Студопедия — ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ?е же в заключении я хочу еще раз остановиться на взаимном уважении, которое в требованиях адыгства играет
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ?е же в заключении я хочу еще раз остановиться на взаимном уважении, которое в требованиях адыгства играет






Адыгство состоит из многих важных для этой системы этики ас­пектов. Невозможно из этой многосторонней и сложной структуры выявить главное, так как она состоит из взаимозависящих категорий нравственности.

Все же в заключении я хочу еще раз остановиться на взаимном уважении, которое в требованиях адыгства играет, пожалуй, перво­степенную роль.

Уважение в адыгстве разветвлено на все общество и доходит до каждого человека: младшего и старшего, мужчины и женщины. Явилось пророческим народное выражение об этом: «Намыс здашымы1эм насып щы1экъым (Где нет уважительных отношений -намыс, там нет счастья). Аналогичный смысл у пословицы «Заижит1ыр мэунэхъури зэхэзэхуэр мэунэ» (Согласие венчается добром, разногласие - крахом).

Наше поколение стало свидетелем того, как по мере разрушения законов, выработанных народной мудростью, в обществе нарастают социально-нравственные проблемы.

Рост бескультурья в советское время был завуалирован анти­культурой - достаточно вспомнить пионера, предавшего родного отца во имя идей, которые, по сути, эфемерны. Таких идей нет, по­тому что есть вечные ценности. По большому счету такое воспита­ние - варварская аномалия.

Теперь мы в ужасе говорим об отдельно взятых экономических, социальных, экологических проблемах. Забывая, что истоки всех вместе взятых проблем лежат в сфере нравственной. Народная муд­рость позволяла видеть жизнь как нечто неизмеримо большее, чем короткий отрезок времени. Адыгская этика тому подтверждение. Творя не согласованные с совестью поступки, человек перестал ду­мать об ответственности. Адыгская пословица предостерегает: «1ей пщ1ауэ, ф1ы ущымыгугь» (Совершив зло, не рассчитывай на доброе).

Следствием отступления от вековой мудрости и нравственности предков являются все проблемы, которыми изобилует наше время.

Почтительно относясь к памяти предков, наш народ выверял все возможные пути к этически осмысленным человечным поступкам. В первой половине XIX века Л. Я. Люлье в историко-этнографических статьях о Черкесии писал: «В массе большинства всегда можно бы­ло замечать постоянное стремление к порядку. Без всякого сомне­ния, основною причиною того и другого было господство старин­ных обычаев. Переходя из уст в уста, будучи при каждом случае приводимы к слову, применяемы к делу и обращаясь, таким обра­зом, в кровь и сок своего населения, которое есть свидетель и судья поступков каждой отдельной личности, эти обычаи становятся мо­гущественнее всяких законов».

Старец в представлениях адыгов - мудрец, произросший из глу­бин народной этики. Авторитет его безоговорочен. К этому человек идет незаметно каждый день. Каждым своим поступком подтвер­ждая морально-этическую состоятельность перед всеми.

О родовых связях вышеназванный автор пишет: «Всякая община, составная часть племени, представляет семью в большом виде и на­зывается по имени своего родоначальника. Члены этой семьи-общины считают друг друга такими близкими родственниками, что не допускают между собою брачного родства, и сочли бы такой брак просто кровосмешением. Такая большая семья ведет свои дела со­обща. Все члены ее оказывают друг другу при всяком затруднитель­ном обстоятельстве нужную защиту и помогают все вместе каждому отдельно. Всякое оскорбление и ущерб, нанесенные одному из его членов, считаются посягательством на благосостояние всей общины, и в свою очередь, каждый член этой общины подлежит ответствен­ности за свое поведение перед всею общиною. Раз лишившись за­щиты и покровительства общины, горец не может уже иметь ника­ких ручательств за свою личную безопасность и жизнь».

