Античный материализм
человек – микрокосм, составляющий подобие и часть космоса. В силу этого он может познать мир-космос. Человек – телесное, материальное вещество, подчиненное законам природы. Милетская школа. Фалес. Мир возник из первовещества – «воды». «Вода» - это первоисточник всего. Первовещество и все происшедшее от него не лишены одушевленности. Пример и доказательство всеобщей одушевленности - свойства магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу. Анаксимандр. Первовещество апейрон – неопределенное и беспредельное. Из него обособляются теплое и холодное, формирующие все остальное. Анаксимен, первооснова – воздух. Воздух сродни пустоте. Ксенофан. Светила - естественно возникли. Все возникает из земли и воды, люди – соединение земли и воды. Гераклит Эфесский. 1 диалектик. Все движется и ничего не покоится: «нельзя дважды войти в одну реку», так как это будет уже другая река. Вечное движение есть вечное изменение. Как Первовещество выступает огонь, мир не сотворен, а был всегда, огонь в основе круговорота: вода-земля-воздух-огонь. Движение – борьба противоположностей. Школа атомистов –Демокрит, Лукреций Кар (скалы иссекаются ветром > ветер состоят из невидимых частиц). В основе вещей лежат атомы и пустота, невидимые неделимые бескачеств. частицы. Атомы различаются размером, положением, порядком. Если бы вещи делились до бескон > они бы состояли из ничто > есть неделимая частица – атом. Демокрит: миры возникают из атомов, вещи – соединения атомов, а пространство – пустота, вместилище атомов. Концепция детерминизма - все в мире определяется положением атомов в изначальном вихре. Вселенная бесконечна и вечна, состоит из множества миров. Человеческая душа материальна и состоит из атомов. Познание(истина) при столкновении разума и чувств. Элейская школа. Чувственно наглядный мир – мир чувст, искажающий реальный мир, за которым неподвижное и неизменное бытие. Парменид -1 метафизик. Мысль о предмете и предмет – это одно и то же. Мысль не может быть отделена от бытия. Поэтому небытия – пустоты – не бывает. Мир – сплошная шаровидная масса вещества. Мир неделим, нет множества отдельных вещей, а есть только единый мир. В основе всех явлений противоположность света и тьмы. Чувства не дают нам истинной картины мира. Истинная картина мира открывается и удостоверяется только умом. Картина состоит в том, что мир тождествен, не знает ни возникновения, ни гибели. Мир вечен, неизменен, неподвижен. Зенон. Создатель апорий – доказательств неподвижности бытия. Апории – «стрела», «дихотомия», «Ахиллес и черепаха». «Стрела» – летящ стрела покоится, т.к. в каждый момент времени наход в опр. т. пространств> движение –сумма моментов покоя > движение сущ-ет только в ложном чувственном восприятии.
|