесы и аб­хазы стоят в два раза дороже».

Французский военный советник А. Фонвиль, запечатлевший са­мые трагические страницы Кавказской войны (1864-1865), впервые увидев черкешенок, писал: «Все достоинство танцев девушек заклю­чалось в том, что они выказывали при этом всю прелесть их стройных талий. Все девушки были красивой наружности, а некоторые просто красавицы. Руки почти у всех у них верх совершенства, что же каса­ется блеска их больших глаз, разрисованных по восточным обычаям, то нет возможности выразить пером всю силу этого блеска. В первый раз мне довелось видеть вблизи черкешенок, и я должен сознаться, что нашел в них именно все то, о чем давно уже читал и слушал. Кос­тюм черкешенок еще более возвышает их прелести. Они носят голу­бые платья, у которых талия застегивается на груди серебряными бляхами; затем широкая юбка, спереди открытая, и цветные широкие турецкие панталоны, спускающиеся до лодыжек; их руки, покрытые рубашечными рукавами из красного или желтого шелка, проходят в отверстия рукавов платья, а эти последние, разрезанные по всей дли­не их, болтаются вокруг стана. Платье, панталоны, рубашка - весь костюм украшен самыми причудливыми арабесками из серебра. На головах девушки носят высокие остроконечные шапочки, волосы за­плетаются в три косы, из которых одна висит сзади на спине, две же другие выставляются вперед и спускаются до пояса, сделанного из красного сафьяна и усеянного разными серебряными бляхами и дру­гими украшениями» (64).

Итальянец Ксаверио Главани, консул Франции в Крыму и одно­временно врач крымского хана, собирал сведения об адыгах в мате­риалах, хранящихся у хана, расспрашивал старейшин, торговцев и т. д. Вот что он писал: «Черкесы кротки, вежливы, имеют очень красивых детей. Они благосклонны к иноземцам до тех пор, пока по­следние находятся у них в гостях; но иностранец, встреченный в поле, легко может попасть в рабство. Обхождение их похоже на франское, они вежливы и приветствуя, снимают шапку; женщины принимают чужеземцев с радушием; для принятия пищи они садятся по-франски за стол. Женщины гордятся своим стройным станом и носят особый род корсета» (65).

Безмерный свой восторг талантливо выразил Константин Баль­монт в стихотворении «Черкешенка»:

 

Я тебя сравнить хотел бы

С нежной ивою плакучей,

Что склоняет ветви к влаге,

Словно слыша звон созвучий.

Я тебя сравнить хотел бы

С юным тополем, который

Весь смолистый, в легкой зыби,

К небесам уводит взоры.

Я тебя сравнить хотел бы,

Видя эту поступь, дева.

С тонкой лилией, что стебель

Клонит вправо, клонит влево.

Я тебя сравнить хотел бы

С той индусской баядерой,

Что сейчас-сейчас запляшет,

Чувства меря звездной мерой.

Я тебя сравнить хотел бы,

Но игра сравнений тленна,

Ибо слишком очевидно:

Ты средь женщин несравненна.

 

1.6. Ислам - неотъемлемая часть духовной жизни адыгов

 

На социализацию детей и молодежи определенное влияние оказы­вала и религия. Этические нормы, принятые адыгами, не идут вразрез с требованиями ислама. Адыги были свободолюбивым, мужествен­ным народом, но и верующим, богобоязненным.

Хан-Гирей писал: «Черкесы единодушно говорят и веруют, что люди за грехи свои подвергнутся в будущей жизни наказаниям, со­размерно преступным их деяниям, но что, будучи мугамеданином, человек не сделается вечной жертвою, а возвратится снова к блажен­ствам рая. Вот главный отличительный догмат их веры».

Из-за отсутствия письменности невозможно проследить доско­нально многие факты адыгской жизни изнутри самой нации. Но ху­дожественная литература и исторические летописи, фольклор, песно­пения, пословицы говорят о вере адыгов, которая на протяжении ве­ков менялась. Язычество, христианство и ислам - вера наших бли­жайших предков.