Народ, тщательно берегущий память предков до семи и более по­колений, знает свои истоки. Тот или иной род может легко просле­дить, что его истоки идут буквально от нескольких братьев, то есть от одной семьи. Отсюда чувство всеобщего братства и отношение ады­гов к святости родства, ответственность, понятие долга перед близки­ми. Растущий в такой среде ответственных взаимоотношений моло­дой человек чувствует заботу каждого, и естественно, его сознание зреет, с чувством ответственности принимая на себя хранение и при­умножение ценностей, которые объединяют его род, его народ и соз­дают всеобщее благополучие. При этом единении создается организм, в котором найдут свое место только здоровые силы.

Здесь каждый пользуется уважением. Старшие уважают млад­ших. Младшие почтительно относятся к старшим. Уронив это уважение, которое необходимо для всего народа, человек лишается все­го. И родины, и рода, и родни, и даже матери. И наоборот, в этой сплоченной нравственными ценностями структуре человек защи­щен, и за его безопасность горой встанут все.

Дж. Лонгворт указывает на другую сторону уважительных отно­шений в адыгском обществе: «Однако эта смиренность, как вскоре я обнаружил, сочеталась и основывалась, как у всех наций, склонных к церемонии, на уважении к самому себе. Когда другим тщательно отмеряется та степень уважения, которую требуют и для себя». О том же говорит поступок народного мудреца Ж. Казаноко: «Однажды Казаноко сидел под тополем у ручейка с крестьяни­ном. В это время мимо проходили две девушки. Увидев их, Казано­ко прервал разговор и, приподнявшись, слегка поклонился им.

- Что ты делаешь, старец! - воскликнул удивленный собеседник. -
У них молоко на губах не высохло.

- Это я своей чести поклонился, - ответил Жабаги».

В чем высший смысл этой цепи взаимоуважительных отноше­ний, защиты авторитета каждого? Наверное, на этот вопрос лучше всего ответит пословица: «Намысым насып къыдок1уэ» (За намысом следует счастье).

Множеством подобных примеров народ защищает добрые отно­шения между людьми, делая жизнь каждого спокойней и счастливей.

Человечность адыгской этики подчеркивает убеждение адыгов: «Псэ зыхэту хъуам гущ1эгъу хуэщ1ын хуейщ» (Необходимо бережно относиться ко всем, у кого есть душа).

Адыгская этика выявляется в поступках. Вот еще один пример из жизни. Когда стариков спросили, почему они вставанием приветст­вовали молодого человека, они ответили: «А как же иначе? Он ведь человек, создание Божье». Это еще одна из сторон взаимного ува­жения. Оказывая почести другим, адыги требуют того же в отноше­нии себя: «Пщ1э пщ1эм уи щхьэщ зыхуэпщ1ыжыр» (Уважая других, заслуживаешь уважение сам).

В современном обществе, в стране, где много лет бесчинствовал «атеистический вандализм», происходят шокирующие, страшные по своей сути аномалии в человеческих отношениях. Бездомные, кото­рых, посмеиваясь, называют бомжами, наркоманы, проститутки -ныне привычные явления. Подумать о каждом человеке, о молоде­жи, о детях, о будущем словно бы и некому. Отсутствует всеобщая ответственность за будущее нации, как было принято у адыгов. Вос­питанием занимался весь народ.

Каждое поколение должно относиться к своему существованию ответственно и нравственно. Нашему поколению пора отказаться от фальши, лицемерия, заблуждений и заложить основу будущего про­цветания своих народов на основе опыта предков, опыта интерна­ционализма. В этом опыте главенствует мирное и уважительное, от­ветственное отношение народов друг к другу.

Жизнь каждого человека дана Богом, прервать ее никто не имеет права, кроме Бога. Амбиции и зло порождены злом, и ответствен­ность за все поступки неизбежна. Поэтому мудрые люди повторяют -невозможно повернуть общество к лучшему, изменить социально-экономические проблемы, тревожащие всех, не изменив меру своей ответственности за жизнь на земле - перед Богом.

Творя не согласованные с совестью поступки, человек перестал думать о последствиях. Поэтому будет спасением, если каждый на­род, обратясь к своим истокам, приложит усилия к выправлению си­туации.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 257. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия