Учение О.Конта об обществе. Социальная статика и социальная динамка. Закон трех стадий
Теоретические источники и общие положения концепции О.Конта Основатель французской философии позитивизма, известной также под названиями "Социальная физика" и "Социология" Огюст Конт (1798 - 1857 гг.) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. В 1839 году придумал слово «социология». Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице Тюрго, Кондорсе и Сен-Симона. В 1822 г. Сен-Симон и Конт совместно разработали "План научных работ необходимых для реорганизации общества", в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать социальной физикой, а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных закону тяготения, открытого Ньютоном в механической физике. Основной труд Конта - шеститомный "Курс положительной философии" был опубликован между 1830-1842 годами. Он отвергал попытки философии познать причину и сущность всех вещей. По его мнению, нужно помнить о невозможности и ненужности поиска причин общественных и природных явлений. Нужно понять законы, по которым эти явления существуют,а задачей социолога является изучение связей. Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях (закон трех стадий) - теологической, метафизической и позитивной – см. билет №2. Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит, согласно такому представлению, в возможно беспрепятственном следовании познанных законов, соответствующих данному явлению Каждая их функция жизнедеятельности человека или растения свободна лишь в случае, если она совершается в соответствии с законами и без всяких внешних и внутренних препятствий. Вот почему всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону, в этом случае они не способствуют никакому порядку - ни индивидуальному, ни коллективному. Современные общественные беспорядки, по мнению Конта, усиливаются более всего честолюбием мелкой буржуазии, ее слепым презрением к народу. В идеальном строе, желательно, поэтому полное исчезновение среднего класса при сохранении богатого патрициата и остальной части, именуемой пролетариатом. Функции философии тесно переплетаются с функциями "систематической морали, представляющей собой естественное характерное приложение философии и повсеместный проводник политики". Конт сознательно отверг религию христианского Бога и провозгласил религию Человечества, именуемого Великим Существом, которое есть прежде всего "совокупность прошлых, будущих и настоящих людей, которые способствуют усовершенствованию всеобщего порядка". Общесоциологическое учение Конта получило сравнительно широкое признание в России конца прошлого века и оказало влияние даже на его критиков. Особенно привлекательным оказалось контовское увлечение институционным, в том числе политико-учрежденческим и научно-прикладным реформаторством, что сказалось на многих концепциях социального прогресса конца XIX и XX в. В области правоведения особое внимание привлекала идея человеческой солидарности, которая получила новые истолкования в теоретических построениях Л. Дюги, М. Ориу и в своеобразной манере П.А. Кропоткина. Учение О.Конта об обществе. Социальная статика и социальная динамка. Закон трех стадий. "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего, определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир. Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Человек пытается найти начальные и конечные причины явлений, стремится к абсолютному знанию. Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, абстракции. Стремление аргументировать, а не наблюдать. Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний. Отказ от исследования причин. Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова «почему» словом «как»". Главную функцию науки Конт видит в предвидении. В предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления. Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ЗАКОН, выражающийся в классификации наук. Конт отвергает бэконовский принцип классификации в зависимости от различных познавательных способностей человека (рассудок, память, воображение). Он выдвигает куда более плодотворную идею, согласно которой все эти способности применяются одновременно и во всех науках. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания. Если опустить детали, то основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так: Математика. Астрономия. Физика. Химия. Физиология. Социальная физика (социология). Мораль. Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества, учение об изменении социальных систем, программа социального действия. Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде "социальной физики", он называет " социальной статикой ". В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную " субстанцию " социума. Соц. статика-это: стабильное существование человеческого общества; изучение семьи-источника морального воспитания; необходимое условие-разделение труда; необходимо обеспечить единство соц.чувств. Учение об изменении социальных систем Конт называет "социальной динамикой". Представление об общественном прогрессе является ведущим в " социальной динамике " Конта. Развитие и здесь совершается по "закону трех стадий". Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Соц. Динамика это: теория прогресса; прогресс существует из врожденного инстинкта; прогресс не всегда счастье, поэтому происходит замена слова «прогресс» на слово «развитие». Непрерывный характер прогресса; прогресс-постоянное усовершенствование существующего порядка. Третий раздел своей социологии Конт называет " социальной политикой ". Основной ее тезис - это превращение "позитивной философии" в религию всего человечества. Итак, основателем первого позитивизма был Огюст Конт. Его историческая и научная роль состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки. Конт сформировал представление о социальной реальности, утверждал, что все общества проходят одни стадии развития.
|