Понятие социальной функции и социального факта у Э.Дюркгейма
Давид Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Предмет социологии – социальная реальность - реальность особого рода, которую нельзя свести ни к биологическим, ни к физиологическим явлениям. Соц.реальность складывается из соц.фоктов. Социальные Факты - образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты: а) коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и б) морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д. А) Соц.факт не зависит от индивидуального сознания; существует объективно, хотя явления порождаются человеческим сознанием. Б) Соц. факт носит принудительный характер, составляет способы мышления и действия. Например, юридическую систему создали люди, но теперь она существует отдельно от нас, мы ей подчиняемся. Понятие " Социальная функция – это отношение соответствия между процессом и определенной потребностью социальной системы. Например, "спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует" Образцом для подобного понимания функции послужило сложившееся в биологии представление о функциях органов в биологическом организме, представление, усвоенное затем биоорганической школой (органицизмом) в социологии. Вообще Дюркгейм исходит из принципа функциональной обусловленности социальных явлений. Он считает, что любой более или менее значительный обычай, или институт; если они существуют достаточно долго, соответствуют определенной социальной потребности, какими бы бессмысленными или вредными они ни казались с рациональной точки зрения.
5. Понятия «коллективное сознание», «общественное разделение труда», «социальная солидарность», «аномия» у Э.Дюркгейма. Давид Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Коллективное сознание — совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. КС — «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» — существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой. Д говорит, что силой, создающей общественное целое, является разделение труда. Под ним он понимает, прежде всего, профессиональную специализацию. Разделение труда - признак развитого общества, поскольку в нем существует необходимость обмениваться результатами деятельности, выполнять взаимодополняющие функции. Следовательно, разделение труда объясняет различия между индивидами, превращение каждого в личность. Сознание того, что любой человек зависит от другого, что все связаны единой системой общественных отношений, создаваемых разделением труда, вызывает у людей не только чувство зависимости друг от друга, но и понимание своей связи с обществом, т.е. социальнойсолидарности. Социальная солидарность, по Дюркгейму, явление чисто моральное, не поддающееся само по себе ни точному наблюдению, ни особенно измерению. Но это не просто моральное явление. Социальная солидарность - высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, потому что признается всеми членами общества. Солидарность – определенная степень согласия в обществе. От степени солидарности зависит состояние общества — нормальное или патологичное. Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы — реформы. Дюркгейм пишет о двух формах социальной солидарности - механической и органической, каждая из которых характеризует различные типы связей и отношений между людьми. Механическая солидарность, согласно его терминологии, - это "солидарность по сходствам", т.е. вследствие сходства между людьми. Она существует в неразвитом, архаичном обществе, тогда, когда индивиды мало чем отличаются друг от друга. Индивидуальное сознание производит коллективное, один хочет быть похожим на другого. В развитом обществе на смену механической приходит органическая солидарность. Она возникает и существует в условиях развивающегося разделения труда, усиления дифференциации и различий между людьми. Она подчеркивает индивидуальность и личностное начало. Ученый назвал эту форму солидарности органической, потому что в развитом обществе каждый человек выполняет какую-либо специальную функцию в соответствии с разделением труда - подобно тем процессам, которые происходят в организме, когда каждый орган выполняет присущую лишь ему функцию. Причиной перехода от одной солидарности к другой является разделение труда. Именно общественное разделение труда обеспечивает сплоченность в обществе, оно воссоздает единство человеческого общества в материальном и моральном плане. Зная работы Маркса и его идеи относительно принудительного характера труда при капитализме, французский социолог не следует им. Дюркгейм исследует разделение труда с моральных, а не с экономических позиций, т.е. с той точки зрения, которая позволяет ему в утратившем свое единство капиталистическом обществе показать его возможности и перспективы. Аномия — понятие по Дюркгейму— это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой. Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. Аномия -состояние ценностно-нормативного вакуума. Основа единения общества-религия, способная оказать внешнее принуждение и выступающая в качестве общих представлений. При аномии «прежние боги стареют или умирают. А новые не родились». Аномия характеризует больное общество, в котором нет единого представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи. 6. Исследование Э. Дюркгеймом самоубийства как социального феномена. Анализу социальной связи, характеру и различным видам проявления посвящена одна из наиболее известных работ Э. Дюркгейма – «Самоубийство». В этом исследовании Э. Дюркгейм обратился к социальным причинам самоубийств. Суицид является одним из наиболее уникальных индивидуальных актов, на которые способны только люди. Дюркгейм показал, используя статистические данные, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания. Анализируя статистические данные, Э. Дюркгейм обращает внимание читателя на целый ряд закономерностей: в городах удельный вес самоубийств выше, чем в сельской местности; самоубийства чаще совершают протестанты, нежели католики; холостяки более склонны к самоубийствам, чем семейные люди, особенно высок процент среди разведенных; женщины реже совершают самоубийства, чем мужчины. Число самоубийств существенно сокращается в периоды войн и бедствий национального масштаба. Все это говорит о том, что основным фактором самоубийств как более или менее массового явления выступает, прежде всего, характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности. Ослабление или даже разрыв социальных связей индивида может привести его к выводу о бесцельности дальнейшего существования и принятию решения уйти из жизни. «Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабла связь его с обществом». Однако к решению уйти из жизни некоторых индивидов в определенных обстоятельствах может подтолкнуть и чрезмерная сила социальных связей. В соответствии с этим Э. Дюркгейм и разрабатывает свою типологию самоубийств.
|