антропоцентризм
| экоцентризм
|
1. Высшую ценность представляет человек, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, а может и вредно, природа объявляется собственностью человечества, причем, как само собой разумеющееся, считается, что оно имеет на это право
| 1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества
|
2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, ниже вещи, созданные человеком и для человека, ниже – различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы.
| 2. Отказ от иерархической картины мира. Разумность человека дает не привилегии, а налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей и мир природы – элементы единой системы.
|
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и т.д. – получение определенного «полезного продукта», сущность его выражается словом «использование»
| 3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
|
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом» (по аналогии с «нравственным императивом» - базовой категорией этики Канта): правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству
| 4. Характер взаимодействия с природой определяется «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
|
5. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда»
| 5. Природа воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком
|
6. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы
| 6. Этические нормы и правила действуют не только в мире людей, а распространяются на взаимодействие с миром природы
|
7. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека
| 7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства
|
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
| 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради ее самой
|
под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.