Азбука архитектуры
Архитектура - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Выразительные средства архитектуры — композиция, масштаб, пропорции, пластика объемов, цвет материалов, синтез искусств и др. ФУНКЦИОНАЛИЗМ, направление в архитектуре 20 в., требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА- основана на индивидуальном характере зданий (виллы, особняки, загородные отели и т. д.), строительство из естественных материалов, создание единого пространства, связь с окружающей природой. РАЦИОНАЛИЗМ выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и пространственной структуры. Музыка в храме. Основой духовной музыки является Библия. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА, музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в бытe. Древнейшая форма духовной музыки - церковная (у христиан) - пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. Многоголосие в духовной музыке на Руси складывалось в 17 в. (строчное пение, партесное пение). Русская духовная музыка - вокальная. Под звуки этих напевов было совершено крещение народа в водах Днепра. Одного из первых известных композиторов следует назвать В.П.Титова (1650-1710), певчего дьяка, в течение 20 лет составившего 135 песнопений, около 30 концертов для 4, 8 и 12-ти голосных хоров. М.С.Березовский (1745-1777) получил в Италии звание академика-композитора; П.И.Чайковский (1840-1893) - композитор мировой известности, создал наряду со светскими произведениями высокодуховные и образцовые в музыкальном отношении песнопения: "Литургию святого Иоанна Златоуста", "Всенощное бдение", "Вечер» и др. С.В.Рахманинов (1873-1943) написал "Всенощное бдение" из 17 песнопений, мастерски использовав попевки знаменного распева. Вплоть до 17 в. церковь оставалась гл. центром муз. профессионализма; в рамках церк. культуры были созданы высокие художественные ценности, складывались мн. муз. жанры, развивались теория музыки. Постепенно сформировалась целостная система церк. богослужения с его суточным (гл. служба — обедня), недельным (с центр, воскресным богослужением), годовым (с неподвижными и подвижными праздниками) циклами, или “кругами”. Со временем участие женщин в обществ, богослужебном пении было запрещено; вплоть до кон. 1-го тыс. не допускалось и использование муз. инструментов. На Руси Ц. м. получила распространение вместе с принятием христианства по визант. образцу в кон. 10 в. По системе жанров и составу словесных текстов песнопений рус. Ц. м. была исключительно вокальной. Её певч. жанры отражают сложность и богатство визант. гимнографии: стихира, канон, припевы, славословие, величание, гимн, аллилуарий, псалмы и др. Знаменный распев — основа др.-рус. Ц. м. — господствовал в течение 11—17 вв. (поныне сохраняется у старообрядцев). Развитию хор. пения способствовали 2 хора — государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков (с 16 в.), на основе к-рых впоследствии были образованы соответственно Придв. певч. капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве. С нач. 19 в. центром духовной музыки стала капелла. Композиторы 19 в. создали многочисл. духовные концерты, служебные песнопения и обработки др.-рус. распевов (А. Ф. Львов, Н. И. Бахметев, П. М. Воротников, Г. Я. Ломакин, П. И. Турчанинов, Н. М. Г.Ф.Львовский). К Ц. м. обращались также М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. С. Аренский. Вершиной развития Ц. м. этого времени явились “Литургия Иоанна Златоуста” и “Всенощное бдение” Рахманинова. Художественный образ в архитектуре. Художественный образ - форма отражения объективной действительности в искусстве с позиций эстетического идеала. Архитектура не изобразительная, оно созидательная. Этот вид искусства часто называют «летописью мира», «застывшей музыкой», «искусством вписывать линии в небо». Архитектура, или зодчество, - это область материальной и духовной деятельности, имеющая основной задачей создание искусственной среды для жизни и работы людей. Это искусство строить и проектировать здания и сооружения так, чтобы они отвечали своему практическому назначению, были удобны, прочны и красивы. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует, но среда искусственно созданная, которая противостоит природе, но в то же время всегда связана с окружающим пространством. Архитектурное искусство требует не только художественного творчества, но и глубоких инженерных познаний, а архитектор должен быть не только художником, но и инженером. В русском языке слово «архитектор» появилось в 17 веке при Петре 1. Ранее на Руси говорили: «палатных дел мастер», «каменных дел мастер», «плотничных дел мастер». На Русском севере умелых мастеров называли плотниками (от слова «плот» - связка бревен). Не степном юге строили из глины, глиняная постройка называлась «здание», а мастеров глинобитного дела стали называть «здатель», или «зодчий». Архитектурный образ — это лицо, общий облик здания, в котором должно выражаться назначение, содержание последнего. Мы говорим часто об образе современного жилого дома. Это значит, что современный нам дом должен иметь в своем облике определенные, характерные черты, которые давали бы правильное представление о его структуре, о жизни в нем, о тех общественных условиях, которые его создали. Каждый конкретно взятый жилой дом должен быть похож именно на жилой дом, а не на сооружение иного назначения. Совершенно то же следует сказать и о прочих зданиях. Образ каждого здания должен быть эмоциональным и впечатляющим. Архитектура может и должна оказывать воздействие на человека. Совершенно справедливы слова Гегеля, что архитектура — окаменевшая музыка. Здания бывают суровыми и мрачными, замкнутыми и отчужденными от внешнего мира и, наоборот, привлекательными, светлыми, легкими, оптимистичными по своему характеру. Архитектура влияет на наше настроение, увеличивает работоспособность, вселяет в нас чувство приподнятости или же, в противоположность этому, может создавать угнетенное, подавленное настроение. Следует заметить, что работа архитектора над образом не является самодовлеющей задачей. Она должна быть подчинена главному — созданию удобного, в функциональном отношении конструктивно оправданного здания, экономичного в процессе постройки и в процессе эксплуатации. Окружая нас всюду и постоянно, архитектура является могучим средством воспитательного воздействия.
|