Ислам учит человека благородству, милосердию, благочестию, благонравию. Адыги по своей природе радушный и доброжелатель­ный народ. Об этом свидетельствуют искренние обращения к Созда­телю и добрые пожелания друг другу в жизни: «Алыхьым гущ1эгъу къыпхуищ1», «Тхьэр аразы къыпхухъу», «Уи мурадыр Тхьэм къуигьэхъул1э», «Алыхьым уи насып хилъхьэ», «Псэ быдэ тхьэм фхуищ1», «Тхьэм фигьэузыншэ, Тхьэм фыщ1игъэузыншыхь», «Акъылэгъу Тхьэм фыздищ1». Здесь просьбы к Создателю о благах в различных жизненных ситуациях. Выражения доброжелательности к соседям, милосердия к больным, слабым, святости родственных уз, почитания родителей. Знание адыгами этих истин и соблюдение их в своей жиз­ни говорит как об их мудрости, так и о богобоязненности.

Как и другие религии, ислам учит тому, что каждый человек отве­чает за свою духовную жизнь: «Кто приобретает грех, тот приобретает его против самого себя» (66).

«Кто идет прямым путем, тот идет прямо для своей души, а кто заблудился, тот заблудился во вред ей» (67).

Никогда нельзя говорить: «Мой народ был маловерующий». Это серьезная этическая ошибка перед лицом верующих и исполняющих все требования ислама.

По свидетельству французского военного советника А. Фонвилля, «когда наступало время их молитвы, черкесы, прежде всего, совер­шали омовения, раскладывали бурки по палубе и становились в ряд; один из них читал несколько молитв из Корана, остальные повторяли за ним в голос и при этом падали ниц. Церемония эта повторялась по нескольку раз в день; они никогда не забывали своих религиозных обрядов, и каковы бы ни были время и обстоятельства, они непре­менно молились в назначенные часы» (68).

В песнопении адыгов, которое относится к периоду феодализма, есть такие строки:

Саэр лъапэк1э плъэшоъоу

Орхъ хабзэзак1эу

Апхъолъэр зыгъашоу,

Мастэр звгъэплъэу

Алахьым у щегъэ1.

Платья носком касаясь,

Полной почтенья и грации,

Наперстком орудуя ловко,

Иглу докрасна раскаляя.

Аллах, дай тебе долго жить!

Кладя руку на пирог, именуемый «пирогом свекрови», на обрядах бракосочетаний шапсуги говорили:

Я, Аллахь!

Ныбжьк1э Насыпьщ1оу

Бэгъащ1эу,

Бэрэчэт хэлъэу,

1орыщ1эу,

Щ1ык1ащ1оу,

Щ1ы!

 

О, Аллах!

Молодую

Счастливой,

Долго живущей,

Изобилие несущей,

Послушной, благонравной

Сделай! (69)

В этих песнопениях благожелательное напутствие воспитательно­го характера и просьба к Создателю о долгой жизни.

Нравственные ценности религии и этики народа на протяжении многих веков не могли быть изолированы друг от друга. Именно их взаимовлияние обусловило торжество общечеловеческих ценностей.

«И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотовари­щи, - а родителям - делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив», - именно в этой суре из Корана мы находим сходство с поступками и взаимоотношениями, укладом жизни наших предков.

Много мудрости хранится в народных пословицах и притчах, до­шедших до нас. Любой верующий уверен в существовании загробной жизни. Например, у нас в народе говорят: «Лъэгуэжьэпэм нэмысыр, хьэдрыхэпэ нос», пословица предостерегает от лишних разговоров, нехороших поступков, ибо адыги убеждены, что неправедная жизнь, негативные поступки живущих беспокоят души умерших предков.

Уверенность адыгов в необходимости благонравной и ответствен­ной жизни на земле, милосердие и простодушие, гостеприимство и взаимопомощь говорят о правильно и разумно организованном бы­тии. С чувством ответственности перед Создателем.

Теперь жизнь основательно меняется. Стереотипы, рожденные многолетним атеизмом, разрушаются. Вера в Бога, преклонение, по­читание, богобоязненность возрождаются в душах людей. В респуб­лике строятся мечети. Счастье новых поколений в том, что они сво­бодно могут с самого детства узнать все ценности, указанные вели­ким Создателем. Это большое благо.

