Смысловые вешки
Значит, Так, То есть, Что получается?
Человек, исследующий незнакомую территорию, ставит на своем пути опознавательные знаки, чтобы не заблудиться и не кружить на одном и том же месте. Такие же метки или вешки нужны и на неизвестной территории в мире мыслей и идей. Слова-ферменты этой категории и являются такими вестовыми столбиками на пути сознания, движущегося от одной мысли к другой.
Значит - "болезнь" школьников и студентов при ответе у доски. Эту вешку у них можно сравнить с костылем, который помогает ходить по зыбкой для них почве. Частые зарубки на своей речи в виде слова "значит", скорее всего, свидетельствуют о том, что смысл то и дело "убегает" от их внутреннего взора, а значит, как следствие и из речи. Попытка найти его с помощью слова "значит" похожа на магическое заклинание. Вникнем в первоначальный смысл слова "значит". Корень его - "знач", т.е. происходит от существительных "знак" или "значение". Хотя и не то же самое, что смысл, но где-то близко. Значение - это, как бы, знак, символ, отражение смысла. Сам смысл - понятие надвербальное и научно-рационально неуловимое. Но значение (слов) можно передать с помощью других слов или символов. Значение - посредник между словом и смыслом. Поэтому, чтобы обрести потерянный смысл слов, можно попытаться решить сначала более скромную задачу - обрести значения слов, а через них и смысл. Слово-фермент "значит", в этом смысле, похоже на слово-фермент "ну": оно "подстегивает" поиск значения, так же как "ну" подстегивает вообще любые действия. Иногда "значит" пробивает - и тогда речь восстанавливается вместе с ее смыслом. Иногда несколько "значит" подряд звучит тщетно - смысл ушел далеко и, на данный момент, безвозвратно. Кроме, всего прочего, если дело происходит у доски или во время выступления, "значит" - это еще небольшая капсула времени. В спокойной обстановке - обсуждении, беседе, споре остается только роль смысловой вешки. С помощью нее собеседники как будто пытаются пригвоздить ускользающий смысл к одному месту в поле своего сознания.
Так - "слово-гвоздь", забиваемый после некоторой паузы для того, чтобы рассеять поток сомнений и бесплодных размышлений о чем-либо. Слово звучит слово выстрел: у того, кто говорит, оно мобилизует волю к решительным действиям. Для того, кто слушает, оно означает волевой конец всяких колебаний собеседника и его переход к действиям, может быть даже враждебным. Очень часто подсознательно используется людьми слабыми в ситуациях, когда они по долгу службы или обстоятельств вынуждены брать ситуацию в свои руки (пожилые кондукторы в общественном транспорте). Люди решительные с сильной волей используют его нечасто, пожалуй, лишь тогда, когда их сильный характер имеет неуравновешенную долю наглости или гордости. В этом случае это слово в их устах имеет смысл: "Будет так!" и действует на собеседника как внезапный удар мечом. Редко это слово-фермент может иметь параллельный смысл капсулы-времени, например, у студентов на экзамене: своим "Та-а-ак!" они не только забивают смысловую вешку в потоке своих мыслей, но и пытаются оттянуть начало своего ответа и усиленно думают. Встречается еще благородное короткое и быстрое "Так!", которое слушающий собеседник вставляет вместо ответа после каждой фразы говорящего. Оно означает, что порции информации воспринимаются с пониманием, как правило, с расположением и стимулируют собеседника к продолжению своей речи. Вешка "Так!" в целом чаще используется женщинами, чем мужчинами (за исключением последнего смысла).
То есть (то бишь, тоись) - вешка "возврата", проявление внутренней борьбы с собственной неуверенностью в том, что говорящий сам говорит. Человек, употребляющий через каждое предложение свое "то есть" подобен несмелому путешественнику, который пустившись в путь, то и дело оглядывается назад: А может вернуться? А туда ли я иду? А все ли я взял с собой из того, что нужно? Также он напоминает художника, который, рисуя чей-то портрет и по мере своего рисования неотрывно всматриваясь в него, постоянно меняет свой замысел о фоне, настроении, форме линий лица и т.д. и делает свои изменения прямо на ходу. Человек, своим частым "то есть", как будто, каждый раз отказывается от своих предыдущих слов и снимает с себя всякую ответственность за них. Но по мере говорения чувствует, что, пожалуй, опять сказал слишком много и ответственность снова начинает давить на него тяжким грузом. Тогда следует очередное "то есть". Очень часто это слово можно услышать на экзамене от студента, который, во что бы то ни стало, пытается ответить не так, как он сам думает, (он может быть вообще по данному вопросу ничего не думает), а так, чтобы преподаватель остался довольным. В этом случае его "то есть" еще напоминают своеобразное "прощупывание" преподавателя: они, фактически, разделяют разные варианты ответа, во время которых студент пристально следит за мимикой лица преподавателя и его репликами. Иногда это "то есть" может разделять прямопротивоположные ответы: понимай его как "ну, конечно, именно это я и имел ввиду". Иногда "тоись" выступает как словесное прикрытие откровенного вранья, то есть как инструмент самоуспокоения собственной неспокойной совести. Не случайно, что фермент звучит именно как "то есть", а не как, например, "это есть", хотя речь идет о том, что прозвучало сейчас, только что. Превращая "это" в "то", человек отдаляет от себя только что сказанное и начинает говорить уже про настоящее "это", которое через пару предложений снова оборачивается "тем".
Что получается? Если "значит" сравнить с временной остановкой, то "Что получается?" - это стоянка. Стоянка нужна не только и не столько для того, чтобы о чем-то подумать говорящему - это флажок для маленького итога монолога. Сам монолог можно сравнить с потоком последовательных умножений столбиком, которые отделяются друг от друга чертой, подводящей результат - "Что получается?" Интересно, что этот фермент обычно используют люди бесхитростные: ведь они не заготовили и не продумали вперед свои мысли, а рассуждают вслух вместе с собеседником, давая ему возможность буквально следить за собственными мыслями. Иногда "итожилка" не включается сразу, тогда после "Что получается?" следует вынужденная пауза. Возможно, что в этом месте монолог перейдет в диалог. Еще немаловажно использование в этом ферменте 3-его лица среднего рода: не "Что получаю?" (центропупизм) или "Что получаем?" (заговор), а "оно", т.е. получается "оно само", без нажима и эмоций, а по логике вещей. Это придает незаметный и, в общем, симпатичный оттенок убедительности словам говорящего.
|