 

1.7. О трудолюбии народа и передаче опыта подрастающему поколению

 

Культура адыгов формировалась в соответствии с географическим положением и историческими условиями. С одной стороны северное побережье Черного моря, с другой - северные предгорья Кавказа представляли собой обширные и плодородные земли. Здесь развива­лись земледелие, животноводство, пчеловодство и другие отрасли хо­зяйства. Немаловажное значение имела охота, так как в лесах води­лось много дичи и диких животных. Поскольку хозяйство адыгов было натуральным, серьезное развитие получили ремесла: производство сук­на, волокна, шитье одежды, седельное производство и т. д.

В адыгской семье дети с самого детства привлекались к работе. «В первой половине XIX столетия, - писал Хан-Гирей, - черкесские оружейники, золотых дел мастера и ткачихи производят превосход­ные изделия, в которых видно особенно их искусство, во многом дос­тигающее высокого совершенства... Серебряные изделия достойны удивления по прочности и чистоте их отделки. Чернь и позолота, с величайшим искусством на них наводимые, превосходны в полном смысле этого слова, и, что важнее всего, это чернь и эта позолота ни­когда не сходят. Черкешенки ткут серебряные и золотые галуны с от­личным искусством и неподражаемым вкусом... Сукна везде ткутся для собственного потребления, и иногда бывают довольно тонки... Этим мастерством занимаются исключительно женщины, они же с

величайшим искусством вышивают серебром и золотом» (70).

«Девочек учили вышивать золотом и шелками, делать тесемки, га­луны, шить платья», - писал Шора Ногмов.

Народная педагогика адыгов основывалась на передаче навыков посредством беседы и личного примера в поле, в быту. Подросток в период земледельческих работ был не только помощником, вспомо­гательной силой. С него требовали, как с настоящего работника. В поле подростки набирались житейского крестьянского опыта, узнава­ли, как запрягать и распрягать быков, правильно вести упряжь по бо­розде, определять сроки, глубину заделки семян, отличать культурные поросли от сорняков и т. д.

Также взрослые «передавали опыт и знания по народной метеороло­гии, народному календарю. Начало нового сельскохозяйственного года адыги праздновали. Обряд празднования мэф1эщхъэтыхь (жертвопри­ношение в честь огня), который устраивался в каждой семье, посвящал­ся покровителю домашнего очага, и жертв (овец, коз, кур) приносилось столько, сколько очагов в ауле. Праздник длился три дня» (71).

Другой документ гласит: «Они возделывают землю большими плугами, запряженными 6-8 быками, водят стада на пастьбу, рубят деревья для срубов или топки, строят жилища, жнут хлеб и косят тра­ву, которой зимой кормят животных. Женщины и девушки, которые не так строго охраняются, как у крымских татар, работают с ними во время жатвы. Когда полевые работы зовут черкесов далеко от их се­лений, они строят себе в открытом поле хижины из жердей, покры­ваемых ветвями и камышом, которые можно принять за стога сена. Вся домашняя экономия черкесов ограничивается обработкой земли и разведением многочисленных стад; они сеют просо, из которого ва­рят кашу, пекут блины и всякое печенье, они также приготавливают особые напитки, называемые ими «пшенный суп». Реже сеют маис, который служит им продовольствием. Они возделывают огородные растения, вроде моркови, репы, брюквы, лука, тыквы, арбузов и т. д. Женщины приготовляют из дикой конопли очень красивую нить» (72).

Коллективная взаимопомощь не допускала существования в адыг­ском обществе нищих. Родовые связи поддерживали честь рода, его имя и репутацию. Уборка урожая, посев велись здоровыми силами об­щества, но никогда без надела не оставляли стариков и больных.

Черкесы всегда были трудолюбивым народом и в этих традициях обучали своих детей. Они прославили себя в ремеслах. Земледелие, животноводство, коневодство, пчеловодство, садоводство - все, чем они занимались на работе и в быту, они доводили до совершенства. Этому немало свидетельств.

Дж. Лонгворт писал: «Эти порядки берут свое происхождение из духа безграничного гостеприимства и проявляемого при этом реши­тельного презрения к материальным благам. Невозможно, чтобы при подобных обстоятельствах человек мог требовать вспомоществова­ния от своего более удачливого собрата, и предполагается, что чело­век, про которого известно, что он имеет лишнюю пару обуви или ру­башку, должен поделиться ими в пользу голого и босого.

Насколько черкесы пунктуальны во многих других отношениях, настолько они бесцеремонны в отношении собственности, даже на­оборот, считают своим долгом брать и давать, с равным безразли­чием».







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 228. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия